Главные вкладки

    Методические рекомендации родителям
    консультация по теме

    Потеряйкина Ольга Николаевна

    Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii_office_word.docx17 КБ
    Файл metrek_3.pptx2.22 МБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по самостоятельной исследовательской практике

    Новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные, они глубже и прочнее. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.  

    ПЕРВЫЙ   ЭТАП НАУЧНОГО   ИССЛЕДОВАНИЯ -  СТОЛКНОВЕНИЕ  С  ПРОБЛЕМОЙ

    Этот этап  предполагает:
    - четкую формулировку проблемы;
    - обоснование и актуальность решаемой проблемы;
    - степень теоретической и практической разработанности проблемы в конкретных областях науки.

    Проблема исследования

    Чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Проблема подскажет, как сформулировать тему исследования.

    Как выявлять проблемы?

    Древнегреческое слово «problema»  переводится как «задача», «трудность», «преграда».
    Главная задача исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
    Развить умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Проблема отражает противоречия между  знаниями и незнанием  путей, средств и методов решения.

    ВТОРОЙ  ЭТАП  НАУЧНОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ  -  СБОР  ДАННЫХ

    Этап предполагает: 
       - поиск достоверных сведений об объектах и явлениях;                                                                                                        

      - определение темы, цели и задач, гипотезы исследования.

    Как выбрать тему исследования?

    Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы: 

    1.    Что мне интересно больше всего?

    2.    Чем я хочу заниматься в первую очередь:  математикой или поэзией, историей или чем-то другим?

    3.    Что из изученного в лицее хотелось бы узнать более глубоко?

    4.    Чем я чаще занимаюсь в свободное время?

    5.    Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

    Какими могут быть темы исследования?

    Все возможные темы можно объединить в три группы:
    Фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
    Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
    Теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

    ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ

    Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
    Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», тогда цель исследования будет: изучение поведения ворон.

    ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

    ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Гипотеза – это предложение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Слово “гипотеза” происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предложение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».

    Для решения проблемы вам потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. Если гипотез несколько, то самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

    Участие в исследовательской деятельности  - сложный труд и  для ученика, и для родителей. Исследовательская работа подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителей знать суть этой деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.

    ПОМНИТЕ: Вы играете роль источника информации наравне с книгами, фильмами, интернетом и др.

    Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

    Помогая ребенку, ПОМНИТЕ: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом

    После выполнения работы очень важно обсудить итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели, отметить положительные результаты. 

    Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

    Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор

    Может потребоваться помощь в правильной формулировке

    Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

    Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

    Прикиньте возможные выходы с ребенком

    Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой

    Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

    Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта

    Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет

    Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль

    Подскажите основные правила оформления документов

    Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

    Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

    Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

    Воспользуйтесь приложениями


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Научно-исследовательская работа 25 февраля 2012года г. Хабаровск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 Методические рекомендации Потеряйкина О.Н. руководитель НОУ «ЭВРИКА»

    Слайд 2

    Постановка проблемы Выбор темы Требования к работе Исследование Организация работы Анализ литературы Цели и задачи Оценка работы Структура презентации Памятка родителям

    Слайд 3

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Определение темы Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТА П Анализ имеющейся информации. Поиск дополнительной информации. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП Презентация работы. Изучение возможностей использования результатов работы КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП Оценка собственной деятельности. Анализ результатов выполнения работы. Оценка качества выполнения проекта.

    Слайд 4

    Как выбрать тему работы Предлагаю вам темы на выбор : Помните! Выбор темы должен соответствовать интересам ребенка ФАНТАСТИЧЕСКИЕ (несуществующие) - разрабатываете сами ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.) (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты

    Слайд 5

    Опишите , как проявляется интерес ребёнка к часам, календарям, головоломкам. Скажите , что вызывает любопытство ребёнка. Приведите примеры. Что собирает ваш ребёнок ? Как составляет свою коллекцию ? Приведите пример изобретательности ребёнка. Опишите , как проявляется интерес к теле- и радиопередачам, газетам и т.д. Какие картинки вызывают интерес ребёнка ? Перечислите темы, которыми интересуется ваш ребёнок, и приведите примеры вопросов, которые он задаёт .

    Слайд 6

    Чтобы начать исследование, надо найти проблему , которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Проблема подскажет, как сформулировать тему исследования. Как выявлять проблемы? Древнегреческое слово « problema » переводится как «задача», «трудность», «преграда». Главная задача исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Развить умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.

    Слайд 7

    КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, она конкретизируется и развивается в задачах. Задачи Цель Зачем мы хотим выполнить работу? Что для этого предстоит сделать? написать.. составить.. сделать.. выяснить.. доказать.. разработать… убедить.. изучить.. описать.. установить.. выявить.. сформулировать.. привлечь… исследовать..

    Слайд 8

    Основные этапы процедуры исследования: · постановка проблемы; · сбор фактического материала; · систематизация и анализ полученного материала; · выдвижение гипотез; · проверка гипотез; · доказательство или опровержение гипотез. Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в Интернете, опросы (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент

    Слайд 9

    ГИПОТЕЗА... Определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении . Это утверждение вида : « если А, то В», которое описывает , как намереваемся разрешить проблему . ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ГИПОТЕЗЫ: 1. Неопределенность истинного значения ; 2. Направленность на раскрытие данного явления ; 3. Выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы ; 4. Возможность выдвинуть « проект » решения проблемы . “ Гипотезы - это леса , которые возводят перед зданием и сносят , когда здание готово , они необходимы для работника , но он не должен принимать леса за здание " И. Гете

    Слайд 10

    Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части: титульный лист оформляется согласно требованиям организаторов конференции;

    Слайд 11

    Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части: содержание оглавление всех разделов и составных частей работы Введение………………..2 1.Теория…………………3 1.1………………………….5 1.2………………………….7 2. Эксперимент……....8 2.1………………………….10 2.2………………………….11 3. Результаты…………12 3.1………………………....13 3.2………………………….14 Заключение……………15 Список литературы…16 Приложения……………17

    Слайд 12

    Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части: введение основная часть заключение теория, эксперимент, результаты, обсуждения результатов в этом разделе кратко формируются основные результаты в виде утверждения , а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правильно, состоять из двух - трех пунктов содержит актуальность выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей. Во введении представлен аппарат исследования, первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат. Объем введения не должны превышать двух страниц машинописного текста

    Слайд 13

    список литературы приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору работы для иллюстрации научных исследований Говоря о структуре научной работы, то можно в ней выделить основные части: фамилия, имя, отчество индивидуальных авторов. (Записываются в алфавитном порядке) тематика, вид, жанр, назначение документа и т.д. Издание, год издания Например, Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С. «Математическая шкатулка» Москва, Просвещение - 1988

    Слайд 14

    1. Первым делом решите для себя, что вы хотите сказать своей презентацией, выработайте её концепцию, структуру, содержание. Затем приступайте к выбору дизайнерского решения . 2. Не превращайте её в краткий пересказ работы. Не помещайте весь или почти весь текст на экран . 3. Помните, что только самое интересное и яркое запомнится слушателям . 4. Помните о главном правиле — гармоничное сочетание визуального и текстового материала . 5. Соблюдайте логичность, научность и доступность представления информации Презентация будет успешна тогда, когда она останется в памяти аудитории!

    Слайд 16

    Критерии оценки проекта Оригинальность идеи Глубина и степень проработанности Четкость структуирования информации Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. Привлечение знаний из других областей Убедительность, яркость представления Эстетика оформления результатов проекта

    Слайд 17

    При защите работы не следует говорить слишком быстро, используйте логические ударения, паузы, изменение тона и т.п. Всё это в сочетании с подходящими к случаю внешним видом помогут вам провести успешную презентацию.

    Слайд 18

    СЛОВАРЬ ЦЕЛЬ – 1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта; 2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. ТЕМА – предмет, основное содержание рассуждения, изложения РЕФЛЕКСИЯ – 1) размышление о своём внутреннем состоянии; 2) самоанализ, самопознание, самонаблюдение. ПРЕЗЕНТАЦИЯ – публичное представление, предъявление своего продукта. ПРОБЛЕМА – 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний. ПЛАН – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. ИНФОРМАЦИЯ – 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии человека. ИССЛЕДОВАТЬ – 1) подвергнуть научному изучению; 2) осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-нибудь. ЗАДАЧИ – то, что требует исполнения, разрешения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца. ГИПОТЕЗА – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. АКТУАЛЬНЫЙ – важный, существенный для настоящего момента (для науки, для практики, лично для автора и т.п.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1

    Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....

    Методические рекомендации родителям "Ошибки при выборе профессии"

    Перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, совершаемые нами при выборе профессии....

    Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками

    Методические рекомендации родителям младших школьников с речевыми недостатками...

    Методические рекомендации родителям детей- инвалидов.

    Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...

    Методические рекомендации родителям младших школьников, изучающих английский язык.

    Знание английского языка в наше время открывает двери в лучшие вузы страны, даёт возможность более свободно себя чувствовать в зарубежных путешествиях, позволяет специалистам претендовать на более выс...

    методические рекомендации родителям

    методические рекомендации родителям...

    "Здоровым ребенка делают родители" Методические рекомендации (родителям на заметку)

       Врачи говорят, что сейчас уже среди старших дошкольников трудно найти здоровых детей. Поэтому о том, чтобы ребенок вырос крепким и относительно здоровым, надо успеть позаботиться д...