Родительское собрание-практикум "Как помочь ребенку стать внимательным"
методическая разработка на тему
Цели: * Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.
* Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание-практикум
«Как помочь ребенку стать внимательным»
Цели: 1. Познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами.
2. Изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: классный руководитель, родители учащихся 1-го класса, школьный психолог.
Подготовка: Приглашение родителей на собрание.Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей «Выбор пути»
- Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий? Подчеркните один из предложенных ответов.
- Да;
- Трудно сказать (и да и нет);
- Нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным? Подчеркните один из ответов.
- Да;
- Трудно сказать (и да, и нет).
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
III. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета.
IV. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
V. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развитие внимания младших школьников.
VI. Подготовка листов с описанием игр для игровых групп.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) Выставка литературы о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка.
б) Оборудованные игровые места для трех родительских групп (столы с прикрепленными отличительными знаками, кругами красного, синего и зеленого цвета, стулья, бумага, ручки, карандаши).
в) Листы с описанием игр.
г) Реквизит для игр: мячи, кубики, повязки для глаз; мелкие предметы.
д) В центре классной доски название темы родительского собрания.
Ход проведения собрания:
I. Звучит музыка. Родители занимают места за синим, красным или зеленым столами, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.
II. Классный руководитель открывает собрание.
Тема сегодняшнего собрания «Как помочь ребенку стать внимательным». Провести собрание на данную тему меня побудило то, что у детей слабо развито распределение внимания. Недостатки внимания у младших школьников нередки, часто именно это ведет к не вполне успешной учебе. Что же могут делать родители, чтобы лучше справиться с трудностями, отсюда происходящими.
III. Родительским группам предлагается продолжить следующую
фразу: «Внимательный ребенок- это…»
(Время для выполнения задания- 3 минуты).
IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу. Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.
V. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей.
Результаты анкетирования в 1 классе показали, что у детей слабо
развиты такие свойства внимания, как распределение и пере-
ключение. Дети часто отвлекаются от деятельности, трудность
сосредоточения на чем- то малоинтересном. И нам родителям
нужно разобраться в вытекающих из этого причин и помочь
детям преодолеть их.
VI. Выступает школьный психолог.
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности
во многом зависят от сформированности у него способности быть
внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассеиной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание?
Внимание- это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую информацию в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивости, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, в задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей и явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать, письмо, разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может быстро закончить какое- либо занятие или постоянно возвращаться к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание- это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощником ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения.
С некоторыми из них предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
VII. Практикум
Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр и игровых упражнений для развития внимания. В течение 15-20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовятся выступление о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней принимают участие все участники родительского собрания.
Игры для первой группы
Игра «Не собьюсь»
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп».
Игра «Ищи безостановочно»
В течение 15-20 сек. Найти вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.
Игры для второй группы
Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-ход, звез- да. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Упражнение «Ладонь-кулак».
Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.
Игры для третьей группы
Игра «Постой в темноте»
На столе лежат 12-15 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Соревнуются двое. У кого получится столбик выше - тот и победитель.
Игра «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторили за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите».
Далее идет быстрый диалог- «перестрелка».
- Ну, начали! Повторите - «стол»
- Играющие говорят: «стол»
- Повторите – «окно»
Играющие говорят: «окно»
VIII. Знакомство с литературой и краткая аннотация книг.
IX. Заключительный этап.
1) В качестве решения родительского собрания предлагаются
следующие рекомендации родителям:
- помогите вашим детям стать внимательными;
- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
- учите детей быть (внимательными) наблюдательными- умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.
2) Оценка. Представители каждой группы по очереди продолжают
фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что
внимание…»
3) Минута благодарности.
Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в
собрании и желаю вам успехов в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"
Родительское собрание - практикум. " Как помочь ребенку стать внимательным"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643228-1434419726.jpg)
Выступление на родительском собрании "Как помочь ребенку стать самостоятельным".
В выступлении перечислены основные условия, помогающие развить в ребенке самостоятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-49632-1354252537.jpg)
Родительское собрание на тему: «Как помочь ребенку стать читателем»
Родительское собрание на тему:«Как помочь ребенку стать читателем»...
Родительское собрание по теме "Как помочь ребенку стать успешным"
Материал для родительского собрания по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-708048-1447661283.jpg)
Родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным»
Данное родительское собрание проводится в доступной форме, содержит рекомендации по развитию внимания детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-990938-1612449776.jpg)
Нетрадиционное родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным?"
Публикация может быть полезна педагогам для работы с родителями....