Организация родительского лектория
материал по теме

Балашова Наталья Викторовна

Материалы для психологов, кл. руководителей и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektoriy_dlya_roditeley_dlya_ns_portala.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического лектория

На протяжении, наверное, всего времени, сколько существует педагогика, не утихают вопросы, о влиянии родителей на воспитание детей. Слова семья, родители и ребенок существуют в неразрывной связи друг с другом.

Наука быть родителем сложна и ей никто, и нигде не обучает. Поэтому роль школы в вопросе обучения и воспитания родителей в настоящее время остается еще более актуальной.  

Простые родительские собрания, где обсуждаются вопросы успеваемости, поведения, и насущные школьные уже не устраивают ни учителей и родителей. Поэтому на помощь может прийти родительский лекторий.

Важно помнить, что насколько интересно и содержательно пройдет встреча родителей и педагогов, таков и будет результат. Но не стоит настраиваться на быстрые результаты данной деятельности. Они будут, но постепенно и планомерно проявляться, если данный вид деятельности будет носить систематический, а не спонтанный характер.

 Содержание родительского лектория

1.Организация и формы проведения родительского лектория в школе

Родительский лекторий в школе должен быть организован как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания.

Формы родительского всеобуча:  

- тематические лекции для родителей на классных родительских собраниях, на собраниях по параллелям

-  индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьных психологов, социологов, специалистов-медиков с родителями, посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории.

2.Ступени родительского лектория в школе

Первая ступень – родители обучающихся 1 – 4-х классов.

На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности.

Вторая ступень – родители обучающихся 5 – 9-х классов.

Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания обучающихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшей специализации, для продолжения образования с учетом их возможностей и склонностей.

Третья ступень – родители обучающихся 10 – 11-х классов.

Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (15 – 17 лет).

3.Цель организации родительского лектория

 – вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

 – дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

 – помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

 – научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;

 – выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;

 – сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

4.Задача лектория для родителей

Дать возможность всем, кто заинтересован в повышении эффективности и качества семейного воспитания, повысить свою информированность в социально-правовых, экономических, медицинских и других вопросах жизнедеятельности семьи и её взаимодействии со школой. 

 5.Тематика родительского лектория

Тематика родительского лектория сориентирована на усиление психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами и может меняться в зависимости от корректировки целей и потребностей родителей и образовательного учреждения.

P.S.

Предлагаю  как один из вариантов привлечения и удержания  заинтересованности родителей следующий  способ. Он хорошо себя показывает, как и при первой встрече с родителями, так и в последующих встречах.

Всем известно, что лучшим источником информации является – первоисточник. Дальше все происходит как в игре испорченный телефон. Кто-то, что-то сказал, а дальше информация путешествует и доходит до своего адресата в  сильно искаженном  виде. Поэтому предлагаю следующую игру.

Несколько человек (3-5) покидают пределы места собрания (например, из класса, аудитории, выходят в коридор) и здесь важно проследить, что бы потом за дверью ничего не было слышно, что происходит в помещении (классе, аудитории). Далее вниманию оставшейся публики предлагается для прочтения сказка (Приложение 1). Далее один человек из аудитории, пересказывает сказку, одному приглашенному из коридора. Далее заходит следующий человек из коридора и ему пересказывает  услышанное  первый приглашенный. И так далее по цепочке приглашаются постепенно по одному все находящиеся за пределами аудитории. В итоге после прослушивания сказки и ее пересказа последним участником, сказка зачитывается вновь уже перед всеми кто оставался в аудитории, и теми, кто выходил.  Ну а дальше делайте вывод, о том насколько сильно искажена первичная информация.

Приложение 1

Добрый охотник

Жил-был один молодой охотник. Все очень любили его за доброту. Никогда он не стрелял в оленя, если видел, что тот переплывает бурную реку. Не трогал лань с детенышем, не нападал на зверя, уставшего от погони. Зверю и птице он всегда оставлял кусочек оленьего мяса. “Эй, плотоядные! Это вам!” - скажет. И медведю непременно оставит медку, а ворону - кукурузных початков с поля. Потроха убитой дичи охотник бросал в озеро или в ручей - для рыб и другой живности.

Как-то раз случилась с охотником беда. Отстал он от своих товарищей, и тут напали на него индейцы враждебного племени чероков, расправились с ним и сняли скальп.

Когда враги ушли, первым из зверей почуял человеческую кровь волк. Он подошел, сразу же узнал доброго охотника и громко завыл, чтобы подозвать других зверей, а сам принялся лизать его рану. Вскоре все звери собрались вокруг и стали оплакивать погибшего друга.

Бережно ощупал лапами тело охотника медведь и сказал:

- В груди еще сохранилось тепло!

Тут подоспели и птицы. Пока медведь лапами согревал человека, все стали держать совет: как оживить доброго охотника? Только один голос раздался против - голос грифа-стервятника:

- Давайте лучше подождем, пока он дозреет, и съедим его!

Но звери решили приготовить чудесное снадобье. Получилась на редкость крепкая смесь, и было ее так мало, что она вся поместилась в скорлупке ореха, а внешне напоминала каплю воды.

И тут сова сказала:

- Живому человеку нужен скальп. Кто пойдет за скальпом охотника?

Завязался жаркий спор. Оказалось, не всякий зверь годится на это. Думали, думали и наконец решили, что тут нужна ловкая и умная птица. Говорят, сначала хотели выбрать орла. Ирокезы считают его очень благородной птицей, ведь, говорят, он носит на спине чашу с росой и в дождливые дни проливает ее на землю туманом.

Потом выбрали было колибри - за то, что она быстро летает и почти невидима. Но в конце концов решили выбрать Великого Ворона, Гагагову.

Ворон полетел в деревню чероков и скоро увидел скальп охотника. Он был натянут на обруч и висел над дымоходом вигвама. Ворон камнем кинулся вниз и схватил скальп. Чероки заметили его, стали стрелять из луков, но ворон взмыл так высоко, что стрелы не причинили ему вреда.

Ворон принес скальп на совет зверей, и все решили, что кожа слишком высохла - человек не сможет носить ее. Тогда орел пролил на нее несколько капелек росы. Кожа стала мягкой и прочно приросла к голове охотника.

Тут ему дали отведать целебного снадобья, и охотник почувствовал, что к нему возвращается жизнь. Он лежал с закрытыми глазами и вдруг почувствовал, что понимает язык птиц и зверей. Ему слышалась чудесная песня, и, казалось, он тут же запоминает ее слово в слово. Звери просили охотника, чтобы он напевал эту песню всякий раз, как ему понадобится помощь.

Охотник спросил, как приготовлять снадобье, и звери ответили, что когда-нибудь откроют ему эту важную тайну.

И вот медведь поставил охотника на ноги. Но когда тот открыл глаза, вокруг никого не было: видно было только много много разных звериных следов.

Добрый охотник отправился в путь, возвратился в племя и рассказал людям о том, что случилось с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему "Подростковый суицид"

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.В  разработке  представлен материал о  проблемах суицида в подростковом возрасте...

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...

Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"

Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....

Родительский лекторий на тему: Рекомендации родителям по организации для своего ребёнка в семье.

Рекомендации родителям по организации для своего ребёнка в семье....

Родительский лекторий для мам Тема: «Детско –родительские отношения»

Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в школу, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на учителей, на школу, а сами они должны лишь контролиров...