статья "Воспитание памятью"
статья по теме

Уфимцева Людмила Михайловна

Память... Что мы не имеем право делать, так это лишать кого-либо его памяти... Память, это самое святое, что есть у человека. Его генетическая память, зрительная память, слуховая, тактильная... Чем мы будем являться без памяти? Сможем ли жить без неё? Наверное, сможем, человек ко всему может приспособиться... Только сможет ли он БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, утратив это чувство, хранимое в душе, сердце... Моя статья о том, что память - неотъемлемая часть нас, о том, что умение хранить память надо ВОСПИТЫВАТЬ в наших детях, чтобы потом не было мучительно больно...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.rar15.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе».

Воспитание памятью

    Проблема воспитания патриотизма и гражданственности  «в  забытии»  нашем. Это одна из самых, на мой взгляд, главных проблем в становлении личности молодого человека – члена поликультурного общества, гражданина и патриота своей страны. Сегодня, когда многие молодые люди ещё не   задумывались о своём месте в мире, жизни, не ставили глобальных проблем и не искали пути их решения, мы обязаны говорить с ними о памяти человеческой.

   Это только одна из проблем - «провалы» памяти некоторых значимых граждан нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Кто-то сейчас предлагает перевернуть страницу прошлой войны, зачем, мол, бередить былые раны…  На мой взгляд, былых ран не бывает. Они или есть или их нет. Вероятно, чужие раны не болят…  Наверное, немало людей, глядя на наших ветеранов, просто тихо жалеют их, а кому-то они просто безразличны. Есть и такие, вероятно, кто не видит в их судьбе и жизни ничего героического, а кто-то испытывает плохо скрытую неприязнь... За что? Вероятно, за то, что их помнят, ими восхищаются, гордятся те, кому небезразлично наше прошлое, настоящее, будущее – в ком жива связь времён – наша человеческая память.

    Если мы раскроем словарь В. Даля, то увидим, что он трактует память как свойство души хранить, помнить сознание о былом. «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом величайшее нравственное значение памяти», писал, обращаясь к молодёжи, академик Д. С. Лихачёв.

    В одном из своих интервью В. Распутин, размышляя о традициях, судьбах народа, о воспитании юных граждан, сказал: «Сколько в человеке ПАМЯТИ, столько в нём и ЧЕЛОВЕКА».

      Мы должны воспитывать наших детей среди святых воспоминаний прошлого и среди живых впечатлений сегодняшнего дня. Природа настолько мудра, что выстроила путь человеческой жизни так, чтобы не ослабевала, не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения, чтобы, храня в сердцах тёплую память о прошлом, мы передавали эту живую память детям, воспитывая в них ответственность за будущее Родины, укрепляя в них веру в силы своего народа.

     Человек вырастает как часть общества, часть его истории, как знак идентичности к себе подобным.. Животрепещущая память о прошлом является опорой человека в жизни, его стержнем, истоком его самостоянья. Помните, у А. С. Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его».

    Неисчерпаема человеческая мудрость. Вспомните слова В. Чивилихина: «Любой из нас, на свой срок становясь участником жизни, проходит в ней неповторимый путь, приобретая сугубо индивидуальный опыт, представляющий, однако, интерес и для других, потому что сила людей, их вера в будущее  основываются на опыте каждого, включающем и знания – опыт ума, и чувства – опыт сердца, на том самом ценном, что, слагаясь, формирует народную память, передаётся из поколения в поколение и становится историческим». Это значит, что ничего не исчезает бесследно. Ещё более сильно звучат его слова: «Память – это ничем незаменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно и мужественно встретить будущее». Разве мы хотим видеть своих детей, учеников Иванами-родства - непомнящими? Разве такой участи мы им желаем?

   «Всё на свете стирается. Всё, кроме памяти», - писал Иван Васильев. Наша задача, как педагогов, на мой взгляд, стоит в том, чтобы постоянно «будить» память наших учащихся, возвращать их в день сегодняшний через призму героического прошлого нашей страны. Я думаю, важным моментом в воспитании современной молодёжи является наша точка зрения на исторические события из прошлого нашей страны. Мы не имеем права быть равнодушными к становлению наших ребят, как патриотами Родины, так и безучастными безразличными сторонними наблюдателями. Мы в ответе, во-первых, перед ребятами, во-вторых, перед собой за то, кого они видят в нас, кого мы воспитаем из них, каким будет их будущее, наше будущее, а значит, и будущее всей нашей огромной страны с красивым именем – Россия.

    Каким же должно быть место гражданского и патриотического воспитания? Я думаю, одним из самых первых, главных. На «голом месте» патриота не воспитать. У нас, нашей страны богатое легендарное прошлое, которое в современном мире иногда, на мой взгляд, трактуется несколько непатриотично. И здесь необходимо создавать условия для активного участия молодёжи в социальных проектах, форумах, движениях гражданского и патриотического звучания. Нужно поднимать значение и роль общественных объединений в патриотическом и гражданском воспитании молодого поколения, разнообразить формы их деятельности, использовать все доступные средства информации для обобщения наработанного опыта.

    Мы, педагоги, родители, просто умные взрослые люди, должны воспитывать у молодёжи потребность помнить свои родовые корни, историю рода, страны, народа; учить нести ответственность за своё гражданское осознание быть носителем памяти народной, исторической, этнической, культурной.

    Воспитать человека патриотом, настоящим гражданином своей страны… Что значит само понятие – патриотизм? Каждый ли из нас может быть патриотом, воспитать патриота, повести за собою «на баррикады» за честь и достоинство Родины? Как ощутить и поддержать подъём патриотических чувств, возросший общественный интерес к истории Отечества, и в то же время «не перегнуть палку», не повести по ложному пути, не воспитать лжепатриотов? Есть ли какие-то законодательно подтверждённые критерии эффективности патриотического воспитания детей и юношества в современных условиях?

    Эти вопросы не раз задавали себе люди, чья жизненная позиция называется активной. Нельзя сегодня оставаться в стороне от решения проблем детско-подростковой преступности, от проблем в семьях, в школе, в социуме. Нельзя пускать решение всех этих проблем «на самотёк», в надежде, что всё само собой «рассосётся». Жизнью, временем доказано – «не рассосётся». И, если не нам, то кому учить решать эти и другие жизненные проблемы наших ребят, девчат – наших любимых учеников?..

    Хочется верить, что работа над повышением качества знаний по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи в России и в дальнейшем продолжится, будут создаваться условия для активного участия молодых в процессах глобального мира, повысится нравственно-правовая культура и правовое образование граждан нашей страны, появятся и станут видимыми перспективы духовно-нравственного воспитания, и всё это будет происходить в условиях формирования личностных и социальных качеств гражданина России. Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сегодня от нас: педагогов, писателей, поэтов, историков и политологов зависит, какими будут наши дети – патриотами, духовно-нравственными личностями, продолжателя ми наших исторических событий или «просто прохожими» в этой жизни… мы должны помнить – это НАШИ дети.

Уфимцева Л.М.

Список литературы:

1. Лихачёв Д.С. Земля родная. М. 1983.

2. Васильев И. Земля Русская. Л. 1983

3. Чивилихин В. Память. Л. 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти "Навечно в памяти народной"

Урок памяти "Навечно в памяти народной" посвящен молодогвардейцам, именами которых названы улицы нашего город ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма на примере героизма и мужества героев-молодогвардейце...

Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"

Пояснительная записка  Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...

«Работа по увековечиванию памяти погибших односельчан. Книга Памяти»

Данная работа была написана к конкурсу "Растим патриотов России". В ней представлена информация о поисковой работе членов кружка "Юный краевед", даны методические рекомендации педагогам, работающим по...

Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"

Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"

Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...