Организация домашних занятий учащихся детских музыкальных школ
статья по теме

Егорова Светлана Васильевна

 

В статье подробно объясняется необходимость полного сотрудничества родитель - ученик - учитель. Только при полном понимании и поддержке родителей будут качественными и грамотными домашние занятия. Автор подчеркивает разный подход и количество времени в подготовке домашних заданий в общеобразовательной и музыкальной школах. Я думаю, что прочитав эту статью родители поняли необходимость обучения, т. к. интеллект, эмоциональность, кропотливый труд, с затратой сил и энергии даёт только музыкальная школа.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация домашних занятий учащихся детских музыкальных школ

0

В статье подробно объясняется необходимость полного сотрудничества родитель - ученик - учитель. Только при полном понимании и поддержке родителей будут качественными и грамотными домашние занятия. Автор подчеркивает разный подход и количество времени в подготовке домашних заданий в общеобразовательной и музыкальной школах. Я думаю, что прочитав эту статью родители поняли необходимость обучения, т. к. интеллект, эмоциональность, кропотливый труд, с затратой сил и энергии даёт только музыкальная школа.

Духовная жизнь ребёнка 
полноценна лишь тогда, когда 
он живёт в мире игры, сказки, 
музыки, фантазии, творчества. 
Без этого он – засушенный цветок. 
В.Сухомлинский 


                 
В начале учебного года в школе, необходимо организовать встречу с родителями учащихся первых классов и провести с ними беседу: познакомить их со спецификой работы музыкального учебного заведения, порядками, условиями и задачами. Такая встреча поможет ближе познакомиться с семьёй каждого учащегося, познать культурный уровень и в связи с этим строить определённые планы. 
           
Большинство родителей, не имеющие сами музыкального образования, плохо представляют себе, что ожидает их ребёнка в стенах учебного заведения и не знают того, что система работы музыкальной школы имеет определённые особенности. Некоторые думают и смотрят на музыкальную школу теми же глазами, что и на общеобразовательную. 
           
Какие особенности, какая разница между общеобразовательной школой и музыкальной, какое это имеет значение в системе организации учебного процесса ребёнка? На этом вопросе необходимо остановиться подробнее. В общеобразовательной школе занятия ведутся групповые, дети находятся в школе ежедневно 4-5 часов и занятия получают в основном в школе. В музыкальной же школе занятия проводятся индивидуальные. Педагог по специальности встречается с ребёнком лишь два раза в неделю по 45 минут. Поэтому основная работа проводится дома, руководствуясь указаниями, полученными от учителя во время урока. Ребёнок организованный, внимательный на уроке, работая дома, будет знать, чем и как ему заниматься. Ребёнок же рассеянный на уроке, дома будет отсиживать время за инструментом, фактически ничего не делая. 
Трудолюбие, внимание, умственные способности являются теми качествами, которые необходимы в обучении музыке, и которые проверить при поступлении ребёнка в школу невозможно. Развивать эти качества должны родители в дошкольном возрасте. 
               
На практике мы часто сталкиваемся с фактами, когда ребёнок на приёме получил оценку «отлично», а в работе себя не оправдывает, не успевает. Это объясняется тем, что при наличии музыкальных данных у ребёнка не оказывается других нужных компонентов интеллекта. Необходимо наличие волевого характера, терпения, настойчивости, любознательности, а главное, большой увлеченности музыкой. Всё это прививается ребёнку с самого раннего детства. Вот почему велика роль родителя, главного воспитателя своего ребёнка. 
           
Необходимо осуществлять контроль за занятиями ребёнка, поступившего в школу, поскольку основная работа проводится дома. Надо создать соответствующую обстановку. В комнате, где стоит инструмент, должно быть тихо, чтобы ничего не могло отвлекать ребёнка от занятий. Инструмент должен быть настроен. 
Необходимо помочь распределить время занятий. Чаще дети начинают заниматься музыкой одновременно с учёбой в общеобразовательной школе и, не имея достаточного опыта, не умеют организовать нужный режим дня. 
На занятия музыкой должны быть выделены определённые, постоянные часы с учётом того, чтобы ребёнок занимался 2-3 раза в день по 30 минут (на начальном этапе занятий). 
Без тренированного внимания, сосредоточенности, ребёнка хватает лишь на 10-15 минут, поэтому надо развивать его выносливость путём постепенного увеличения времени занятий. Работать до полной утомлённости, но не до переутомления. 
           
Надо позаботиться о том, чтобы интеллект ребёнка обогащался получением всевозможных впечатлений. Нельзя забывать, что это развивает эмоциональность, которая весьма необходима в музыкальном искусстве, выражающем не мысли, а чувства. Вялая, неинтересная игра ученика, есть результат плохо развитой эмоциональности. 
Надо воспитывать в ребёнке серьёзное отношение к музыкальным занятиям. Нельзя смотреть на эти занятия как на развлечения или забаву. Такой взгляд допустим лишь в детском саду, где музыкальное воспитание строится на музыкальных играх. 
           
В музыкальной же школе, где помимо приобщения к музыке, ведутся занятия по приобретению навыков владения инструментом, необходимо выработать взгляд на эти занятия, как на определённый труд, притом кропотливый, с затратой сил, воли и энергии. 
Не нужно думать, что как только ребёнок пойдёт в музыкальную школу, так сразу в доме зазвучит «Полонез Огинского». Многие родители ждут этого с первых дней занятий и страшно бывают удивлены, когда их дочь или сын «долбит» что-то одно и то же, весьма непонятное. 
Надо знать, что прежде чем что-то играть, необходимо приобрести определённые игровые навыки и движения. Вырабатываются они путём многократных повторений определённых приёмов с внимательным вслушиванием в интонацию извлекаемых звуков и наблюдением в это время за этими движениями, перерастающими дальше в привычку хорошего звукоизвлечения. Всё это удаётся и находится не сразу. 
Неприятно бывает слушать многократно повторяющуюся какую-либо звуковую последовательность, но надо иметь терпение как самому ученику, так и родителям, являющихся постоянными свидетелями занятий музыкой их ребёнка.

                  В процессе занятий ученика родитель вмешиваться не должен, ибо замечания не по существу могут принести только вред работе. 
Так, к примеру: учитель дал задание ученику поработать над приёмом отдельно каждой рукой, а родитель дома стал заставлять ребёнка играть двумя руками, говоря, что пианисты никогда не играют одной рукой. 
Взаимосвязь родителя с учеником должна осуществляться постоянно. Помимо этого, аккуратно должны посещаться родительские собрания. Родители должны следить за дневником ученика и расписываться каждую неделю в определённой графе. 
В дневнике, в конкретной форме отражен учебный процесс, видна главная направленность работы педагога. В дневнике выставляются оценки. В случае плохой оценки, родитель должен откликнуться на этот «тревожный» сигнал и сразу же связаться с педагогом, чтобы своевременно помочь ребёнку исправить какие-то сделанные упущения. В дневнике пишутся вызовы на собрания, приглашения на концерты и делается ряд других замечаний. Дневник – это документ ученика, через который и осуществляется контроль за  его работой. 
                 
Есть дети, которые ленятся и не всегда выполняют требования учителя. Так, иногда учитель пишет, что каждую песенку надо играть по 10 раз, а вот «10-то раз играть не хочется». Здесь родитель может помочь выполнить ребёнку задание, не прибегая к принудительным мерам, делая это незаметно для ребёнка.
                   
Плохо кушающего ребёнка, чтобы насытить, просят его съесть за папу, за маму, бабушку и т.д. А в музыке можно попросить его сыграть раз для папы, раз для мамы, бабушки и т.д. И в данном случае другая цель может быть достигнута этим же порядком. С большим желанием ребёнок работает, если видит, что к его труду проявляют какой-то интерес. 
             
Дома надо устраивать периодические музицирования выученных песенок. Проводить беседы о музыкантах-исполнителях, заострять внимание на слушание музыкальных передач по телевизору. В обязательном порядке посещать концерты в музыкальной школе, устраиваемые для учеников и родителей. Надо заводить свою музыкальную библиотеку из нот и другой музыкальной литературы. 
             
Всё это вместе взятое развивает и приобщает детей к музыке, повышает интерес к занятиям. А.Б. Гольденвейзер – большой музыкант и хороший пианист, педагог, сказал: «Музыканты-исполнители люди одержимые, влюбленные в свой инструмент, не признающие никаких преград для занятия» 


Список использованной литературы: 

1. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: Сборник статей.-М.,1975. 
2. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М.,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Значение бесед с родителями "Об организации домашних занятий учащегося музыкальной школы"

Значение начального периода обучения в музыкальной школе трудно переоценить. Именно в самом начале важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудить...

Информация для родителей "Как организовать домашние занятия ученика в музыкальной школе

Ваш ребенок поступил в музыкальную школу. Это события является серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для его родителей. Для того чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

Сценарий отчетного концерта учащихся Детской Музыкальной школы г. Оленегорска, Мурманской обл., класс Минеевой Нины Александровны

Каждый раз когда сочиняешь сценарий для концерта, приходится долго обдумывать как объединить все номера, чтобы они были между собой взаимосвязаны... Один из вариантов такого сценария предлагается Ваше...

Родительское собрание с концертом уч-ся «Организация домашних занятий учащихся ДШИ»

В начале учебного года в шкое необходимо организовать встречу с родителями учащихся первых классов и провести с ними беседу о специфике работы музыкального учебного заведения, порядках, условиях и зад...