Игры по духовному воспитанию
методическая разработка на тему

Новоселова Вера Алексеевна

Игры по духовному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_dukhovnomu_vospitaniyu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

          Эти красивые названия являются главными направляющими векторами в развитии духовного воспитания  подрастающего поколения:  «Солнце семьи», «Дерево семьи», «Чудеса детства», «Воспитание человечности». Приемы и задания, описанные ниже созданы  в помощь воспитателям, педагогам и родителям, которым не чуждо проведение дома простейших психологических игр. К примеру, родитель понимает, что давно уже ничего не понимает, простите за тавтологию. Ребенок пропадает из виду в понедельник и недолго появляется в выходные. Что он думает о семье, о родителях, связан ли мыслями с домом, не затягивают ли его чуждые принципы… В такой ситуации можно выдать ребенку задание.

В.А.Сухомлинский, «Семь дочек».

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.

– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.

– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

В книге очень много подобных сказок с педагогическим уклоном, каждую сказку предлагается разобрать по смыслу с помощью письменных или устных заданий. Эти задания так же можно использовать в праздничных сборищах, когда праздники отмечаются просто так – без повода. Занятия рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра «Дети и мамы».

Дети встают  в круг. Педагог с мячом – в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?» Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч, если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.

Вопросы для игры:

- Нужно ли скучать по маме?

- Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?

- Нужно ли жалеть маму?

- Нужно ли хвалить маму?

- Нужно ли интересоваться делами мамы?

- Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?

Последний вопрос достаточно каверзный – интересно, что на него отвечают дети.

Если бы в каждой семье нашлось время для подобных уроков – хотя бы раз в неделю по выходным, проблем с пониманием между родителями и детьми было бы гораздо меньше. Дети лучшим образом раскрываются в игровых занятиях, а взрослым и самим не хочется коротать время в утомительных беседах, выясняя, что у ребенка в голове. А тут все просто: взял листочек, написал ответ.

Беседа. Вопросы и задания для беседы.

Как должен поступать отец в следующих ситуациях:

- Дети стали плохо учиться;

- Дети заболели;

- Дети нагрубили маме или бабушке;

- У детей день рождения и т.д.;

Как должны поступать дети в следующих ситуациях:

- Отец заболел;

- У отца неприятности на работе;

- Отец уехал в командировку и т.п.;

Уроки, описываемые в книге, выглядят достаточно несовременно. Хочется сказать: еще лет 10-20, и таких форм обучения с налетом крепкой отечественной педагогики, наверное, уже не будет. Не так-то уж просто заострить внимание современного первоклассника на обсуждениях нравственных истин. Это не означает, что дети стали хуже. Это слишком быстрая жизнь: дети не успевают думать, взрослые не успевают контролировать и понимать детские мысли.

Письменная работа. Мальчики пишут сочинение на тему: «Если я когда-нибудь стану папой, то…», девочки пишут сочинение: «Если я когда-нибудь стану мамой, то…»

Задание на дом.

Попросите детей в течение недели понаблюдать за тем, что делают их мамы и папы. Предложите детям поделить лист бумаги пополам и на одной половине написать все мамины дела, а на другой – папины.

И снова педагогическая сказка.

В.А.Сухомлинский. Для чего говорят "спасибо"?

По лесной дороге шли двое - дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

- Спасибо тебе, ручей,- сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

- Вы зачем сказали ручью "спасибо"? - спросил он дедушку. - Ведь ручей не живой, не слышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

- Это так. Если бы напился волк, он бы "спасибо" не сказал. А мы не волки, мы - люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит "спасибо"? Подумай, кому нужно это слово? Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

Вопросы и задания к сказке:

- Представьте, что вместе со стариком из сказки вы гуляете по лесу. Придумайте и расскажите, чему вас может научить мудрый старик.

- Перечислите всех, кого поблагодарил мальчик после разговора с дедушкой.

- Как вы думайте, какую жизнь прожил старик из сказки? Кем он работал?

- Как ваши бабушки и дедушки учат вас быть благодарными?

Недавно в форуме была тема про нынешних школьников. Одна из участниц, учительница младших классов, точно описала злободневную проблему: нынешние родители бывают подвержены иллюзии, будто их будущий первоклашка уже достаточно умен и сообразителен. Знает компьютер, читает комиксы. Родители «сдают» ребенка в школу вместе с ответственностью за него. Постепенно оказывается, что ребенку не хватает самого важного – способности концентрировать внимание на словах, обдумывать услышанное. Потом все шишки упадут на нерадивых учителей – мол, не могут подстроиться под современных вундеркиндов.

Рисунок.

Попросите детей перечислить, с чем или с кем можно сравнить хорошую семью, а затем поделите их на группы. Каждая группа выбирает какое-либо одно сравнение и на большом листе ватмана рисует портрет семьи, которая похожа на родник, гору, крепость и т.д. По рисункам друг друга дети рассказывают о той или иной семье.

Задание на дом.

Опишите, как ваша семья проводит свободное время.

Игра «Мы и наши родители»

Дети делятся на пары. Один ребенок в паре составляет список проблем, которые возникают у детей с родителями. Другой – список проблем, которые возникают у родителей с детьми. Затем под руководством педагога составляют два общих списка конфликтных ситуаций; один – с точки зрения родителей, другой – с точки зрения детей. После этого дети делятся на две группы: родителей и детей. Первая группа должна подумать и рассказать, как должны поступать родители, чтобы их дети чувствовали себя более взрослыми, а вторая – как должны поступать дети, чтобы родители больше им доверяли.

НАШИ ЦАРСТВА

Владенья наши царственно-богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.

Мы обе - феи, добрые соседки,

Владенья наши делит темный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облачко в выси небес.

Мы обе - феи, но большие (странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.

Что ясно нам - для них совсем туманно:

Как и на все - на фею нужен глаз!

Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие, и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели.

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

Но день прошел, и снова феи - дети,

Которых ждут и шаг которых тих...

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политичес...

интеллектуально-духовное воспитание учащихся на уроках технологии

В презентации показана творческая работа учащихся в швейном, кулинарном цехах и на уроках ИЗО....

Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения

"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из  опыта работы  МАОУ Заревской  средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...

Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями

Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...

Обобщение опыта по теме самообразования "Театральная игра в духовно-нравственном воспитании ребёнка в современной действительности"

Работа над темой велась в течение 5 лет. Изучена методическая литература, в изложении материала использованы практические упражнения, методы и приёмы организации духовно-нравственного воспитания детей...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Квест-игра по духовно-нравственному воспитанию школьников, посвященная 95-летию Куйтунского района « По родному краю»

Квест-игра по духовно-нравственному воспитанию школьников, посвященная 95-летию Куйтунского района « По родному краю»...


 

Комментарии

Ахметова Айна Мурадбековна

Обратила внимание на то, что вы в своей работе большое внимание уделяете духовному воспитанию учащихся. Я поддерживаю этот выбор, так как считаю , что сегодня это направление актуально как никогда.