РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ПОСТУПИЛИ В 1 КЛАСС ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья на тему

Аширова Елена Васильевна

В статье даётся характеристика речевых нарушений в устной речи, и как следствие этого, трудностей в письменной речи у обучающихся "речевой" школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ ПОСТУПИЛИ

В 1 КЛАСС ШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Материал подготовила учитель-логопед Аширова Елена Васильевна

Нарушения письменной речи  у детей известны с давних времён.  Ещё   в  1877  году немецкий врач A. Kussmaul впервые выделил нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности.  В последние десятилетия ситуация резко изменилась к худшему. Это выражается не только во всё увеличивающемся количестве речевых расстройств, но и в их значительном «утяжелении» и затяжном характере течения. Так, если устная речь ребёнка не соответствует нормальному уровню  к началу его обучения в школе, то в дальнейшем он не овладевает и полноценной письменной речью, что приведёт к хронической неуспеваемости по русскому языку.

По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 25% от общего количества школьников! Смириться с такой ситуацией нельзя.  Как правило,  трудности письма, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы    и     институты, они остаются безграмотными!   В большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс.  

В 1-ые классы массовых школ с дефектами звукопроизношения поступают около 52% детей из подготовительных групп детских садов! Хотя ещё в 50-е годы ХХ века их количество не превышало 17%! Кроме того в подавляющем большинстве случаев дефекты звукопроизношения представляют собой не самостоятельное, сравнительно небольшое, нарушение речи, а являются лишь одним из симптомов общего недоразвития речи, для которого характерна несформированность не только звукопроизношения, но и лексико-грамматического строя речи.

53% учащихся 2-х классов массовых школ  страдают дисграфией, то есть специфическими нарушениями письма. Тогда как в упомянутые     1950-е годы число таких детей составляло лишь 6%!

Становление звукопроизношения у детей происходит в основном в возрасте от года до 5-6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолировано, а в составе слова. Сначала ребёнок коверкает слова, искажая их звуковой и слоговой состав, но по мере овладения речевыми звуками произношение всё более и более уточняется, постепенно приближаясь к норме. В норме становление звукопроизношения заканчивается к 5-6 годам. А это значит, что ни один нормально развивающийся ребёнок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Однако, как уже говорилось выше, таких детей у нас более 50%! При этом уже сама по себе задержка в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии речевой патологии. О дефектах звукопроизношения как о самостоятельном нарушении речи говорят тогда, когда эти дефекты являются единственным отклонением от нормы в речи ребёнка. Если же наряду с этим у него отмечаются также бедный запас слов и неправильное построение фраз, то это говорит об общем отставании в его речевом развитии.

Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) значит, что у таких детей, имеющих нормальный интеллект и полноценный слух, долго не формируется звукопроизношение, что у них бедный словарный запас и неточное понимание значений многих слов, что они неправильно (аграмматично, то есть с нарушением законов грамматики) строят предложения, «путают» окончания слов. У таких детей, как правило, страдает не только речевая функция, но имеются отклонения от нормы и в состоянии их нервно-психической сферы: недостаточно устойчивое внимание, суетливость, или наоборот, заторможенность в поведении, плохо запоминают стихи и т.п. Основная беда этих детей состоит в том, что в дошкольном возрасте их считают «нормальными» и не нуждающимися в какой-либо специальной помощи. В результате этого они её не получают и поэтому приходят в школу недостаточно «созревшими» в речевом отношении, а значит, и не готовыми к успешному усвоению школьной программы. Родители не придают серьёзного значения и отклонениям в нервно-психической сфере, полагая, что все другие дети тоже «непоседливы» и невнимательны и что многие из них тоже плохо запоминают стихи.

Прямая взаимосвязь между состоянием устной и письменной речи детей чаще всего также остаётся скрытой от родителей, в силу чего даже в случаях явного недоразвития у ребёнка устной речи причину его школьной неуспеваемости по русскому языку они пытаются искать в плохих педагогах или в лености самого ребёнка и его нежелании учиться. Кстати сказать, отстающему в речевом развитии ребёнку, ещё не «созревшему» для усвоения программы массовой школы, которая ему просто не по силам, очень трудно «хотеть учиться».

Сложность положения ребёнка с дисграфией состоит в том, что допускаемые им ошибки никак не связаны с незнанием грамматических правил и появляются там, где, казалось бы, ошибиться просто невозможно. Родителям и педагогам  массовых школ эти ошибки кажутся странными и даже «глупыми». Поэтому и в школе, и дома ребёнка обвиняют в невнимательности, в нежелании учиться, нанося ему тем самым ещё и каждодневные психические травмы без всякого оказания при этом столь необходимой ему специальной помощи.

Дисграфические ошибки появляются в первые же дни обучения детей грамоте и в большинстве случаев сохраняются на протяжении всех лет их пребывания в школе. Появление дисграфических ошибок у первоклассников свидетельствует о их неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной психофизиологической «зрелостью», которая выражается в том числе и в несформированности ряда функций, имеющих прямое отношение к процессу письма. Например, если у ребёнка к началу школьного обучения ещё не сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв и неизбежно будет путать их на письме. Если ребёнок, не различающий на слух акустически близкие звуки и заменяющий их в устной речи, обязательно будет допускать на письме замены букв, но уже совсем по другой причине. Таким образом, дисграфия никогда не возникнет «из ничего». Борьба с дисграфией должна начинаться не в школе, когда дисграфия явно обнаружится в виде специфических ошибок на письме, а в дошкольном возрасте, ещё задолго до начала обучения ребёнка грамоте. И основные усилия здесь должны быть направлены на «выравнивание западающих звеньев». Всё сказанное о дисграфии относится и к дислексии (нарушении процесса чтения). Успешность профилактики дисграфии и дислексии у дошкольников во многом зависит от участия в этом деле их родителей. Принципиального различия в приёмах работы с детьми дошкольного и щкольного возраста нет потому, что в обоих случаях речь идёт о «выравнивании западающих звеньев». Если этого не было сделано в дошкольном возрасте в плане профилактики, то придётся навёрстывать упущенное в школе, используя для этого те же самые приёмы работы.

 Проблемы в письменной речи (письме и чтении) часто не ограничиваются только специфическими ошибками, необходимо оказание также комплексной психолого-медико-педагогической помощи в возможно более раннем дошкольном возрасте. Лишь при этом условии они смогут прийти в школу в состоянии достаточной готовности к обучению в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. "Семья. Родители и дети". 2 класс.

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.Тема урока: "Семья. Родители и дети".Цель. Формировать ценностные отношения к семье как нравст...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Семинар-практикум для родителей на тему "Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи"

Ознакомление родителей с этапами работы по формировани ю и развитию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа по БИОЛОГИИ для 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)

Рабочая программа по БИОЛОГИИдля 10-11 класса СП Школа (для обучающихся с нарушениями слуха)...

«Работа над речевым дыханием у обучающихся с нарушением речи»

Правильное фонационное дыхание позволяет оптимизировать расход воздуха в процессе речевого дыхания, при минимальном мышечном напряжении достигнуть достаточной громкости голоса,менять его тональность, ...