Организация совместной детско-взрослой деятельности
проект (5 класс) на тему

Екатерина Николаевна Прибылых

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия (искусство организации и руководства).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детско-взрослая деятельность78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Детско-взрослая совместная деятельность.

Классный руководитель 11а класса   Павловской СОШ Мегино-Кангаласского улуса Прибылых Екатерина Николаевна

По словам  В.А. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя».  90%  воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка.  Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.  Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная деятельность семьи и школы.

Семья должна быть не только потребителем и заказчиком в системе образования, но что особенно важно – главным партнером школы в формировании личности ребёнка, активным участником  учебно – воспитательного процесса.

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия (искусство организации и руководства).

Цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка. Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.

Задачи работы с родителями следующие:

  • осуществление информационно – просветительской работы;
  • осуществление диагностической, коррекционной работы;
  • организация совместной детско-взрослой деятельности.

Поставленные  задачи  определяют  те  формы  работы, которые необходимо осуществлять.

  • ·формы информационно – просветительской   деятельности: тематические родительские собрания, родительские уроки, родительские клубы, участие в  родительских конференциях и фестивалях, дни открытых  дверей,  педвсеобучи и традиционный «День семьи» .
  • ·формы трудовой деятельности: оформление кабинетов,  благоустройство школы, субботники  и т.д.;
  • ·формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, выставки , экскурсионные поездки,   и т.д.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Содержание взаимодействия с родителями должно полностью соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи.

В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:

- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;

- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи. Исходя из этого, вместе с родкомом разбиваем родительский состав на 4 группы и в каждой группе выбирают  главного. Это очень удобно для оповещения и для организации мероприятий.

Наиболее интересной и эффективной формой является организация совместной детско-взрослой  деятельности:

  • Это – форма работы, которая прекрасно сплачивает классный и родительский коллектив:
  • Это- праздник общения родителей, родителей с детьми, детей;
  • Это-праздник воспоминаний младенчества и детства  своего ребенка, собственного детства;
  • это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок;
  • это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

детско-взрослая совместная деятельность

Непринужденная   атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

С помощью организации детско-взрослой совместной деятельности  можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями.  Совместные дела сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие   во взаимоотношениях детей и взрослых.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебно- воспитательного процесса.

Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. Так, начиная с 5-го класса работа с родителями ведется по проекту « Аргыстаах айан»

Цели и задачи:

  • Создать благоприятный психологический климат в отношениях учитель-ученик-родитель.
  • Повысить активность и интерес родителей в жизни класса, школы с применением активных  форм и методов в работе с родителями.

Формы работы:

  • Родитель-ученик-учитель
  • Классные часы
  • Родительские уроки (в зависимости от профессии, участие в организации и проведение открытых уроков);
  • Праздники;
  • Родительские клубы: секреты шитья, секреты кулинарнии
  • Экскурсии, походы;
  • Традиционный «День семьи».

Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители  участвуют в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу. Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.

Тематические мероприятия, проводимые родителями, вызывают гордость детей за своих родителей, выступающих в роли учителя. В зависимости от профессии родители могут  провести мероприятия:

  • Врач – консультации по гигиене, ЗОЖ;
  • Полицейский – профилактические беседы;
  • Учитель-интеллектуальные игры;
  • Или любой специалист может просто провести презентацию своей профессии, чтобы дети лучше ориентировались в будущем выборе профессий.

Начиная с 5-го класса, в конце учебного года, всем классом вместе с родителями мы традиционно   отмечаем «День семьи» на природе 15 мая, независимо от погоды, дня недели, где по существу подводятся итоги года:  успехи и достижения класса,  детей и родителей, выявляются и анализируются проблемы, неудачи, высказываются идеи и предложения на будущий год.

К этому мероприятию готовимся в течении всего учебного года. В начале года, исходя из актуальных знаменательных дат,  выбираем тему,  разрабатываем проект и составляем маршрут движения. Чтобы привлечь отцов, выбираем выездные маршруты.

Согласно проекту в течении года проводим тематические классные часы, тематические родительские собрания, встречи с интересными людьми.

класс

актуальность

цель

Подготовительная работа

Отв-е

5

Традиционный турслет

(Выезд в пионерскую поляну)

Ознакомить с традиционным мероприятием школы. Подготовка  к  турслету

-викторина

  -разжигание костра, кипячение чая

-установка палатки, турполоса

-ориентирование

-веселые старты

1 группа

Отцы 1 гр.

Отцы 2гр

3 группа

родком

6

65-летие Победы

(выезд в Мо5отой аартыга)

Ознакомиться с историей родного наслега «Мо5отой аартыга»

-проект «Мо5отой аартыга»

-классный час «История родного наслега»

-встреча с интересными людьми (Оконешников В.Н., Оконешников М.Д.)

-участие в НПК (Оконешникова О, Иннокентьев Г.)

-подвижные игры

-участие в улусной родительской конференции

Кл.рук.

Родком

Актив класса

Группы

родком

7

65-летие Победы

Юбилей школы

(выезд в Мооро)

Ознакомиться с историей родного наслега «Мооро»

- проект «Мооро»

-классный час «Оонньоммотох о5о саас»

-декада, посвященная 65-летию Победы

-альбом –рапорт к 65-летию Победы

- встреча с интересными людьми (Кириллина Н.Е., )

-классный час «Олонхо-мировой шедевр»

-встреча с Кычкиной Г.Н., Шевелевой М.Р., племянницей олонхосута Ноорой.

-якутские настольные и подвижные игры

Актив класса

Кл.рук.

Родком

группы

8

Год сельского хозяйства в улусе

135-летие ПСОШ

( экскурсия на ж/д станцию , молокоперерабатывающий завод)

Ознакомиться с историей железной дороги

-классный час, посвященный железной дороге

- встреча с интересными людьми

(Петров Ф.В.)

-викторина

-составление профессиограммы

-классный час « Все работы хороши-выбирай на вкус»

-родительское собрание «Выбор профессии»

-анкетирование, тестирование (проф. направленность)

-участие в родительской конференции

Актив класса

Кл. рук.

Родком

Психолог родком

9

– Год российской истории в РФ Год социокультурных инициатив

Классный час,  посв. 100-летию государственного деятеля РС (Я) Борисова С.З

10

«Год единения дружбы между народами «Семья и семейные ценности» .Экскурсия в ж\д техникум;

Ознакомиться с историей родного наслега «Кириэс аартыга»

Классные часы о Т.Ю. Жирковой, - -Международные игры  

« Дети Азии»

  • Олимпиада в Лондоне.  
  • Классный час «День государственности»

Родительское собрание № 1 «Пути  самоутверждения  подростка- десятиклассника. Семья сегодня ( в восприятии старшеклассников)

«Олонхо кунэ».

-экскурсии в учебные заведения (медколледж, мединститут)

Встреча со студентами, выпускниками школы разных лет, посв. ко дню

«Татьянин день».

Классный час посв. 75-летию Академика В.П. Ларионова:

«Сааскылаана Куо» улусный конкурс

Военно-полевые сборы юношей 10-х классов

Участие в   республиканском мероприятии Ысыаха Олонхо.

11

Проект «Выпускник»

Субботники в ООО «Новая жизнь»

-экскурсии в жд техникум и жд станцию;

- экскурсия в дом Олонхо;

-участие в спортивных соревнованиях

-конкурс КВН

- классный час, родсобрание  «Штаб абитуриент»

- ежемесячные совместные  родсобрания  с учителями-предметниками по подготовке к итоговой аттестации

-организация новогоднего праздника

Встреча со студентами, выпускниками школы разных лет, посв. ко дню

«Татьянин день».

-экскурсии в учебные заведения СВФУ

- посещение дома  Арчы

-

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, а как следствие - формирование единого пространства взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в организации совместной деятельности семьи и школы

Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни челов...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

В данной статье рассматривается вопрос о взаимодействии семьи и школы как важнейший элемент эффективности всего образовательного процесса....

Проект по организации совместной исследовательско – поисковой деятельности учащихся и их родителей «Под крышей дома своего»

АктуальностьКаждая эпоха ставила  свои идеалы воспитания. Защитник Отечества, слуга царю, строитель коммунизма, свободная в своем самоопределении и развитии личность. Идеалы разные,  но в ос...

Принципы организации совместной учебной деятельности

Эссе о принципах организации совместной учебной деятельности, построенной по теории развивающего обучения...

презентация по теме: "Организация совместной деятельности родителей и друзей"

Данная презентация была использована на заседании творческой группы педагогов дополнительного образования "Работа с родителями"...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Творчество – путь к самопознанию … Роль совместных детско-взрослых арт-проектов в реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников

Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает как в семье, так и в школе особо тёплую атмосферу....