Творчество – путь к самопознанию … Роль совместных детско-взрослых арт-проектов в реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников
статья

Яковлева Ольга Викторовна

Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает как в семье, так и в школе особо тёплую атмосферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detstvo_vsegda_s_nadezhdoy_obrashcheno_v_budushchee.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать  других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Освоить этот мир и воспитать в себе тягу к высшим духовным ценностям можно в процессе творческой преобразовательной деятельности.

Роль творчества в жизни человека, а тем учащегося школы, сложно переоценить.

Во-первых, творчество – это возможность освоить существовавшие в разные эпохи ценностные системы. Для любого начинающего художника, скульптора, поэта и т.д. неотъемлемой частью творчества будет знакомство с произведениями искусства, созданными до него. Анализ смыслов, заложенных в творения мастеров прошлого, позволяет ребенку соотнести их с личностными представлениями о красоте, гармонии, идеале, добре, справедливости, чести и прочих ценностей, создавать свою модель мира.

Во-вторых, творчество – это способ самовыражения. Очевидно, что в современном информационном обществе актуальным становится процесс не накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения. Найдя занятие по душе, учащийся реализует свои способности, наклонности, таланты. В творчестве он может выплеснуть свои эмоции и разрешить некоторые внутренние проблемы. Ученик способен почувствовать свою значимость и неповторимость, если его творения получают признание окружающих.

И, наконец, творчество – это путь к самопознанию. Творчество дает возможность узнать о себе больше, понять свою внутреннюю сущность. Саморефлексия творческого процесса и его результатов (творческих работ) позволяет человеку ответить на вопросы: Кто я такой? Как я смотрю на мир? На что я способен? О чем я мечтаю, к чему стремлюсь? Что мне следует изменить в себе? и т.д. Для решения задач духовно-нравственного развития школьников эта функция творческой деятельности крайне важна, ведь сущность духовно-нравственного воспитания заключается в создании условий для формирования смысложизненных ориентаций школьников. А их становление невозможно без оформления позитивной Я-концепции.

Творческая деятельность учащихся в условиях школы может быть различной. Но, на наш взгляд, наиболее эффективными (с точки зрения решения вопросов духовно-нравственного развития школьников) являются арт-проекты, осуществляемые совместно детьми и взрослыми.

Что же понимается под «арт-проектом»? Если переводить данное словосочетание на русский язык дословно, то это – «проект, связанный с искусством». Вместе с тем, не любое художественное творчество может быть названо «арт-проектом». Его отличительными особенностями являются:

•        Широкая адресная аудитория. В арт-проекте может принять участие любой человек, а не только профессиональный художник. Главное, чем должен обладать участник, это умение смотреть на мир не стандартно, видеть то, что не видят другие, это желание выразить свои мысли и чувства в художественно-творческой деятельности.  

•        Ориентация на расширение пространства коммуникации. Арт-проекты предполагают установление дружеских и партнерских отношений между всеми участниками, обмен мнениями и творческими идеями, создание ситуации, когда каждый вносит в общее дело свою «лепту».

•        Актуальность идеи проекта. Идеей арт-проекта чаще всего становятся злободневные, популярные и понятные социальные темы: пороки современного общества, внутренний мир человека, государственная политика, экология и другие. Все участники должны как можно полнее и необычнее выразить ее в своей индивидуальной манере.

Приведем несколько примеров школьных арт-проектов, и обозначим их роль в духовно-нравственном воспитании.

Один из первых арт-проектов назывался «Ожившие стены». Он был адресован учащимся начальных классов и их родителям. Название проекта раскрывает его сущность: детям и взрослыми было предложено превратить скучные и безликие стены родной школы в яркие и позитивные пространства, в которых было бы приятно и комфортно находиться всем участникам образовательного процесса. В работе могли принять участие все желающие вне зависимости от уровня владения живописным искусством.

Реализация проекта осуществлялась в три этапа:

1 этап – мотивационный.

Этот этап был самым коротким – одна учебная неделя. Его цель – привлечь внимание потенциальных участников проекта к существующей в оформлении школьного здания проблеме. Поэтому в рамках первого этапа использовались такие формы работы, которые позволяли ученикам отрефлексировать имеющиеся у них представления о красоте и комфорте, самостоятельно сформулировать идею арт-проекта. Педагогическим коллективом школы проведены следующие мероприятия:

•        игра-квест «Самый яркий и уютный уголок школы», в процессе которой учащимся было предложено самостоятельно найти в здании привлекательный, с точки зрения детей, фрагмент интерьера. В ходе исследования внутреннего пространства школы ученики пришли к выводу, что оформление школы крайне бедно. У учащихся появилось желание изменить сложившуюся ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...