Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 5 – 6 лет
консультация на тему

Байтурина Мунира Дарвиновна

Советы логопеда по развитию речи детей 5и - 6и лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamatka_dlya_roditeley_5-6_let.docx473.94 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок  должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Современный   ребёнок  к    6  годам  должен  овладеть  всей   системой    родного   языка:  говорить   связно;  полно  излагая  свои  мысли, легко  строить  развёрнутые  сложные  предложения;  без   труда пересказывать рассказы  и сказки. Такой ребенок правильно   произносит  все   звуки. Его словарный  запас составляет  до  четырёх тысяч слов.

Показатели речевого развития детей 5-6 лет.

1. Звукопроизношение. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц],  шипящие звуки [ш, ж, ч], нарушенными, как правило остаются соноры [л, р]

2. Фонетическая  сторона речи.   Ребенок способен произносить все звуки, речь отчетливая. Читает стихи. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах  пользуется повествовательной, вопросительной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.

3. Грамматический строй речи.    Использует все части речи. Задает много вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные окончания существительных и прилагательных. Согласует числительные с существительными и прилагательными в роде и падеже. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложноподчиненные предложения. У ребенка появляется   критическое отношение к своей речи.

4. Лексическая сторона речи.   Свободно пользуется обобщающими       словами, группируя   предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы антонимы оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).

5. Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает па вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию, развязку. Способен выходить за рамки реального вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Именно поэтому, имея нормальный слух и интеллект, ребенок в школьные годы не в состоянии овладеть в полной мере всей учебной программой. Особенно это заметно, когда ребенок учится читать и писать. Мешают нормально осваивать азы чтения и письма недостатки в процессе развития звукобуквенного анализа и синтеза.

Основные виды речевых нарушений.

Дислалия или фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и двигательной активности речевого аппарата. Один из самых распространенных дефектов.( санки – фанки; лодка – уодка и т.д.)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной стороны речи с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. (батуретка – табуретка; киртити – кирпичи и т.д.)

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение всех компонентов речи: звукопроизношения,  фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи.

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома при закреплении правильного произношения. Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша речь — образец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

         «Стоп - игра». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.

«Мы артисты». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). Закрепляемый звук произносите чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

ПОМНИТЕ! 

         Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни.

  Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Желаем вам успехов!

С уважением учитель-логопед Байтурина М.Д.

                  Советы логопеда

C:\Users\валя\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Эмблема.png

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 5 – 6  лет:

Подготовила учитель- логопед

I квалификационной категории:

Байтурина Мунира Дарвиновна                                                                   

30.09. 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка 2-го года жизни

Развитие речи ребенка 2-го года жизни, особенности, рекомендации....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка от 2-3 лет

Советы логопеда по развитию речи детей 2х - 3х лет....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 3 – 4 лет

Совет логопеда по развитию речи 3х - 4х лет....

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка с 6 – 7 лет

Советы логопеда по развитию речи детей 6и - 7и лет....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у ребенка

Как вернуть книгу в жизнь ребенка? Как раскрыть необходимость и пользу чтения? Как привлечь его внимание к книге? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в этой работе....