Родительское собрание (открытый диалог) по православной тематике "Зависть"
статья по теме

Уважаемые родители, сегодняшняя наша беседа посвящена теме, которая стара как мир и присуща всему человечеству. Проходят века, а мы продолжаем сталкиваться, бороться, проигрывать,а иногда и побеждать эту страсть. Сегодня мы поговорим о зависти. Попробуем с Вами разобраться, почему зависть поражает даже детские сердца и чем для ребенка опасна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc53 КБ
Office presentation icon roditelskoe_sobranie.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание (в нетрадиционной форме)

Открытый диалог

«Зависть»

 Цели собрания: 
1. Обсудить с родителями жизненные и нравственные позиции зависти.
2. Формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека. 


Оборудование: презентация (Приложение 1), мультимедийное устройство, квадраты из цветной бумаги (черного, белого, желтого, зелёного цвета), картинки с изображением  жабы, змии, пламени, страшной старухи.

Ход собрания.

Уважаемые родители, сегодняшняя наша беседа посвящена теме, которая стара как мир и присуща всему человечеству. Проходят века, а мы продолжаем сталкиваться, бороться, проигрывать, а  иногда и побеждать, эту страсть. Это четвертый из семи смертных грехов. Сегодня мы поговорим с Вами о зависти. Мы попробуем разобраться , почему зависть поражает даже сердце ребенка и чем опасна для него.

Давайте попробуем  ответить на вопросы

- что такое зависть?

- зависть положительное или отрицательное чувство?

- оно знакомо Вам?

Перед Вами разноцветные квадраты. Выберите цвет, с которым Вы  ассоциируете зависть.

Большинство, как правило, выбирают черный, белый, красный.

Ещё  Иммануил Кант делил зависть на «чёрную» и просто недоброжелательность. Но другие исследователи этого явления выделяют ещё и восхищённую, или «белую», зависть. И если в первом случае завидующий стремится лишить блага другого, то в «белом» варианте враждебных чувств к обладателю желаемым не наблюдается. Скорее всего, именно такой вариант зависти и может привести к соревнованию для достижения цели. 

На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка. Этот список можно продолжать практически бесконечно, потому что данная тема никогда не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии пытались великие писатели донести до своих читателей всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается.

Давайте на минуту представим себя художниками. Перед Вами символы, выберите  тот, который  по- вашему мнению, наиболее точно изображает зависть.

Ещё Рене Декарт отмечал, что у завистника меняется даже цвет лица: он обычно бывает свинцовым. В одной из детских сказок персонаж пожелтел от зависти и умер; говорят также «позеленеть от зависти», а в Китае зависть называют «болезнью красных глаз».

В средние века мир воспринимался в аллегориях и символах. Зависть изображали в виде змеи, жабы, медузы, страшной старухи. Такие образы использовались художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей.


Так чем же опасна зависть для человеческой души?

Французский литератор и философ-материалист Клод Адриан Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». Но не он один приписывал ей столько отрицательных черт.

 И для Бенедикта Спинозы зависть проистекает из великой ненависти, такой же, что вызывает гнев. И эти чувства, по его мнению, лишают нас пути к совершенству.

Но главное, зависть может привести к деформации личности, что было замечено ещё много веков назад. Человек становится скрытным, тревожным, у него появляется чувство неполноценности. Хроническое течение зависти может вымотать организм до крайности не только в физическом, но и психологическом смысле. Но это касается, в первую очередь, «чёрной». Недаром в христианстве зависть относят к грехам, направленным против самого себя.

И если взрослому человеку тяжело бороться с этим пороком, то как же нам уберечь наших детей от влияния этого порока.

Я хочу познакомить Вас с Золотой книгой по воспитанию детей. Её автор, митрополит Киевский и Галицкий Владимир, был опытным и мудрым человеком, а главное- искренне верующим- что он и доказал своей смертью за Веру православную.  Вот что он пишет

Зависть

Очень распространенный между детьми и не менее гордости и скупости опасный порок — это зависть, или недоброжелательство к ближним. Завистливый человек, возлюбленные слушатели, досадует и терзается, когда ближнему его улыбается счастье, и радуется, когда этот терпит неудачи и несчастия. Омерзительно и возмутительно такое настроение вообще у людей, но в особенности у детей. Посмотрим же, каким образом родители должны подавлять в сердцах детей своих зависть и недоброжелательство.

Мы укажем следующие главные правила или родительские обязанности по отношению к этой страсти у детей. Прежде всего, старайтесь подавлять зависть в сердцах детей своих при самом первоначальном ее проявлении. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Если дети при употреблении пищи торопливо и спешно берутся за свои тарелки, чтобы не отстать от других, если они, осматриваясь кругом, быстро начинают есть, чтобы, окончив раньше других, получить еще, если они с печальным выражением лица смотрят на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше их, если они данные им порции сравнивают одну с другою, чтобы видеть, не получил ли один более другого, если они, наконец, сравнивают между собою купленные им игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо что-нибудь более ценное и красивое, то это верные признаки завистливого сердца у детей. Таких проявлений недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, но должны тотчас же принимать против него меры и подавлять его всюду, где оно обнаруживается. А для сего детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи потому только, что и другое получает то же самое, то зависть пустила уже глубокие корни в его сердце и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Обратная сторона зависти есть злорадство, которое очень замечается у детей. Оно может точно также обнаруживаться в различных формах. Если дитя смеется при наказании другого, желая тем причинить ему еще более скорби, то справедливость требует подвергнуть такому же наказанию и его. Если одно дитя несправедливо жалуется на другое, заведомо ложно обвиняет его с недоброжелательною целью, то его нужно подвергнуть строгому взысканию. Даже когда дети раскрывают и действительные проступки и шалости других, то и тогда не следует поощрять их к тому, если они это делают с той только целью, чтобы повредить другим и подвергнуть их наказанию. Да и вообще не следует потворствовать наушничеству и дозволять, как говорят, «выносить сор из избы», так как это имеет источник свой большею частию в ненавистном и недоброжелательном сердце и приучает малюток к клевете. Вообще передача о шалостях и проступках других тогда только должна быть допускаема со стороны детей, когда их спрашивают об этом отец или мать, воспитатель или учитель. Но при этом всегда нужно внушать им, чтобы они, по примеру египетского Иосифа, о проступках своих братьев, сестер или товарищей говорили не из желания им вреда, но чтобы положить пределы греху.

Второе правило гласит: не вызывай сам зависти у твоих детей. А это случается тогда, когда родители неодинаково относятся к детям, предпочитая одного другому. Родителям не следует иметь между своими детьми никаких так называемых любимцев; они должны всех любить одинаковою любовью, всех измерять одною меркою; в противном случае они могут возбудить недоброжелательство и зависть в сердцах тех детей, к которым менее будут проявлять любви. Они должны одинаково со всеми поступать в отношении пищи: мать не должна что-нибудь особенное готовить для того дитяти, которое несколько моложе других. Одинаково должны они поступать и в отношении одежды и игрушек детских: не следует одному делать костюм красивее, покупать игрушки лучше, чем другому. Равным образом одинаковою для всех меркою должны быть измеряемы похвала и порицание, награда и наказание. Не следует младших оставлять без наказания за те проступки, за которые подвергаются взысканию старшие. Вдвойне велико искушение делать разницу между детьми для отчима и мачехи. Они в особенности должны заботиться о том, чтобы не обнаруживать пристрастия в своих отношениях к детям. Со сводными детьми ни отчим, ни мачеха не должны поступать строже, чем со своими кровными, никогда не должны потворствовать последним в том, за что наказываются пасынки и падчерицы. Какие дурные последствия могут проистекать от неодинакового отношения к детям, когда они предпочитаются другим, это видим мы из истории о братьях египетского Иосифа, которые настолько озлоблены были на последнего за то, что отец любил его более, чем их, что сначала хотели убить его, а потом продали в рабство.

Третье правило говорит: не учи детей твоих отвратительному пороку зависти своим собственным примером. Если дети часто слышат, как отец или мать их недоброжелательно и с завистью высказываются о своих соседях, соторговцах или сослуживцах, вообще, если бедные родители дозволяют себе в присутствии детей с завистью говорить обо всех богатых, высказывать свое недовольство на то, что они не так состоятельны, не так счастливы в своих делах и предприятиях, как тот или этот, короче, если дети дома ежедневно и ежечасно ничего более не слышат, как только исполненные зависти недоброжелательные речи родителей о своих ближних, то что удивительного, если зависть и недоброжелательство пускают свои корни и в их нежные детские сердца, которые всегда бывают более восприимчивы к злу, чем к добру? Далее: очень часто неблагоразумные родители сами вливают в душу дитяти яд зависти при употреблении, например, ими пищи. Когда ребенок не хочет есть потому ли, что он сыт, или потому, что предлагаемая пища ему не нравится, то ему обыкновенно говорят: «Если ты сейчас не съешь, то я съем это» или: <<Я отдам братишке, или прислуге, или кошке» и т.п. И вот из боязни, как бы не воспользовался нищею кто-либо другой, ребенок с поспешностью начинает есть, и, когда окончит, ему говорят; «Вот умник, теперь ты скоро вырастешь’ большой>>. Не значит ли это силою вызывать у детей зависть и недоброжелательство? Не должна ли при этом явиться у детей мысль, что есть для того, чтобы эта пища не досталась кому-либо другому, есть дело достойное похвалы и одобрения?

Четвертое правило говорит: учи детей ненавидеть порок зависти прежде из религиозных побуждений. Зависть есть отвратительный порок; однако не это должно быть главным побуждением избегать ее. Зависть есть глупый порок, потому что она не приносит завидующему никакой пользы, напротив, один только вред, так как он отравляет ею только свою собственную жизнь; но и не это одно должно побуждать вас предостерегать своих детей от зависти. Они скорее должны избегать ее, потому что она запрещена Богом, потому что она есть отвратительнейший грех пред Богом. Насколько греховна пред Богом зависть, это вы можете доказывать вашим детям, указывая на то, что она происходит от диавола. Он принес ее в мир, когда позавидовал блаженству Адама и Евы, которым они наслаждались в раю. Далее, тяжесть греха зависти вы можете объяснять детям, указывая на то зло, которое произошло от зависти. Из зависти сатана ввел в грех наших прародителей. Зависть сделала Каина братоубийцею. Из зависти братья Иосифа продали его в египетское рабство. Из зависти фарисеи ложно обвинили Спасителя и довели Его до крестной смерти. Как ненавистна пред Богом зависть, это, наконец, можно объяснять детям из того, что завидующий подражает диаволу и делается ему подобным, а потому пойдет некогда туда же, где и диавол, то есть в ад. Но самое сильное выражение против зависти высказал Сам Дух Святой устами мудрого мужа, когда он сказал, что чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему (См.: Прем. 2: 24).

Последнее правило, наконец, говорит: насаждай в сердцах детей своих противоположную этому пороку добродетель. Добродетель, противоположная пороку зависти, есть искренняя сердечная любовь к ближним, та любовь, которая всегда поступает по словам Спасителя: Все, чего хотите вы от людей, должны делать и для людей (Ср.: Мф. 7: 12). Согласно с сим родители обязаны приучать своих детей к искренней, деятельной любви к ближним, учить их быть сострадательными к ближним и выражать свое участие в судьбе их не словами только, но и делом, быть по отношению к братьям и сестрам и другим детям услужливыми, предупредительными и ласковыми. Малютки должны быть приучаемы к тому, чтобы они радовались вместе с радующимися (Ср.: Рим. 12:15). Они должны быть приучаемы переносить слабости и недостатки друг друга, не говорить о недостатках и проступках братьев, сестер и товарищей по школе, если об этом их не спрашивают. С самых ранних пор нужно запечатлевать в сердцах их высокое значение заповеди о любви к ближнему, исполняющих которую Спаситель причисляет к ученикам Своим: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Вот, братия, все главные средства к предохранению детей ваших от развития в них зависти и недоброжелательности. Вы слышали, какой глупый, вредный, богопротивный и поистине сатанинский этот порок; так усильте, Христа ради, вашу энергию в борьбе с этим смертным грехом, воспользуйтесь всеми средствами и со всем усердием приложите указанные правила. Словом, воспитывайте ваших детей так, чтобы каждое из них было сыном Того Небесного Отца, Который все Свои творения любит одинаковою любовью и Который солнце Свое сияет на благие и злые, на праведные и неправедные (Ср.: Мф. 5: 45).

( Педагог  знакомит с данным  текстом  полностью или частично, как считает необходимым)

У каждого греха есть противостоящая добродетель. У зависти это добродетель.

В притче С.Копыловой «Окно» показаны порок и добродетель. В качестве заключительного аккорда нашего урока  предлагаю её прослушать.

Притча «Окно» С.Копыловой

Зависть вечна, как вечен мир. И только от каждого из нас зависит – впускать её в свою душу или нет. Каждый человек имеет право выбора, «каждый выбирает для себя». Делая выбор, не забудем, что зависть не только разъедает душу. Она её уничтожает, а Вы, как родители , в ответе не только за себя, но и за своих детей.  Искренне хочу пожелать добра Вашим семьям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

родительское собрание "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

. Задача данного собрания - вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приёмы оказания им помощи в этом виде деятельности. Собрание проводится в форме семи...

"Трудный диалог с учебой!" - Родительское собрание

Разговор с родителями на важную тему)))...

Родительское собрание "Трудный диалог с учебой"

данные материалы могут быть использованы при подготовке родительского собрания по данной теме...

Родительское собрание «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»

Родительское собрание    «Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»...

Родительское собрание, открытый урок

Статья посвящена каким должен быть современный учитель физической культуры в условиях модернизации образования? Каким хочет видеть меня обучающийся?...