Программа взаимодействия педагогов и родителей "Лучики содружества"
рабочая программа на тему

Железнова Светлана Серафимовна

В программе описана технология сотрудничества педагогов и родителей, формы и методы взаимодествия. Отражены этапы построения  работы.                                                                                                                                                                                                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotrudnichestva_luchiki_sodruzhestva.doc371 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педсовете №  3                                                                 Утверждаю :

от  «  6  »  февраля 2008 г.                                                            Заведующий МДОУ № 46

                                                                                                            ______________ Т.Х. ЛИ

                                                                                                           приказ № 18 от 17.03.2008г

ПРОГРАММА

СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ «ЛУЧИКИ СОДРУЖЕСТВА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор – составитель   учитель – логопед Железнова С.С.

г. Нижневартовск  2008


Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Паспорт программы.
  3. Этапы реализации.
  4. Технология сотрудничества.
  1. Основные направления.
  2. Общие принципы работы с родителями.
  3. Формы и методы работы с родителями.
  4. Методическая помощь педагогам.
  1. Мероприятия реализации программы.
  2. Критерии результативности.
  3. Управление реализацией программы.
  4. Приложения.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и ДОУ по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность,  экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОЦУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Специфика специализированного ДОУ предполагает тесное взаимодействие педагогов и семьи, активное участие родителей в коррекционном процессе, что является положительным фактором воспитания.

Но, иногда семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Или наоборот позволяют ребенку все. Эти негативные проявления связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического опыта. Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов ДОУ, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.

Анализируя систему взаимодействия педагогов, ДОУ и родителей, мы выявили ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:

  1. Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства
  2. Недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.
  3. Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество.
  4. Потребительский взгляд родителей на ДОУ.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка,  добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.

Работа с родителями должна основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

Данная программа обеспечивает комплексный, поэтапный подход к повышению эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Лучики содружества» программа сотрудничества педагогов с семьей

Разработчики программы

Железнова Светлана Серафимовна – учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах»

Исполнители программы

Педагоги и родители МДОУ № 46

Нормативно - правовые основы разработки программы

  • Закон «Об образовании» ст. 18, 17, 19, 52.
  • Семейный кодекс РФ гл. 12.
  • Устав МДОУ № 46 «Кот в сапогах» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Конституция РФ ст. 38, 43
  • Письмо Минобразования РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 «Об  организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях»

Научно - методические основы разработки программы.

Исследование психолога

Л.С. Выготского  в области семейных отношений.

Работы известных педагогов как

К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт,

Е.А. Аркин, Н.К. Крупская

Сроки реализации программы

Программа долгосрочная

2010- 2013 годы

Цель программы

Повысить качество образования через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.

Задачи:

  1. Создать условия для включения семьи в образовательное пространство МДОУ:
  • повысить педагогическую культуру родителей, через систему занятий узких специалистов и использование технического оснащения.
  • повысит мотивацию родителей на сотрудничество, внедряя нетрадиционные и индивидуальные формы работы.
  • разработать индивидуальные программы сотрудничества с «проблемными» семьями.
  1. Изучить профессиональные затруднения педагогов в общении с родителями, и родителей в общении с педагогами.
  2. Разработать методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с семьей.

Практическая значимость

Реализация данной программы позволит повысить качество образования, что в свою очередь сократит время  пребывания детей в ДОУ, таким образом, появится возможность охватить большее количество детей нуждающихся в специализированной помощи.

Предполагаемый результат

Будут созданы:

  • деятельностная система сотрудничества и взаимосвязи;
  • благоприятные условия для коррекции и устранения нарушений речи у детей, для органичного вхождения ребенка в современный мир социальных отношений.

Повысится:

  • уровень усвоения воспитанниками программных знаний;
  • компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с семьей;
  • мотивация у родителей на сотрудничество с педагогами ДОУ, а в дальнейшем педагогами школы.


  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы

Сроки реализации

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

 Информационно-просветительский

1 год обучения

  • Выбор и апробация образцов технологий и методик работы с семьей.
  • Просвещение семей по вопросам развития и воспитания детей.
  • Повышение педагогической компетентности в вопросах психофизического, интеллектуального (речевого) развития, нравственного становления и воспитания детей.
  • Оказание помощи в решении конкретных проблем.
  • Подбор диагностических методик.
  • Проведение локальных исследований уровня педагогической компетентности и педагогических потребностей родителей.
  • Будут созданы условия для включения семьи в образовательное пространство:
  • социально – правовые;
  • информационно коммуникативные;
  • перспективно-целевые;
  • потребностно - стимулирующие.

Практический (организационно-внедренческий)

2 год обучения

  • Создание совместных с родителями объединений, семейных клубов;
  • Формирование и развитие системы взаимной помощи семей в воспитании и занятиях с детьми;
  • Разработка и осуществление цикла просветительских мероприятий.
  • Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
  • Проведение серий консультаций, совещаний по подготовке педагогов к неформальной работе с семьями.
  • Проведение семейных праздников с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей.

  • Повысится уровень профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей.
  • Будет разработано программно-методическое обеспечение процесса взаимодействия с семьей.
  • Увеличится охват родителей разнообразными формами сотрудничества.
  • Будет разработана методическая продукция по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.

Обобщающий (итоговый)

3 год обучения

  • Осуществление корректировки существующих программно-методических материалов.
  • Составление рекомендаций по внедрению и доработке программно-методических материалов.
  • Осуществление цикла мероприятий (просветительских)
  • Оценка эффективности реализации программы и степени применимости ее в работе ДОУ.
  • Будет создана деятельностная система содружества педагогов, детей и родителей ДОУ.
  • Повысится уровень усвоения детьми программных знаний, умений, навыков.
  • Значительно повысится качество коррекционно-образовательного процесса.

IV. ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

  1. Основные направления

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества,  взаимодействия и доверительности.

Содержание работы педагогов ДОУ с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагоги знакомят родителей дошкольников.

В разработке содержания программы важную роль играет приоритетное направление ДОУ. Специфика нашего детского сада предполагает приоритет коррекционного образования, чтобы предоставить детям  с тяжелыми нарушениями речи, к поступлению в школу, равные стартовые возможности со своими сверстниками. Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остановиться на сущности речевого и интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психические закономерности его развития. Наряду с формированием словесно - логического мышления, речи ребенка необходимо развивать его память, внимание воображение, восприятие, речь. Исходя из вышеизложенного определяются основные направления реализации программы.

Основные направления

№ п/п

Направление

Содержание деятельности

1.

Содержательное

Разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов.

2.

Коррекционно-педагогическое

Реализация системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

  • требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи;
  • неблагополучным семьям группы риска, асоциальным.

Разработка и реализация мероприятий направленных на:

  • построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества;
  • формирование партнерских отношений;
  • уравнивание родителей и ДОУ в правах;
  • индивидуальные формы сотрудничества.

3.

Кадровое

Разработка и осуществление мероприятий направленных на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей.

4.

Управленческое

Содействие привлечению к взаимодействию учреждений здравоохранения, социальной защиты и др.

  1. Общие принципы работы с родителями

Важно уметь правильно поставить перед собой задачи и цели, выбрать методику, определить планы, которые придется осуществлять вместе с родителями. Кроме того, необходимо учитывать разный социальный статус, этнокультурные особенности семей воспитанников.

На первом этапе главной и определяющей задачей является установление доверительных отношений с родителями построенных на доброжелательности и сотрудничестве. При общении с родителями важно заинтересовать их в необходимости тесного сотрудничества. Это возможно сделать, если в разговоре суметь правильно отметить  положительные стороны личности ребенка. Подчеркивая его способности, которые выделяют его из круга сверстников. Для этого разговора необходимо серьезно подготовиться. Надо внимательно понаблюдать за каждым из детей, с тем, чтобы в ходе игровой и учебной деятельности можно было наиболее точно расставить акценты в разговоре с родителями. Будет большой ошибкой, если уже на первом этапе знакомства с родителями педагог делает акцент, лишь на негативных сторонах поведения, проявляемых ребенком в общении со сверстниками или во время выполнения заданий в группах.

Таким образом, для первого этапа общения с родителями выделяют три основные цели:

Установление контакта с родителями и воспитанниками ДОУ;

Умение с первого момента общения с родителями сделать их своими союзниками;

Совместными усилиями с родителями сделать жизнь воспитанников более насыщенной и интересной.

Если в процессе работы были успешно реализованы все цели, обозначенные нами на первом этапе, то на втором этапе общения с родителями необходимо приступить к знакомству с условиями жизни и воспитания детей в семьях и суметь закрепить выстроенную на первом этапе  атмосферу сотрудничества.

Важно чтобы педагог был лично заинтересован в выстраивании гармоничных отношений с родителями и детьми. Для этого необходимо суметь убедить родителей в необходимости их личного знакомства с базовыми педагогическими знаниями, чтобы общение с детьми в домашних условиях осуществлялось в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Убеждая родителей в необходимости получения данной информации, педагог должен вызвать у родителей доверие. В данном разговоре необходимо проявлять такт и деликатность, касаясь семейных взаимоотношений,  учитывая, что в некоторых семьях есть серьезные разногласия, которые могут пагубным образом отразиться на ребенке.

Важно учитывать, что современное поколение родителей не допускает по отношению к себе авторитарного тона, который мог успешно «сработать» еще 20 лет тому назад. В личной беседе с родителями, рассказывая о поведении ребенка на занятиях, его успехах и промахах, о его умении общаться со сверстниками, необходимо выбрать тон союзника. Сегодня общение с родителями воспитанников нужно рассматривать через призму сотрудничества, где нет главных и подчиненных лиц. Роль педагога в современном ДОУ – это роль одного из двух партнеров в процессе воспитания и становления личности ребенка.

Главные цели, которые намечаются на втором этапе. Можно сформулировать следующим образом:

  1. выстраивание доверительных взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми и родителями;
  2. определение запросов родителей и их позиции воспитании ребенка;
  3. согласование совместного режима работы родителей и воспитателей, так чтобы возникающие проблемы решались оперативно и действенно;
  4. выработка общих требований в поведении ребенка, как в семье, так и во время его нахождения в дошкольном учреждении.

 

3. Формы и методы работы с родителями

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Традиционные формы

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные  

1. Родительское собрание в форме:

  • КВН;
  • викторины;
  • развлекательных программ;
  • «Посиделок»
  • «Круглого стола»
  • Конференции;
  • «За чашкой чая»

1. Консультации в форме:

  • доклада;
  • беседы;
  • вопрос – ответа.

1. Библиотечка для родителей.

2. Практические семинары:

  • «Учимся вместе с детьми»;
  • «Готовимся в школу»;
  • «Закаливаем детей дома»;
  • «Изучаем звуки»

2. Посещение занятий.

2. Родительские уголки

3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов

3. Посещение детей на дому.

3. Выпуск совместной газеты.

4. «Педагогическая гостиная»

  • межсемейные проекты

4. Выпуск бюллетеней, информационных листов.

5. Экскурсии и походы.

5. Стенды различного содержания.

6. Совместное проведение праздников:

  • «Папа, мама, я – дружная семья»;
  • «Праздник звуков»;
  • «День рождения»;
  • «Праздник книги».

6. информационные корзины.

7. День открытых дверей.

7. «Обратные талоны».

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, и др.).

Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине наше ДОУ сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. В нашем детском саду успешно реализуются нетрадиционные формы сотрудничества.

Нетрадиционные формы организации взаимодействия

педагогов и родителей.

Форма мероприятия

Цель проведения

1. Диагностические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик»

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности и удовлетворенности услугами ДОУ.

2. Совместные праздники, досуги, занятия:

  • Ток-шоу – встречи - дискуссии
  • «День семьи»
  • «Недели вежливости»
  • «Праздник красивой речи»
  • «День рождения группы»
  • Занятие с ребенком для родителей;
  • Фронтальное занятие с детьми и родителями;
  • Участие детей и родителей в выставках, соревнованиях, олимпиадах.

Построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:

  • правил сотрудничества;
  • заповедей, которые объединяют и стимулируют всех на выполнение общей цели;
  • традиций.

3. Поощрение родителей за любой вид участия:

  • «Похвальный лист»;
  • благодарность в письменной и устной формах.

Обеспечить право родителей на инициативу и успешность.

4. «Педагогическая азбука» - постоянно действующий факультатив для родителей и педагогов.

Повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:

  • освоение новых технологий взаимодействия с опорой на знания семьи ребенка, осознанного понимания того, что ДОУ «служит» семье, а семья «следует» советам специалистов  и педагогов ДОУ;
  • изучение профессиональных затруднений педагогов в общении с родителями и родителей в общении с педагогами.

5. Игры с педагогическим содержанием.

6. «Информационные корзины»

Согласование работы всех служб и родителей ДОУ.

7. Использование видеозаписи:

  • наблюдений за ребенком в процессе его деятельности и проигрывание в условиях ДОУ и представление родителем для просмотра в условиях семьи с последующим выходом на беседу;

Повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество

8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества:

  • «Рекомендации в копилку семьи…(Ивановых)»
  • «Шпаргалка для семьи … (Петровых)»

9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи

Привлечение к сотрудничеству семей группы риска.

Обозначить ключевые позиции взаимодействия, меру ответственности сторон.

Теперь рассмотрим нетрадиционные формы работы более подробно.

Диагностические срезы, анкетирование, опросы позволяют получить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. Только используя данные формы сотрудничества возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.

Факультативы, семинары, конференции для родителей и педагогов носят познавательный характер. Данные формы предполагают знакомство родителей с особенностями возрастного, интеллектуального и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Игры с педагогическим содержанием предполагают участие не только родителей, педагогов, но и детей.

Поощрение родителей, информационные корзины, использование видеозаписей являются формами, способствующими активации родителей. Данные формы взаимодействия призваны повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ, переориентировать родителей имеющих потребительский взгляд на ДОУ, («Мы Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»). Исключить такие же проявления со стороны педагогов («Вы нам доверили ребенка, а мы, профессионалы, знаем, что делать»).

Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для детей и родителей, где  предполагалось их присутствие. Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами, специалистами по их разрешению. Повышает качество сотрудничества взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий, о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т.д. – это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи – это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в качестве экспертов, членов жюри, подчеркивая при этом их значимость.

Информационные стенды, папки, альбомы – для родителей, которые по каким-либо причинам не могут принять участие в очных формах сотрудничества. Например, мы используем «Рекомендации в копилку семьи Ивановых» - оформляется папка, содержание которой определяется с учетом опыта семейного воспитания конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формируется специалистами, педагогами, медиками ДОУ.

Индивидуальные программы сопровождения семьи – это выход на индивидуальные формы сотрудничества, разработка совместных действий ДОУ  и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты.

При реализации данной системы сотрудничества родителей, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) имеют возможность свободно посещать дошкольное учреждение; ознакомиться с жизнью ребенка в ДОУ, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями, с педагогами другими родителями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей стали принимать участие в играх, занятиях, праздниках и т.д.

4. Методическая помощь педагогам

Реализация данной программы предполагает значительно высокий уровень профессиональной подготовки педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов и родителей к сотрудничеству, порождает неуверенность некоторых педагогов в своем профессиональном качестве. Недостаточный уровень социально-психологической культуры у участников образовательного процесса мешает формированию доверительных и партнерских отношений. Для устранения данных негативных проявлений ДОУ разрабатываются мероприятия направленные на повышение статуса:

  • Ребенка в глазах педагогов и родителей;
  • Педагогов в глазах родителей;
  • Специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
  • Родителей в глазах педагогов  и ребенка.

Для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости  каждого субъекта. Анализ причин  трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления  целенаправленной методической работы по оказанию помощи педагогам по взаимодействию с семьей. Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из:

  • изучения опыта других педагогов;
  • внедрения новых современных технологий;
  • диагностики;
  • планирования;
  • консультирования.

Все эти мероприятия находят отражение в годовом плане ДОУ.

Формы и методы работы педагогов разнообразны и взаимосвязаны. В нашем ДОУ в методической работе с кадрами используют интерактивные формы и методы обучения. Активизация педагогов помогает принять им на себя ответственность за обучение и изменить позицию «пассивного слушателя» не «вовлеченных участников». Они разрабатывают мероприятия, проекты, мини-программы, обучаются сами и делятся опытом со своими коллегами.

Объединенные в творческие группы педагоги разрабатывают различные проекты взаимодействия с семьей с последующей их защитой, проектируют работу по вовлечению родителей из неблагополучных семей в образовательный процесс в ДОУ.  


Содержание методической работы с педагогами.

Основные направления работы с педагогами

Задачи

Формы

Нормативно-правовые

Изучение документов определяющие взаимоотношения ДОУ и семьи

Лекции, консультации

Информационно-познавательные

Формирование у педагогов знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Анкетирование, дискуссии, практикумы, семинары. конференции, деловые игры, круглый стол. открытые мероприятия.

Мотивационные

  • Формирование у педагогов осознанного отношения к организации работы с семьей.
  • Формирование установки на доверительное  безооценочное взаимодействие с родителями.
  • Развитие готовности каждого педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию в области взаимоотношений с родителями.
  • Развитие у педагогов таких качеств, как выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.

Дискуссии, семинары, практикумы, тренинги, анкетирование.

Практические

Развивать у педагогов умения:

- применять методы изучения семьи, образовательных потребностей родителей;

- прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка;

- ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями;

- устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание.

Деловые игры, защита программ, проектов, показ открытых мероприятий, семинары – практикумы, тренинги, заседание «круглого стола».

V. МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Содержание мероприятий

Сроки реализации

Исполнители

Прогнозируемый  результат

1. Нормативно – правовое обеспечение программы

1.1.

Изучение документов всех уровней определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи.

I этап

Сентябрь - ноябрь

Педагоги, родители

Повысится уровень правовой компетентности педагогов и родителей

1.2.

Изучение документов всех уровней определяющих права ребенка.

I этап

Ноябрь- декабрь

Педагоги, родители

2. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы

2.1.

Сбор данных о семьях воспитанников

I этап

Сентябрь - октябрь

Педагоги

Банк данных о семьях воспитанников

2.2.

Выявление уровня родительских требований к ДОУ.

I этап

Декабрь

Педагоги

2.3.

Выявление степени вовлечения семей в образовательный процесс

I, I I,  I I I этапы

Октябрь - апрель

Педагоги

2.4.

Разработка и корректировка планов по просвещению родителей.

I, I I  этапы

Сентябрь

Педагоги

Планы мероприятий по формированию психолого-педагогических знаний у родителей

3. Кадровое обеспечение программы

3.1.

Изучение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями

I этап

Октябрь

Зам. зав. по ВМР

План методических мероприятий по повышению компетентности педагогов

3.2.

Разработка плана методической работы с педагогами по вопросам сотрудничества с семьей

I этап

Декабрь

Зам. зав. по ВМР

3.3.

Реализация цикла просветительских мероприятий

I, I I  этапы

Октябрь - апрель

Зам. зав. по ВМР,

педагоги, родители

Повысится уровень компетентности педагогов

3.4.

Обобщение и внедрение  передового педагогического опыта

I I I этап

Педагоги

Будут разработаны индивидуальные программы сопровождения семьи

4. Диагностическое обеспечение программы

4.1.

Разработка и внедрение диагностических материалов:

разработка анкет и опросников для родителей;

разработка анкет для педагогов.

I, I I  этапы

Зам. зав. по ВМР, творческая группа

Будет разработан диагностический инструментарий для отслеживания результатов реализации программы

4.2.

Сравнительная диагностика усвоения детьми программных знаний

I, I I,  I I I этапы

Педагоги


VI. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами разрабатываются в соответствии с целями и задачами программы.

Этапы мониторинга:

  1. Выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии работы с родителями на  данном этапе.
  2. Сбор данных о реализации мероприятий программы и оценка этих данных.
  3. Принятие управленческих решений и оценка результатов их реализации.

Объект мониторинга:

  • качество результатов образовательного процесса;
  • профессиональная компетентность педагогов;
  • педагогическая культура родителей;
  • мотивация на сотрудничество.

Мониторинг

Критерии оценки результатов

Формы, методы

Педагоги

Родители

Дети

Уровень специфических знаний

Анкетирование, опросы

Анкетирование

Беседа

Уровень усвоения программы

воспитанниками

-

-

Диагностика согласно мониторинга образовательной и коррекционной программ

Профессиональная компетентность педагогов в вопросах работы с семьей

Анкетирование

-

-

Уровень мотивации на сотрудничество

Анкетирование

Анкетирование

-

 


VII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Мотивационно - целевая деятельность

В связи с включением в процесс управления воспитателей и родителей, предполагается использование разнообразных форм проведения педагогических советов, методических объединений и родительских собраний.

Информационно – аналитическая деятельность

В план работы будет включен анализ окружающего социума, обеспечивающий прогнозирование текущих изменений в деятельности педагогического коллектива по организации сотрудничества.

Планово – прогностическая деятельность

Предполагается разработка перспективных планов по различным направлениям деятельности. Их реализация позволит вносить необходимые коррективы в программу.

Организационно - исполнительская деятельность

Предполагается статистическая диагностика по основным направлениям, которая позволит корректировать планирование.

Контрольно – регулировочная деятельность

Контроль за реализацией программы будет осуществляться по стержневым линиям развития, что позволит своевременно выделять конкретные проблемы и целенаправленно работать над их решением.


VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Методический аспект – М.: ТЦСфера, 2005г.

  1. Алебастрова А.А. «Справочник заведующего ДОУ» Москва. «ВАКО», 2008г.

  1. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья» М.: Карапуз, 2001г.

  1. Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей» //Управление ДОУ, 2002г. № 4 стр. 10.18

  1. Доронова Т.Н., Глушкова Л.В., Гризик Т.Ц. «Вместе с семьей» М.: Просвещение, 2005г.

  1. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. //Управление ДОУ, 2002г. № 4 стр. 100 – 110.

  1. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия 2000г.

  1. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/СОСТ. Н.п. Митрошина и др. СПб, 2001г. С. 23 – 27

  1. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: 1990г.

  1. Популярная психология для родителей / под редакцией А.С. Спиваковской. СПб, 1997г.