ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».
проект на тему

Белослюдова Юлия Олеговна

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены  ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции.  Применение его на практике означает переход от объяснит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл androsova_yu.o._metapredmetnye_kompetentsii.docx98.66 КБ

Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».

                                                       Выполнила:

                                                                               Андросова Юлия Олеговна

Учитель физической культуры

СТРЕЖЕВОЙ – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………….3

Содержательная часть…………………………………………………………………………...6

Общее содержание……………………………………………………………………………….8

Глава 1. Управленческие условия формирования метапредметных компетенций школьников в общеобразовательном учреждении…………………………………………….8

Глава 2. Создание в образовательном учреждении условий для формирования метапредметных компетенций школьников…………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………………..……31

Список использованный источников…………………………………………………………36

Приложения…………………………………………………………………………………….38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции.  Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному.

Формирование понятия метапредмета и метапредметного подхода в обучении проходило в нашей стране на протяжении XX века. В основу его были положены учения и исследования целого ряда педагогов и психологов страны, которые были направлены на создание условий для обучения и психического развития учащихся. Это развитие психолого-педагогической науки с необходимостью привело к созданию положений деятельностного обучения, которое является основным в реализации метапредметного подхода.

В результате проектной деятельности можно раскрыть метапредметные компетенции. Проектная деятельность представляет собой деятельность учеников и педагогов в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и способность проектировать результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 

Чтобы реализовать метапредметный подход, необходимо создавать условия инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Инновация – это попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение, успешное применение идей и процессов для решения существующих проблем и создания новых возможностей. Цель управления инновациями состоит в том, чтобы инициировать, генерировать, контролировать новые идеи и управлять ими.

Новизна. 

Одним из важнейших результатов работы образовательного учреждения в инновационном режиме является формирование управленческо-педагогического коллектива, владеющего проектно-исследовательскими, экспертными способами деятельности, способного к разработке и реализации проектов развития образовательной практики.

Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении образовательным учреждением как посредством включения в проблемные творческие группы, команды, так и создания образовательных программ учителями-предметниками, классными руководителями, создать условия для участия педагогов в проектах, формирующих метапредметные компетенции.

Теоретический анализ показал, что современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.

Уровень метапредметных образовательных результатов ученика, а также педагогов сложно продиагностировать и оценить. 

Наш подход рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметный подход является инновацией для образовательных учреждений.

Использование инновационных технологий.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

Прежде, чем создавать проект по формированию компетенций педагогов, которые бы позволили повысить качество формируемых метапредметных компетенций у детей, необходимо было понять, что же такое компетенции. Изучив различные источники, мы обнаружили терминологическое и концептуальное рассогласование вокруг данных понятий, и остановилась на понимании компетентности как интеллектуально и личностно обусловленном опыте деятельности, на базе которого актуализируются компетенции. Компетенции понимаются как комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение определенной деятельности.

Эмпирический анализ показал наличие зависимости и влияния организации взаимодействия педагогов при разработке и реализации проекта на формирование метапредметных компетенций у детей и педагогов Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Иными словами, Одним из важнейших результатов работы образовательного учреждения в инновационном режиме является формирование управленческо-педагогического коллектива, владеющего проектно-исследовательскими, экспертными способами деятельности, способного к разработке и реализации проектов развития образовательной практики.

Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении образовательным учреждением как посредством включения в проблемные творческие группы, команды, так и создания образовательных программ учителями-предметниками, классными руководителями, создать условия для участия педагогов в проектах, формирующих метапредметные компетенции.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В исследовании мы ставим задачи:

1.  выявить влияние организации взаимодействия педагогов в проекте «Олимпийские игры» на формирование метапредметных компетенций у детей и самих педагогов;

 2. смоделировать ситуации взаимодействия педагогов для успешного формирования метапредметных компетенций детей и педагогов

3. изучить влияние взаимодействия педагогов в рамках проекта «Олимийские игры» на формирование метапредметных компетенций.

4. разработать рекомендации по организации взаимодействия педагогов таким образом, чтобы оно обеспечивало формирование метапредметных компетенций.

Объект исследования – управление разработкой и реализацией проекта «Олимпийские игры» в образовательном учреждении

Предмет исследования– организация взаимодействия педагогов при разработке и реализации проекта «Олимпийские игры» в  образовательном учреждении.

Цель исследования – разработка рекомендаций по организации  взаимодействия педагогов в ходе  реализации образовательного проекта «Олимпийские игры».

Гипотеза исследования. Мы предположили, что разработав механизмы управления взаимодействием учителей на примере проекта «Олимпийские игры», можно сформировать метапредметные компетенции как у детей, так и у самих педагогов.

На формирование метапредметных компетенций школьников оказывает влияние взаимодействие педагогов по разработке и реализации проекта, которое должно включать в себя:

1. организовать условия для изучения педагогами проблемы метапредметности в современном образовании

2. организовать разработку заданий учителями для проекта «Олимпийские игры»

3. создать условия для реализации проекта «Олимпийские игры».

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по вопросам создания условий для формирования метапредметных  компетенций.

2.  выявить влияние организации взаимодействия педагогов в проекте «Олимпийские игры» на формирование метапредметных компетенций у детей и самих педагогов;

 3. смоделировать ситуации взаимодействия педагогов для успешного формирования метапредметных компетенций детей и педагогов

4. изучить влияние взаимодействия педагогов в рамках проекта «Олимпийские игры» на формирование метапредметных компетенций.

5. разработать рекомендации по организации взаимодействия педагогов таким образом, чтобы оно обеспечивало формирование метапредметных компетенций.

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Управленческие условия формирования метапредметных компетенций школьников в общеобразовательном учреждении.

  1. Условия формирования  метапредметных компетенций в содержании управления школьным проектом современном образовании «Олимпийские игры».

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями.

Чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении ОУ. Ведь инновационный процесс - это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной непределенностью и рисками, неприменимостью жесткого целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обуславливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

1.Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода "идейного вдохновителя" и "генератора" будущих идей.

2.Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3.Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4.Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5.Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6.Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7.Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

  • разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;
  • определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;
  • разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;
  • подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;
  • обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;
  • обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
  • внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;
  • реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;
  • осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;
  • внедрение методики экспертизы инноваций;
  • разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;
  • внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;
  • введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Каждый субъект системы управления осуществляет весь функциональный цикл самоуправления: самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование (проектирование и конструирование своей деятельности), самоорганизацию, самоконтроль, самокоррекцию.

Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне. Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое (доверие, забота, внимание) дает вполне осязаемые результаты - качество, эффективность работы, развитие организации.

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Прежде, чем создавать проект по формированию компетенций педагогов, которые бы позволили повысить качество формируемых метапредметных компетенций у детей, необходимо было понять, что же такое компетенции. Изучив различные источники, мы обнаружили терминологическое и концептуальное рассогласование вокруг данных понятий, и остановилась на понимании компетентности как интеллектуально и личностно обусловленном опыте деятельности, на базе которого актуализируются компетенции. Компетенции понимаются как комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение определенной деятельности.

В соответствии с этим метапредметные компетенции школьников определены  как система универсальных учебных действий, позволяющая школьникам продуктивно выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. Опираясь на позицию Э. Ф. Зеера, согласно которой реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, позволяет выделить регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции.

Регулятивная компетенция включает в себя способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; готовность к преодолению трудностей; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; оптимистическое восприятие мира.

Познавательная компетенция представлена способностью самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; умением структурировать знания; способностью осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способностью выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий; способности формулировать проблему; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера; умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умения самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты; способностей выбирать основания, критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы и их обоснование.

Коммуникативная компетенция состоит из умения слушатьслышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умения распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; умения договариваться; умения вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Перечисленные метапредметные компетенции школьников взаимообусловлены и представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов компетенций определяется его отношением с другими видами и общей логикой возрастного развития личности школьников. Таким образом, согласно таким авторам, как В. В. Болотову, В. А. Серикову и др., компетенции обладают деятельностной природой.

В таком понимании метапредметные компетенции школьников:

1) носят надпредметный характер;

 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся независимо от ее специально-предметного содержания;

4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей у школьников;

5) обеспечивают целостность общекультурного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности школьников.

В моем образовательном учреждении возникла тенденция: педагоги часто зациклены на собственной предметной деятельности. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Он должен владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов для преподавания своего предмета. Требования к качеству современного образования и профессиональной деятельности также связаны и с метапредметными компетенциями. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы. Поэтому я пробую организовать совместную деятельность педагогов, чтобы повысить качество образовательного процесса. Работа и взаимодействие педагогов чаще всего организована в предметных методических объединениях, что не позволяет выявлять метапредметные компетенции.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: 

  1. Личностные
  2.  регулятивные,
  3. познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия)

Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответа.

   Такая обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания, отдельных научных дисциплин и подготовка специалистов под конкретные области знания. Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день благодаря использованию тех образовательных моделей и тех образовательных программ, которые достались нам от прошлых веков.

    Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.

Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.  Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции.  Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному.

Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов?

Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху. Учителям нынешний стандарт непонятен.

Учебные метапредметы, метапредметное содержание и метапредметная образовательная деятельность достаточно давно – более 20 лет – проектируются и реализуются нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности. В связи с этим считаю необходимым обозначить выработанный нами подход.

Что такое метапредметная деятельность?

Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно. Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.

На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. 

Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

Приведу пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

  • наблюдение естественнонаучное,
  • наблюдение историческое,
  • наблюдение математическое,
  • самонаблюдение рефлексивное и т.д.

Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще.

Но вот что важно для практики: какой учитель сможет продиагностировать и оценить уровень метапредметных образовательных результатов ученика по овладению им наблюдением вообще?

Ещё пример. Если речь идёт о предмете «математика», наблюдение за числами, или ещё конкретней – наблюдение чисел, является математической предметной деятельностью. В этом случае результаты наблюдения будут относиться к предмету «Математика». Если же результаты наблюдения за числами будут выходить за рамки данного предмета, например, характеризовать основы мироздания, то это и будут метапредметные результаты. Именно так понимал математику Пифагор, а не так, как это принято в нынешней массовой школе, когда числом считают количество или отношение количества к мере.

Другой существенный момент, который не учли разработчики нынешней версии стандартов: метапредметность – не только деятельность, но и содержание. Числа как раз и входят в метапредметное содержание образования. А деятельность по изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная деятельность.

Именно на метапредметном содержании чисел от учителя требуется организация соответствующей метапредметной деятельности учеников. Эта деятельность относится именно к числам, а не к учёбе или учебной деятельности вообще. Создаваемый учеником в результате метапредметной деятельности образовательный продукт как раз и позволяет проверить и оценить его метапредметные образовательные результаты по отношению к предмету изучения, т.е. к математике.

Если же следовать рекомендациям составителей нынешних стандартов, то учителю математики придётся заниматься несвойственной ему задачей – развивать и оценивать общеучебные виды деятельности учеников и их результаты вне математики. Понятие числа, как и сам учебный предмет «математика» в этом случае остаётся «за бортом».

Таким образом, суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.

Уровень метапредметных образовательных результатов ученика сложно продиагностировать и оценить. 

Наш подход рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметный подход является инновацией для образовательных учреждений.

 В результате проектной деятельности можно раскрыть метапредметные компетенции. Проектная деятельность представляет собой деятельность учеников и педагогов в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и способность проектировать результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 

1.2.Определение потенциала и проблемы в управлении инновациями:

реконструкция опыта.

Метапредметный подход к преподаванию объединяет идею предметности, надпредметности и идею рефлексивности по отношению к предмету. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии задается федеральным государственным стандартом начального общего образования. Метапредметный подход ставит в рефлексивную позицию по отношению к другим предметным и непредметным системам мыследеятельности – процессам мышления, действия, мыслекоммуникации в конкретной практической области. Рефлексия направлена на понимание ведущих понятий, основополагающих для данной предметной области знания. При преподавании предмета на метапредметном уровне необходимо построить работу с понятием так, чтобы вместе с научной мыслью и вслед за ней было переоткрыто понятие, некогда выведенное в истории теоретического знания. Рефлексия является технологией переноса выработанного знания в иное пространство, нежели то, в котором оно осуществлялось. Рефлексивный уровень – это творческий уровень освоения предметом.

Проблема нашего исследования важна для педагогов-предметников, потому что посредством взаимодействия педагогов можно сформировать особенные компетенции, которые помогли бы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Знания формируются в активном взаимодействии человека с другим человеком, а компетенции это знания и умения, необходимые для осуществления результативной деятельности, в данном случае повышение эффективности образовательного процесса. Благодаря моему исследованию можно повысить интерес учеников к урокам, интерес учителя к своей работе, у педагогов других школ города – интерес об использовании полученного опыта, а как следствие и возможность повышения престижа, имиджа школы на уровне города.

Для выявления потенциала взаимодействия педагогов для формирования метапредметных комптеенций мы осуществили реконструкцию опыта разработки и реализации проектов в школе (МБОУ СОШ №3 г. Стрежевого). Нами была использована методика Реконструкции инновационного опыта (Г.Н. Прозументовой). Методика включает в себя:

  • Описание контекст ситуации
  • Описание прецедента
  • Комментирование и понимание ситуации в контексте задачи исследования
  • Аналитическое обобщение и формулирование эмпирических зависимостей.

Контекст ситуации.

После окончания Университета я работала  педагогом дополнительного образования, но вскоре решила пойти работать в школу. Попала я как раз в тот момент, когда вышел указ о внедрении ФГОС в систему образования. В связи с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования, многих учителей, особенно молодых специалистов, отправили на курсы повышения квалификации. Я оказалась в том числе. Обучались мы в Омском Государственном Педагогическом Университете в течение восьми месяцев, где я узнала много нового и интересного.

Поначалу такая страшная аббревиатура «ФГОС» вселяла в меня некую неуверенность в выбранной профессии, но вскоре я поняла, что  ФГОС несет в себе такой интересный смысл, что я сама с упоением ходила на курсы, с удовольствием читала соответствующую литературу. В число тем занятий входило много разных направлений, одной из которых была тема «Метапредметные достижения учеников и метапредметные компетенции педагогов». На таких занятиях мы разбирали различные варианты проведения интегрированных уроков, разнообразие таких уроков, сами пытались создать проект таких уроков. Контекст учреждения и практики взаимодействия учителей в этом учреждении

Случай.

В очередной раз, побывав на курсах, у меня возникла идея организовать в нашей школе интегрированный урок с включением нескольких предметов. Я предложила создать  проект урока с метапредметными связями, куда входили такие предметы, как физическая культура, русский язык, английский язык, информатика, английский язык, математика. Я назвала проект «Учимся в туристическом походе».

Когда я выступила на педагогическом совете с предложением реализовать данный проект, почти все педагоги сразу отказались, аргументируя тем, что, во-первых: нужно готовиться к своим урокам по предмету, а не заниматься не весть чем, во-вторых: некогда, семьей надо заниматься, и, в-третьих: не нужно «пудрить мозги» детям, которым надо готовиться к серьезным урокам.

Я, конечно, расстроилась, но идею не оставила в зачатках. В сентябре 2013 г. я переехала жить в другой город – город Стрежевой. Мысли воплотить идею метапредметного взаимодействия педагогов меня так и не оставили. Я решила начать проект в новом образовательном учреждении. Благодаря содействию своих новых коллег мы запустили проект «Олимпийские игры», который поможет сформировать у педагогов особенные компетенции, позволяющие повысить качество образования.

Проект мы реализовали на всех ступенях образования: с 1 по 11 классы. Над заданиями для детей трудились 5 учителей. Совместно продумывая задания, педагоги углублялись в основы других предметов, пытались соотнести один предмет с другим, как один предмет может дополнять другой. В результате чего, между учителями возникло понимание важности другого предмета.

Проект был реализован успешно.

Таким образом, реализация метапредметного проекта не возможна без взаимодействия педагогов, а взаимодействие педагогов необходимо реализовывать. Именно для такой организации и необходимы управленческие ресурсы.

КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

МБОУ СОШ №3 была открыта 1 сентября 1979 года.

Первым директором школы был Андрей Андреевич Василевский. Он и принял в свои руки символический ключ от школы от строителей и нефтяников.

Но уже с ноября 1979 года директором школы стала Сара Борисовна Золотухина.

 А с лета 1985 года на эту должность заступил Лачин Ризаевич Байрактаров.В январе 2014 года Лачина Ризаевича не стало. На данный момент в школе нет директора. Исполняющим обязанности директора назначена Никифорова Лия Владимировна – завуч по учебно-воспитательной работе.

Первые учителя школы работают в ней и по сей день, это: Галина Васильевна Дахова, Нина Петровна Евстафьева, Валентина Анатольевна Еремеева.

            Из 59 педагогов 89% имеют высшее образование, Высшая квалификационная категория присвоена13 учителям, первая — 18.

   Учителя начальных классов Антонина Ивановна Молозина и Ольга Борисовна Даниленко, Еремеева Валентина Анатольевна награждены почётным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации». Лачин Ризаевич Байрактаров, директор школы, и Валентина Ивановна Иванова, заместитель директора школы, — награждены государственной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-й степени».

Школа в 2001-2009 годах являлась федеральной, областной и городской экспериментальной площадкой по теме: «Модернизация содержания, оценки качества и структуры образования», а также областной экспериментальной площадкой по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования Томской области. Ключевым направлением в реализации модели выпускника школы является формирование конкурентоспособного ученика, обладающего необходимой базой знаний для продолжения образования и являющегося самостоятельной личностью.

Наряду с общеобразовательными классами функционируют лицейские и профильные, классы с углубленным изучением иностранного языка, математики, физики, информатики. Сегодня на старшей ступени созданы классы: гуманитарный, физико-математический, информационных технологий. Результативной деятельности профильных классов способствует сотрудничество школы с вузами Томска, Новосибирска, Кемерова. Тюмени. Эффективно работает школьный подготовительный факультет. В образовательный комплекс «Средняя школа №3» также входят детские сады «Петушок», «Лебедушка», «Ромашка», ДЮСШ  ГУО, ДЮСШ УКСиМП, Центр дополнительного образования детей, Центр экологического воспитания детей, станция юных туристов.

Аналитический комментарий:

На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика  ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Однако я, предложив проект метапредметного взаимодействия педагогов, столкнулась с проблемой нежелания участвовать в реализации данного проекта со стороны педагогов.

Кульминацией становится момент, когда педагоги отказываются от реализации данного проекта. Возникают вопросы, почему так происходит и как сделать так, чтобы метапредметные проекты переходили из стадии разработок в стадию проведенных уроков, чтобы они развивали инновационный потенциал школы и педагогов. Необходимо было заинтересовать педагогов к метапредметному взаимодействию. Необходимо качественно новое управление, когда передо мной, как управленцем, встаёт задача разработки особых механизмов, направленных на формирование взаимодействие педагогов, которые позволят повысить уровень метапредметных компетенций.

1.3. Современные подходы к созданию условий формирования метапредметных компетенций у детей и педагогов.

В связи с внедрением ФГОС у педагогов возникла масса дел и неких проблем, которые лишают их времени и возможностей выделять время на себя. Их отказ от моего проекта обоснован. Но необходимо внедрять более интересные, новые методики для завлечения детей в образовательный процесс.

Некоторые педагоги частично реализуют идею метапредметности, но этого мало для достижения целей нашего образования.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

Для того, чтобы такие уроки появились в школе, необходимо организовать совместную работу педагогов. Это трудно сделать, потому что у каждого педагога свои дела и обязанности, и на дополнительную нагрузку  у большинства не хватает времени.

Попытка создать совместный метапредметный проект, позволил открыть педагогам, участвующим в реализации проекта, такие компетенции, как коммуникативные (я смогла убедить других учителей в важности другого предмета, смогла нацелить их на взаимодействие, работать рука об руку); регулятивные (способность управлять процессом); личностные (ориентация на результат, эффективность, воздействие на других людей, умение работать с информацией, личная эффективность и саморегуляция).

Несмотря на статус школы, как инновационной площадки, большинство педагогов в нашей школе имеют педагогический стаж свыше 25 лет, не желают лишний раз что-либо менять в своей уже сложившейся жизни, считая, что уже много вложили труда в свою работу. Считают, что все новое – это забытое старое и внедрение ФГОС – полнейшая глупость, которую могли придумать. А с большой загруженностью при подготовке к урокам по своему предмету, вовсе трудно выделить время на реализацию «каких-то странных, несерьезных проектов». Определение содержания ФГОС, использование наиболее подходящих форм, методов, принципов, инновационных технологий для его реализации относится к числу основных, ключевых моментов, и составляет его наиболее трудную часть. При определении и разработке содержания образовательных стандартов требуются глубокие и разносторонние знания, сведения, определенные навыки из социально-экономической жизни, производственной и экономической сферы, социальной среды, знания и достижения из различных научных областей и многого другого комплекса знаний. Поэтому многие педагоги и не хотят лишний раз «напрягаться».

Аналитическое обобщение:

Я думаю, предметом моего исследования должно стать взаимодействие педагогов. Под взаимодействием понимается сложный многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно.

Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Кроме того взаимодействие — целостная, внутренне дифференцированная, саморазвивающаяся система. Такое понимание взаимодействия, представляющего суть управления, предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости рассмотрения изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.

Как оно должно быть организовано? Ответ на этот вопрос зависит от выбора определенной стратегии, которая, в свою очередь, может основываться либо на насильственной парадигме, либо на ненасильственной парадигме. Однако анализ двух парадигм позволит в большей степени убедиться в возможности реализации ненасильственного управления.

Собственно говоря, от выбора той или иной методологической основы зависит технология управления образовательным процессом на разных уровнях.

Особый интерес для проектирования управления образовательным процессом представляют положения о ненасилии как идее определенной технологии деятельности. В связи с этим можно вести речь и о ненасильственных действиях.

Постановка вопроса о ненасильственных действиях ставит проблему их определения.

На наш взгляд, ненасильственные действия — это действия, способствующие проявлению и увеличению полезных возможностей деятельности учащихся и учителей. Такие действия не должны в этом плане вести к каким-либо ограничениям в проявлении личностью своих творческих ресурсов.

Исследование чаще всего направлено на выявление путей и условий повышения результативности отдельных звеньев образовательного процесса. Как правило, в этой ситуации речь идет о введении в образовательный процесс различных инноваций. Этот процесс всегда сопровождается исследованием: как повлияли инновации на образовательный процесс. Но эту же цель преследует и управленческая деятельность.

Управление по своей сути есть исследование.

Если следовать такому пониманию его на практике, то можно вскрыть огромные внутренние резервы, высвобождение которых резко повысит конечные результаты работы школы и эффективность образовательного процесса.

Исследовательская направленность управления включает:

  • конкретизацию цели;
  • выбор объекта изучения;
  • определение оптимальных средств достижения цели;
  • выбор способов и параметров предварительной оценки результатов изучения.

Главным здесь является повышение научной обоснованности всех принимаемых управленческих решений в области содержания и организации образовательного процесса. Для этого необходимы объективность в оценке собираемой информации, доказательность делаемых выводов, что возможно только при владении учителями методами исследования, умении выбрать их комплекс в соответствии с поставленной целью.

 В исследования мне важно ответить на вопрос – какие условия нужно создавать для вовлечения педагогов в такие формы взаимодействия; как управлять взаимодействием педагогов, построенных на основе метапредметной деятельности.

Если возможно реализовать такой вид деятельности педагогов на базе школы, то и в других школах возможно организовать взаимодействие педагогов для достижения поставленных целей.

По надпредметным программам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.

Разработка надпредметных программ может стать одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений, поскольку содержание этих программ может и должно учитывать особенности конкретной школы -- социальной среды, состава учащихся, потенциала педагогического коллектива.

По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания - исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Глава 2. Создание в образовательном учреждении условий для формирования метапредметных компетенций школьников

2.1. Характеристика проекта «Олимпийские игры» в МБОУ СОШ №3 г. Стрежевого.

Проект «Олимпийские игры» возник из идеи создания интегрированного мероприятия «Учимся в туристическом походе». Предполагалось, что если учителям школы объединиться в создании интегрированных заданий для проекта, качество формирования метапредметных компетенций у детей будет несколько выше. Но взаимодействия не получилось, так как педагоги школы не понимали смысла в создании интегрированных заданий.

Переехав в другой город, я поняла, что без организации взаимодействия педагогов, проект в жизнь не воплотить. В связи с тем, что в тот период, когда хотели начать реализовывать проект, проходили Олимпийские игры в Сочи, я предложила тему именно «Олимпиады», так как она была наиболее актуальна. Вместе с коллегами мы адаптировали сценарий и задания на тему «Олимпийские игры». Реализовывали проект в несколько этапов. Сначала создавали актуальные метапредметные задания для ребят, при этом педагоги, сотрудничая, углублялись в смысл и важность другого предмета. Затем дети выполняли творческие задания, искали информацию на тему «Олимпиады и паралимпийских игр», создавали мультимедийные презентации на различные темы, делали стенгазеты, придумывали стихи и номера на выступления к завершению проекта. Затем проходило мероприятие, непосредственно с актуальными заданиями. И дети и учителя участвовали в этом проекте увлеченно, с интересом. Итогом наших своеобразных состязаний должен был быть классный час, который должны были вести сами дети, рассматривая «Олимпийские игры» с различных позиций: исторических, биологических, географических и др. Считаю, что нам удалось в детях и учителях разбудить наиболее глобальное осмысление нашей работы. Данный проект рассматривался, как способ формирования метапредметных компетенций не только у детей, но и у самих педагогов при создании заданий для проекта.

 На наш взгляд, вовлеченность педагогов - это степень совпадения ценностей педагога с ценностями школы. Чем больше общих точек, тем выше вероятность успеха проекта. Придерживаясь такого понимания, можно организовать взаимодействие педагогов.

  1. Самостоятельность и добровольность. Необходимо убедить учителей, что мы трудимся не по принуждению, а по собственному желанию.
  2. Элемент напряженности. Нам нужно научиться использовать определенную долю напряженности в своей работе.
  3. Честное сравнение и быстрое сообщение результата. Следует стремиться к сокращению срока получения результатов труда, поскольку, чем дольше ожидание, тем ниже интерес к работе.

4. Нужно стимулировать вовлеченность.

Во-первых, материальные (Эффективный контракт).

Во-вторых, проект должен быть интересен педагогам. Поэтому сначала стоило создать группы по интересам. Создание команд, где у каждого свое место, своя профессиональная функция и своя психологическая роль – лучший стимул.

Таблица 1.

Количественные и качественные характеристики проекта «Олимпийские игры- 2014»

Качественные результаты

Качественные результаты

Метод фиксации

Количество участвующих в проекте учителей в феврале

5

Учет

Количество детей, участвующих в проекте.

224

Учет

Количество учителей, участвующих в проекте в марте

8

Учет

Перспективы продолжения проекта.

  1. Создание групп учителей по ступеням образования для разработки метапредметных заданий.
  2. Разработка мероприятий на другие темы.
  3. Привлечение большего количества детей к мероприятиям.
  4. Привлечение большего числа учителей при проведении мероприятий.

Задействованные материальные ресурсы учреждения для реализации проекта:

  1. Спортивный зал МБОУ СОШ №3.
  2. Кабинеты МБОУ СОШ №3

3. Спортивный инвентарь для заданий.

4. Информационные технологии.

2.2. Создание условий повышения эффективности управления инновациями

Одним из показателей успешной деятельности является способность управленца принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть планированию, организации, мотивации и контролю. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он включает в себя стадии: 

           1. выработку и постановку цели проекта; 
           2. изучение проблемы метапредметности в современном образовании; 
           3. выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых создания проекта; 
           4. рассмотрение вариантов реализации проекта; 
           5. выбор и окончательное формулирование действий по реализации проекта; 
           6. принятие решения; 
           7. доведение решений до исполнителей; 
           8. контроль за выполнением решений. 

 На наш взгляд, вовлеченность педагогов - это степень совпадения ценностей педагога с ценностями школы. Чем больше общих точек, тем выше вероятность успеха проекта. Придерживаясь такого понимания, можно организовать взаимодействие педагогов.

  1. Самостоятельность и добровольность. Необходимо убедить учителей, что мы трудимся не по принуждению, а по собственному желанию.
  2. Элемент напряженности. Нам нужно научиться использовать определенную долю напряженности в своей работе.
  3. Честное сравнение и быстрое сообщение результата. Следует стремиться к сокращению срока получения результатов труда, поскольку, чем дольше ожидание, тем ниже интерес к работе.

4. Нужно стимулировать вовлеченность.

Во-первых, материальные (Эффективный контракт).

Во-вторых, проект должен быть интересен педагогам. Поэтому сначала стоило создать группы по интересам. Создание команд, где у каждого свое место, своя профессиональная функция и своя психологическая роль – лучший стимул.

Результаты проекта «Олимпийские игры»

1. Во время проекта дети достигли умения:

Познавательные универсальные учебные действия

- планировать свою деятельность в проекте: выстраивать последовательность необходимых операций;      

- корректировать  деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на свое настроение.

- осуществлять  контроль деятельности («что сделано»);

- оценивать результаты деятельности (чужой, своей);

 - анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать свои действия, находить ошибки, устанавливать их причины;

  - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

- выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

- выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

- моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.); 

Коммуникативные универсальные учебные действия

-уметь работать в группе, в команде, общаться и приходить к совместным решениям; 

Личностные универсальные учебные действия.

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- мотивировать свои действия; выражать готовность  в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять  в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь и др.

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

2.  педагоги достигли: 

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

-  удерживать цель деятельности до получения её результата;    

планировать решение проектной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);      

-  оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);    

корректировать  деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно – оценочной деятельности:

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

 - анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

        Познавательные компетенции:

- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

- исследовать собственные нестандартные способы решения;

- преобразовывать  объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

        Коммуникативные компетенции:

        Личностные компетенции:

- проявлять понимание и уважение, важности другого предмета;

- проявлять интерес к основам другого предмета;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

- мотивировать свои действия; выражать готовность  в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять  в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь и др.

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

- уметь сотрудничать, работать в группе;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью работы было: разработка рекомендаций по организации  взаимодействия педагогов в ходе  реализации образовательного проекта «Олимпийские игры».

Решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по вопросам создания условий для формирования метапредметных  компетенций.

2.  выявить влияние организации взаимодействия педагогов в проекте «Олимпийские игры» на формирование метапредметных компетенций у детей и самих педагогов;

 3. смоделировать ситуации взаимодействия педагогов для успешного формирования метапредметных компетенций детей и педагогов

4. изучить влияние взаимодействия педагогов в рамках проекта «Олимпийские игры» на формирование метапредметных компетенций.

5. разработать рекомендации по организации взаимодействия педагогов таким образом, чтобы оно обеспечивало формирование метапредметных компетенций.

Теоретический анализ показал Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.

Уровень метапредметных образовательных результатов ученика, а также педагогов сложно продиагностировать и оценить. 

Наш подход рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметный подход является инновацией для образовательных учреждений.

Метапредметный подход к преподаванию объединяет идею предметности, надпредметности и идею рефлексивности по отношению к предмету. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии задается федеральным государственным стандартом начального общего образования. Метапредметный подход ставит в рефлексивную позицию по отношению к другим предметным и непредметным системам мыследеятельности – процессам мышления, действия, мыслекоммуникации в конкретной практической области. Рефлексия направлена на понимание ведущих понятий, основополагающих для данной предметной области знания.

Таким образом, реализация метапредметного проекта не возможна без взаимодействия педагогов, а взаимодействие педагогов необходимо реализовывать. Именно для такой организации и необходимы управленческие ресурсы.

- место и роль метапредметных компетенций  в современном образовании

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции.  Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному.

- значение проектной деятельности для формирования метапредметных компетенций

В результате проектной деятельности можно раскрыть метапредметные компетенции. Проектная деятельность представляет собой деятельность учеников и педагогов в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и способность проектировать результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 

- задачи управления по разработке и реализации проектов

           1 . выработку и постановку цели проекта; 
           2. изучение проблемы метапредметности в современном образовании; 
           3. выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых создания проекта; 
           4. рассмотрение вариантов реализации проекта; 
           5. выбор и окончательное формулирование действий по реализации проекта; 
           6. принятие решения; 
           7. доведение решений до исполнителей; 
           8. контроль за выполнением решений. 

Эмпирический анализ показал наличие зависимости и влияния организации взаимодействия педагогов при разработке и реализации проекта на формирование метапредметных компетенций у детей и педагогов Суть взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействий, сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Иными словами, Одним из важнейших результатов работы образовательного учреждения в инновационном режиме является формирование управленческо-педагогического коллектива, владеющего проектно-исследовательскими, экспертными способами деятельности, способного к разработке и реализации проектов развития образовательной практики.

Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении образовательным учреждением как посредством включения в проблемные творческие группы, команды, так и создания образовательных программ учителями-предметниками, классными руководителями, создать условия для участия педагогов в проектах, формирующих метапредметные компетенции.

Выявленная зависимость была экспериментально проверена в модельной ситуации, которая включала в себя организацию совместной работы педагогов по созданию сценария и  заданий для проекта, а также организацию и привлечение детей для участия в проектной деятельности.

В результате удалось установить, что необходимым для реализации проекта является организация взаимодействия педагогов:

- по разработке заданий

- по организации и проведению проекта.

- при этом формирование метапредметных компетенций у детей и педагогов происходит взаимообусловлено.

- Проявляется у детей в том, как они:

- планируют свою деятельность в проекте: выстраивают последовательность необходимых действий для достижения наилучших результатов;      

- корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения;

- анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на свое настроение.

- осуществляют  контроль деятельности («что сделано»);

- оценивают результаты деятельности (чужой, своей);

 - анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают свои действия, находят ошибки, устанавливают их причины;

  - оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- выявляют (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

-умеют работать в группе, в команде, общаться и приходить к совместным решениям; 

- проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

- оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- мотивируют свои действия; выражают готовность  в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют  в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь и др.

- применяют правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

-У педагогов в том, как они:

-  удерживают цель деятельности до получения её результата;    

планируют решение проектной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий);      

-  оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);    

корректируют  деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

- осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 - анализируют собственную работу: соотносят план и совершённые операции, выделяют этапы и оценивают меру усвоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

- устанавливают причинно – следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

- высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;

- преобразовывают модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- преобразовывают  объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают.

- проявляют понимание и уважение, важности другого предмета;

- проявляют интерес к основам другого предмета;

- мотивируют свои действия; выражают готовность  в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют  в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь и др.

- применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

- умеют сотрудничать, работать в группе;

- В образовательном учреждении в том, как создаются проектные группы среди педагогов; как создаются интересные, творческие проекты и мероприятия.

Проект мы реализовали на всех ступенях образования: с 1 по 11 классы. Над заданиями для детей трудились 5 учителей. Совместно продумывая задания, педагоги углублялись в основы других предметов, пытались соотнести один предмет с другим, как один предмет может дополнять другой. В результате чего, между учителями возникло понимание важности другого предмета.

Проект был реализован успешно.

Таким образом, реализация метапредметного проекта не возможна без взаимодействия педагогов, а взаимодействие педагогов необходимо реализовывать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: коллективная монография / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2002. 342 с. Гущина Т.Н. «Воспитываем творческую личность и индивидуальность», - М.: АРКТИ, 2012.

  2. Клочко В.Е. Смыслы и смыслообразование в инновационной образовательной практике //

  3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.

  4. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.

  5. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.

  6. Переход к открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций: Кол. Монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2005. C.437-451.

  7. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 2. Типологизация образовательных инноваций / Кол. монография под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2009. 448 с.

  8. Прозументова Г.Н. Педагогика совместной деятельности: проблема индивидуализации в массовой школе // Школа и открытое образование: Концепции и практики индивидуализации. Томск, Пилад, 2000. С. 34-40//.

  9. Третьякова С.Е. «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни», - М., «Просвещение», 2013.

  10. Управление образованием с использованием инноваций в образовательном учреждении //Сибирский учитель Шамова Т.И., Давыденко Т.М. 2005//

  11. Фуряева Т.В. Контекстно-смысловая стратегия развития высшего профессионального социального образования // Сибирский вестник специального образования. 2012.Вып.1.

  12. Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29.

  13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  14. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». – Запорожье, 1984. – С. 47-51.

  15. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с. 

  16.  Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

  17. Шаталова О.А. «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы» - М., «Русское слово», 2012.

  18. Шептицкая Ж.В. «Компетентностно-ориентированное образование», Сборник трудов 4 ежегодной межрегиональной научно-практической конференции, 2011.

Приложение 1

Спортивный праздник «Зимняя Олимпиада 2014»

Цель: формирование метапредметных компетенций у детей и педагогов.

Задачи:

  1. Повысить уровень физической подготовленности и формировать двигательный опыт, расширить объем знаний.
  2. Совершенствовать умения и навыки работы с интерактивной доской, графическим редактором Paint; развивать координационные способности;
  3. Популяризация олимпийских и паралимпийских игр и здорового образа жизни среди детей школьного возраста, воспитание любви к своей малой родине, гордости и уважения к своей стране.

Дата проведения:

8.02.14 – открытие «Олимпийских игр» (1-11классы)

15.02.14 – спортивные состязания (1-4классы), (5-7классы)

01.03.14  – спортивные состязания (8-11классы)

15.03.14 – закрытие «Олимпийских игр» (1-11классы)

Место проведения мероприятия:

МБОУ СОШ №3 г. Стрежевой.

Мероприятие проводится в здании, на улице (по погоде).

Оборудование: спорт. оборудование, медали и грамоты для награждения, флаг РФ, «Гимн Олимпийских игр», «Гимн России», музыкальная аппаратура.

Участники соревнований:в играх принимают участия все классы в школе по 8 человек в команде (4дев., 4 мал.).

Домашнее задание: к открытию подготовить приветствие и девиз команды.

Ход мероприятия:

1 этап – открытие в фойе на 1 этаже

2 этап – проходят в один день.

А) в здании школы дети будут ходить по станциям.

Б) станции на улице (зависит от погоды).

3 этап – газеты, презентации (подготовить к указанным срокам).

4 этап – классные часы подготовить к сроку, проведение 28.02 (5-11).

5 этап – закрытие в актовом зале (каждая команда готовится к этому мероприятию, на открытии пройдет жеребьевка, где определится, кто и что будет делать).

Приложение 2

Задания классам:

Класс

Тема задания

Сроки

1-4 нарисовать плакаты

1

Символы «Олимпийских игр».

14.02

2

Известные спортсмены.

14.02

3

История «Олимпийских игр». Где проходила. В честь кого.

14.02

4

«Олимпийские игры» современности. Когда провели впервые. Кто участвует. Когда в России впервые начали участвовать. «Олимпийские игры» в Москве.

14.02

5-7 делать презентацию и провести классные часы

5

Символы «Паралимпийских игр».

17.02

6

Известные спортсмены паралимпиады.

17.02

7

История «Паралимпийских игр». Где проходила. В честь кого.

17.02

8

«Паралимпийские игры» современности. Когда провели впервые. Кто участвует. Когда в России впервые начали участвовать. «Паралимпийские игры» в Москве.

17.02

9

Олимпийские и Паралимпийские игры, наше отношение к ним. Наши любимые спортсмены – спортсмены нашей школы. Любимый вид спорта.

17.02

10

Олимпийские и Паралимпийские игры, наше отношение к ним. Наши любимые спортсмены – спортсмены нашей школы. Любимый вид спорта.

17.02

11

Олимпийские и Паралимпийские игры, наше отношение к ним. Наши любимые спортсмены – спортсмены нашей школы. Любимый вид спорта.

17.02

Презентация и классный час

Презентация должна  быть информативная, интересная, раскрывать тему. К классному часу подготовить текст к презентации и игру на спортивную тему, которую нужно будет провести с другим классом (викторина, игра с залом и т.д.).

Приложение 3

Задания для участвующих в проекте  классов

Задания на время по станциям. Команды получают маршрутный лист, на выполнение каждого задания дается 5 минут. Если команда не успевает, за каждую дополнительную минуту добавляется 1 штрафной круг по школе. Время расположения на этапе озвучивается сигналом (звонком). Огласить, как оцениваются задания (задания выполняются на время, каждая команда получает балы за выполнение заданий. За 1-е место – 1 бал, за 2-е место – 2 бала, за 3-е место – 3 бала, за 4-е место – 4 бала. Выигрывает команда, набравшая в сумме наименьшее количество балов, набранные за выполнение 5-ти заданий).

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (основная часть мероприятия):

1.«Ассоциации на тему «Олимпиада» и «Спорт»

Место проведения: кабинет № 315

Ведущий педагог: Лупандина А.К.

Ведущий предмет: физическая культура, английский язык.

Задание: Выбрать из списка слов на английском языке, слова относящиеся к спорту.

the Olympic Games – олимпийские игры,

competition – состязания

skiing – лыжный спорт

olympic flame - олимпийский огонь

olympic torch – олимпийский факел

STADIUM – стадион

FREESTYLE – вольный стиль

2.«Вставь пропущенную букву»

Место проведения: кабинет № 212

Ведущий педагог: Ошибкина Н.К.

Ведущий предмет: физическая культура, русский язык.

Задание: На интерактивной доске написаны слова с пропущенными буквами, необходимо их вставить.

1. «Р..корд»

2. «Ст..дион»

3. «Тр..мплин»

4. «Сп..рт..к..ада»

5. «Д..станция»

6. «Эст..фета»

7. «Тр..наж..р

Чтобы выполнить задание, необходимо вписать правильные буквы в слова. Если все правильно сделано, на интерактивной доске появляется горящий факел. Если задание выполнено не правильно, то появляется грустный смайлик.

3.«Попробуй, разбери!»

Место проведения: кабинет № 311

Ведущий педагог: Валова Н.А.

Ведущий предмет: физическая культура, информатика.

Задание: Работа с интерактивной доской. Нужно выбрать виды спорта, которые относятся к зимним Олимпийским играм. Картинки на экране показана не полностью или искажена, дети должны догадаться.

Биатлон, фристайл, бобслей, керлинг, шорт-трек, буерный спорт, натурбан, скелетон, гандбол, борьба, бокс, волейбол, водное поло, дзюдо, академическая гребля, легкая атлетика, пятиборье, полиатлон.

4.«Математический марафон»

Место проведения: кабинет № 103

Ведущий педагог: Овсянникова С.В.

Ведущий предмет: физическая культура, математика.

Задание: Проводится в спортивном зале. По команде ведущего по одному участнику садятся на шар и прыгают на нем до места, где стоит стол. На нем лист, на котором написана часть примера. Участник запоминает часть примера (цифру и последующий за ней знак), возвращается и записывает и так каждый игрок. В конце они должны решить пример и дать ответ. Ведущие предметы – физическая культура, математика. (5+9-4+30-2-8+5-30)*2-9=1

Реквизит: листок, ручка, цифры, шар(все в 2 экз.)

5.«Стрельба (электронная)»

Место проведения: тренажерный зал.

Ведущий педагог: Андросова Ю.О., Астраханцева А.И.

Ведущий предмет: физическая культура.

Задание:выполнить стрельбу в электронном тире. Подсчет балов по количеству набранных очков.

6.«Все обо всем»

Место проведения: кабинет № 204

Ведущий педагог: Провоторова О.В.

Ведущий предмет: физическая культура, история, география, биология.

Задание: Детям предлагается разгадать кроссворд и ребусы (олимпийская тематика,  исторические факты, географические места, биологические термины).

8.«Словарная эстафета»

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий педагог: Андросова Ю.О.

Ведущий предмет: физическая культура, русский язык.

Задание: Эстафета.

«Олимпийские игры!»

9.«Старты надежд»

Место проведения: каб. 110

Ведущий педагог: Андросова Ю.О.

Ведущий предмет: физическая культура.

Задание: Дети могут выполнить задания на свой личный рекорд.

Пресс

Скакалка

Подтягивание/отжимание

Прыжки с места

3. Рефлексия учебной деятельности (заключительная часть урока):

1.  Способствовать понижению нагрузки, проверка внимания.

2.  Подведение итогов, подсчет балов, выявление победителя.