Модель системы организации формирования метапредметных компетенций "Шаги в науку"
статья

Шпакова Ирина Михайловна

В статье представлены наработки педагогического коллектива ГБОУ СОШ №491 с углублённым изучением математики Санкт-Петербурга по развитию метапредметных компетенций учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_shagi_v_nauku.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель системы организации формирования метапредметных компетенций «Шаги в науку»

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.

И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.

Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создание условий для его личностного роста.

Я хотела бы предложить вашему вниманию отдельные наработки нашего педагогического коллектива по развитию метапредметных компетенций учащихся.

В каждой школе существует Программа развития и формирования УУД. У нас она включает в себя 3 подпрограммы: «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности» и «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». В основу системы работы по формированию УУД положена последняя программа, т.к. именно исследовательская и проектная деятельность включают в себя поиск и обработку информации в печатном и электронном виде, переработку информации из одной знаковой системы в другую, работу с таблицами, графиками, схемами, диаграммами, умение представить полученные результаты и т.д.

В Программе формирования УУД есть планируемые результаты, которых должны достичь учащиеся к концу 9 класса. Но нам, как учителям-предметникам более понятна схема, в которой планируемые результаты делятся по параллелям. Поэтому первое, что мы сделали, мы разделили все планируемые результаты по возрастным группам. Необходимо отметить, что в таблице представлены только самые значимые на наш взгляд результаты из перечисленных в Программе формирования УУД.

ГБОУ СОШ №491 с углублённым изучением математики Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Модель системы организации формирования метапредметных компетенций "Шаги в науку"

Класс

Планируемые результаты  (Ученики научатся…)

Виды проектов

Представление результатов

Оценка результатов

Количество участников

Сроки выполнения

Руководители

5-6 класс

Планировать учебное исследование и учебный проект при помощи учителя; Отбирать и использовать методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме при помощи учителя; Ориентироваться  в  содержании  текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические  задачи,  требующие  полного  и критического понимания текста. Осуществлять фотосъемку изображений и фиксацию звуков  с помощью учителя; Осуществлять комплексное редактирование текста. Грамотно строить запрос для поиска информации в Интернете

социальные, творческие, игровые, прикладные;      тематические, предметные    

школьная конференция "Открытие"

взаимооценка и самооценка учащимися продукта совместно с учителями;  оценка деятельности учащихся руководителями проекта

весь класс

учебное полугодие

классные руководители

7 класс

Критически относится к информации, отличать факты от суждений, мнений и оценок; Самостоятельно оценивать качество выполненного исследования, проекта по определенным критериям. Подбирать характер  оформления текста в соответствии с его  стилистическим содержанием. Искать информацию на тематических сайтах: пользоваться картой сайта для поиска необходимой информации

прикладные, игровые, инновационные; предметные, межпредметные

игра "Путь в науку"

взаимооценка и самооценка деятельности учащимися и руководителями проектов

малые группы

учебная четверть

учителя-предметники, педагоги дополнительного образования

8 класс

Сопоставлять  разные  точки  зрения  и  разные источники информации по заданной теме; работать  с  текстами,  содержащими  рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Корректировать изображения и звуки с помощью специальных компьютерных инструментов. Осуществлять синхронный поиск информации в различных поисковых системах, сравнивать полученные данные

исследовательские, инновационные; тематические

школьная конференция

самооценка деятельности учащимися, оценка руководителя (рецензии), экспертная оценка членами жюри

пары, индивидуальная работа

три учебных четверти

учителя-предметники

9 класс

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; Находить способы проверки противоречивой информации,  определять достоверную  информацию. Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью. Осуществлять редактирование и структурирование текста средствами текстового редактора. Формировать собственное информационное пространство: создавать систему папок и размещать в ней нужную информацию, размещать информацию в Интернет

социальные, творческие, прикладные, исследовательские;               тематические, предметные, межпредметные  

защита индивидуального итогового проекта

экспертная оценка

индивидуальная работа

учебный год

учителя-предметники, педагоги дополнительного образования

10-11 класс

социальные, исследовательские; тематические, предметные, межпредметные

конференции на базе вузов, Интернет-конкурсы

самооценка, оценка руководителя, экспертная оценка

пары, индивидуальная работа

учебный год

учителя-предметники, студенты и аспиранты вузов

Существует множество различных видов проектов. Нам кажется, что наиболее простыми для учащихся являются социальные, творческие, игровые проекты. Именно с таких проектов начинается работа в 5 классах. И только в 8 классах мы переходим к учебно-исследовательским работам. Ещё одним достижением мы считаем межпредметные проекты. В прошлом году семиклассникам мы предложили на выбор несколько интегрированных работ, таких как: «физика – информатика», «физика – технология». Для осуществления проектной деятельности «физика – информатика» были написаны и согласованны программы внеурочной деятельности «Творческая мастерская по физике» и «Основы программирования». Было составлено расписание таким образом, чтобы учащиеся могли посещать занятия и по физике, и по информатике, в рамках одного проекта. В этом году кроме перечисленных направлений появились также согласованные программы ВУД «математика – информатика».

Результатом проекта является компьютерная игра, выполненная в среде программирования Scratch. Игра может применяться на уроках и дополнительных занятиях по физике. Данный проект был представлен на нескольких городских и районных конференциях.

В этой же среде программирования выполнены проекты по истории и информатике, математике и информатике.

Ещё одна проблема, с которой мы столкнулись, заключается в том, что учащиеся должны иметь возможность представить результаты своей работы. Нам хотелось, чтобы само представление работ было обучающим.

В 5-6 классах мы проводим интерактивную конференцию. Работу каждого класса представляет группа учащихся (3 – 7 человек). Остальные учащиеся находятся в кабинетах. Творческие группы по очереди заходят в каждый кабинет, рассказывают о своём проекте. Слушатели заполняют листы оценивания и высказывают своё мнение о работе устно.

В 7 классах мониторинг работы проходит дважды. В первом полугодии это игра по станциям. На каждой станции после рассказа о проекте участникам предлагают творческие задания: ребусы, кроссворды, настольные и компьютерные игры, выполнение лабораторных работ. Ребята, представляющие свой проект, оценивают выполнение командой задания, команда оценивает представленный проект. Во втором полугодии — это деловая игра, которая включает стендовые доклады по проектам и творческие задания командам слушателей.

В 8 классе мы планируем провести большую конференцию, которая будет включать и обычные доклады, и стендовые доклады, и выставку проектных работ.

Кроме взаимного оценивания работ мы используем самооценку и оценивание деятельности руководителями проектов.

            Мы успешно применяем данную систему организации работы в 5 – 7 классах. В 8 классах работа проводится впервые. О результатах работы можно будет судить на будущий год, когда пройдёт защита итоговых проектных работ в 9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.

Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...

Формирование метапредметных результатов в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

Данная работа освещает как формируются метапредметные результаты в условиях компетентностно-контекстной модели образовательного процесса - одной из современных технологий обучения в рамках н...

Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»

Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены  ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые пози...

Творческое задание и система задач в рамках отдельного модуля как средство формирования метапредметного умения анализа.

Содержание данной статьи показывает, как можно уроки подготовки к ЕГЭ по русскому языку использовать для освения таких метапредметных умений, как целеполагание, планирование, проектирование....

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов

Однако сегодня приоритетным становится  не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели  выпускника....