«Семейные традиции и обычаи».
методическая разработка (5 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

Классный час 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_traditsii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Тема: «Семейные традиции и обычаи».

Цель: обратить внимание родителей на значимость культурных ценностей; на традиции семьи в развитии и становлении личности ребёнка.

Задачи: актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности ребёнка; проанализировать наличие традиций и обычаев в современной семье.

Форма : диспут

Подготовительная работа: тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся:

  1. Говоришь ли ты с родителями «по душам»?
  2. Советуешься ли с родителями по личным вопросам?
  3. Интересуешься ли работой своих родителей? Их проблемами?
  4. Знают ли родители твоих друзей?
  5. Бывают ли они у вас дома?
  6. Скучно ли тебе дома или ты предпочитаешь свободное время проводить вне дома?
  7. Есть ли у вас в семье общее для всех увлечение?
  8. Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?
  9. Как хочешь проводить свои дни рождения с друзьями без родителей или в их присутствии?
  10. Обсуждаешь ли с родителями книги, фильмы, телевизионные передачи?
  11. Бываете ли вместе на концертах, выставках?
  12. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни с родителями?

Утвердительный ответ оценивается 2 очками; если ответ «отчасти», «иногда»- 1 очко; отрицательный ответ- 0. Подсчитай общее количество очков: более 15 очков - твои отношения в семье можно считать благополучными. От 8 до 15- отношения можно рассматривать как удовлетворительные. Менее 8 - контакты с родителями плохие.

Анкета для родителей (раздаётся заранее вместе с приглашениями на родительское собрание; сдаётся заранее для обработки)

Выберите одно качество.

  1. Что ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
  • Хорошей организации быта;
  • Радости общения;
  • Покоя и защищённости.
  1. Что более всего заботит вас в семье?
  • Здоровье детей;
  • Хорошая учёба детей;
  • Настроение детей и причины его изменения.
  1. Одинок ли ваш ребёнок в семье?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю.
  1. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы в будущем его семья была похожа на вашу семью?
  • Да;
  • Нет;
  • Не знаю.
  1. Какая жизненная установка для вашего ребенка самая главная?
  • Быть материально обеспеченным;
  • Встретить любовь;
  • Иметь много друзей;
  • Реализовать свои интеллектуальные возможности.
  1. Знаком ли ваш ребёнок с теми материальными и моральными проблемами, которые существуют в семье?
  • Да;
  • Нет.
  1. Что для вашего ребёнка вечер дома?
  • Радость общения;
  • Возможность быть самим собой;
  • Мучение и пытка.

Оформление доски: «Один добрый пример лучше ста слов»

                                  «Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются»  

Классный руководитель: На воспитание детей оказывает особое воздействие стиль поведения родителей с педагогами школы, с тренерами, педагогами дополнительного образования. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему дети с удовольствием идут заниматься в художественную и музыкальную школу, а потом не хотят там учиться?

Тип поведения ребенка формируется в зависимости от того, что такое  «хорошо» и что такое «плохо». Родители должны прежде всего у себя сформировать представление о хорошем человеке. Давайте сейчас попытаемся создать макет хорошего человека. (работа в группах по две парты).

Если мы доведём до ребёнка своё представление о «хорошем человеке», будет ли это означать, что он станет таким же? Почему?

Что формирует хорошего человека?

Какова роль семейных традиций в этом? Обменяемся мнениями.

 Как вы отмечаете появление новорождённого в семье? Поступление в первый класс?

 Как учите относиться к бабушкам и дедушкам?

 Как отмечается день рождения ребёнка в семье?

 Как проводите новогодний вечер? Составьте проект  (Представление 2-3 проектов; обсуждение)

Несмотря на суету и спешку современной жизни. Во многих семьях сохранилась традиция воскресных общесемейных обедов, которые и восполняют  недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи; не случайно так много кинофильмов снято на эту тему.

А сейчас я предлагаю вам вспомнить своё детство, как вас воспитывали родители. Есть ли нам чему  поучиться  у них? случались ли у вас разногласия с родителями по поводу норм поведения и культурных ценностей? Как решали эти проблемы?

Обратимся к анкетам детей и к вашим анкетам, сопоставим их (даётся общая картина по классу).

Моделирование ситуации. Работа в группах.

Ситуация. Родителей Андрея очень беспокоит его новая компания. Сын стал хуже учиться, поздно приходит домой, почти не разговаривает с родителями, на все вопросы отмалчивается. Отвечает только: «Ничего страшного» Родители решили поговорить с сыном.

Составьте диалог: мать, отец.  В роли Андрея - классный руководитель.

Чтобы  в ваших семьях была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как надо относиться к ребёнку (памятки приготовлены для каждого родителя)

              Памятка «Как относиться к своему ребенку»

  • Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.
  • Всё время доказывай, что умеешь держать слово.
  • Держи себя так, чтобы ребёнок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
  • Прежде чем пристыдить или наказать ребёнка, постарайся понять, почему он совершил этот поступок.
  • Не обращайся всё время с ним как с маленьким ребёнком.
  • Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.