Проверьте состояние речи своего ребёнка
методическая разработка на тему

Гусева Наталья Юрьевна

Пройдёт совсем немного времени и ваши дети пойдут в школу. Оттого, как развита речь ваших детей,  зависят их успехи в усвоении школьной программы. Поэтому очень важно. чтобы к моменту поступления в школу ваши дети владели определёнными речевыми навыками и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverte_sostoyanie_rechi_svoego_rebyonka.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проверьте состояние речи своего ребенка

1.Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух. Детям нужно уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударении в слове. Речь ребенка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

2.Словарной запас ребенка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов. В нем должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова, такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.

- Ребенку должны быть известны названия предметов, относящихся к различным группам, например: цветы, деревья, виды транспорта и т.д.

Ребенку нужно уметь:

- определять название предмета по его признакам, например: кислый, желтый (лимон), зеленый, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.

- подбирать слова – признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белый, холодный, пушистый и т.д.

- подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползет, собака лает и т.д.

- подбирать слова близкие по значению: храбрый – смелый, хороший – приятный, холод – мороз, стужа, хвалить – одобрять, расхваливать, скучать – тосковать и т.д.

Ребенку нужно знать:

- чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д;

-слова противоположного значения: белый – черный, хороший – плохой, мириться – ссориться, младший – старший, можно – нельзя, полезный – вредный и т.д.

-ребенку нужно понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, голова на плечах и т.д.

3.Уже к четырем годам ребенку нужно овладеть системой словоизменения, то есть уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, много – сады, за садом (гулял где?) и т.д.

        Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словоизменения, можно предложить ему следующие задания: много – это глаза, а один - …., много – это уши, а одно - …., одна – конфета, а шесть - …. и т.д.

4.Системой словообразования ребенок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребенок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

        Для того чтобы проверить, насколько ваш ребенок овладел системой словообразования, можно предложить следующие задания.

-Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький - …., маленькая – куколка, а большая - …

- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью  -  … , воду наливают, а соль - ….

-Назови детенышей животных: кто у медведицы? Медвежата. У коровы - …., у слонихи - …., у овцы - …. И т.д

-Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха какая? – Меховая и т.д.

- У лисы хвост – лисий, а у зайца - …., у собаки - …., у кошки - … и т.д

-Если днем жара, то день жаркий, а если мороз - …., ветер - ….., дождь - …, и т.д.

5.Важно обратить внимание на связную речь ребенка.

        Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребенка в семье.

        Необходимо научить ребенка давать полный отчет на вопрос; вызывать у него желание о чем – то рассказывать. Расспрашивать о важных для него событиях. Внимательно слушать ребенка и направлять его сбивчивый рассказ с помощью вопросов по содержанию.

        Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

        Учитель – логопед может снабдить родителей книжными каталогами с данными о литературе логопедической направленности для самостоятельной работы дома.

        Данная система работы дает положительные результаты. Ее практическая значимость состоит в возможности превратить родителей из наблюдателей в активных участников воспитательно – образовательного и коррекционно – развивающего процесса.

        Таким образом, целенаправленная деятельность учителя – логопеда общеобразовательного учреждения с семьями будущих первоклассников – одно из главных условий подготовки старших дошкольников к успешному обучению в школе.

Литература

Калинина И.Л.. Учим детей читать и писать М., 2001.

Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб, 1995.

Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. М., 2000

Визель Т.С. Основы нейропсихологии М., 2005

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей М., 1994

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальной руководство М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться"

Оценка значимости и действенности поддержки ребёнка в его учебной деятельности со стороны родителей. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребёнком по преодолению учебных затруднений...

Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.

Родительское собрание в 7 классе с применением ИКТ....

Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи

В статье определяется одна из причин речевых нарушений детей....

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

В процессе сопровождения замещающих семей особое место занимает мониторинг развития ребёнка проживающего в семей. В данном материале представлен алгоритм мониторинга, которым пользуются специалисты Сл...

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи

Характеристика формирования речи у ребёнка в его первые три года жизни, причины задержки или отсутствия речи...