Главные вкладки

    консультация для родителей "Родительские установки и их влияние на ребенка"
    консультация на тему

    Иванникова Наталья Петровна

    консультация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon roditelskie_ustanovki.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Родительские установки                                                                               и их влияние на развитие ребенка»

    Родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т.д.

    В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

    Установки могут возникнуть в повседневной жизни. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие.

    Возникнув однажды, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства.

    Защитным механизмом против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (в рисовании, лепке, пении и т.д.).

    Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и в свои силы.

    Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание, как установки могуть повлиять на  развитие личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

    Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Постарайтесь избавиться от негативных установок, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

    НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

    ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

    Сказав так:

    подумайте о последствиях

    и вовремя исправьтесь

    «Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет»

    Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, зависимость от окружающих, приверженность стереотипному поведению.

    «Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!»

    «Горе ты моё!»

    Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

    «Счастье ты моё, радость моя!»

    «Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

    «Поплачь, будет легче»

    «Вот дурашка, всё готов раздать»

    Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

    «Молодец, что делишься с другими!»

    «Не твоего ума дело!»

    Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

    «А ты как думаешь?»

    «Ты совсем, как твой папа (мама)»

    Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

    «Папа у нас замечательный человек!».  «Мама у нас умница!»

    «Ничего не умеешь делать, неумейка!»

    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

    «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!»

    «Не кричи так, оглохнешь!»

    Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

    «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!»

    «Неряха, грязнуля!»

    Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

    «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

    «Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике).

    Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

    «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»

    «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!»

    Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

    «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

    «Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!»

    Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

    «Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

    «Уйди с глаз моих, встань в угол!»

    Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

    «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

    «Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!»

    Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

    «Давай немного оставим папе (маме) и т.д.»

    «Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»

    Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы самоконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

    «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь»

    «Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!»

    Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

    «Как ты мне нравишься!»

    «Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»

    Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

    «Смелее, ты всё можешь сам!»

    «Всегда ты не вовремя подожди»

    Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход в себя», повышенное психоэмоциональное напряжение.

    «Давай я тебе помогу!»

    «Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

    Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

    «Держи себя в руках, уважай людей!»

    Конечно, установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, «невзначай и не со зла», может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

    Любите своих детей! Цените своих детей!

    Желаем вам успехов в воспитании ваших детей!

    Подготовил: Н.П.Иванникова,

    социальный педагог стационарного отделения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорной культуры ребенка"

    Эта консультация предназначена для родителей с целью первоначального ознакомления с понятием "сенсорная культура"...

    Консультация для родителей "Как мама говорит со своим ребенком"

    ПЛАНМать начинает говорить с ребенком сразу после его рождения.Императивный и декларативный стиль общения с ребенком.Побуждение ребенка к речи.Интонационная окраска, обращенной к ребенку речи....

    консультация для родителей во 2 младшей группе "Адаптация ребенка в детском саду"

    Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможность ее решения. Помочь правильно организовать первые дни пребывания ребенка в ДОУ....

    Консультация для родителей Тема "Правила общения взрослого и ребенка"

    Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка...

    Консультация для родителей "Роль семьи в физическом развитии ребенка"

    В данном консультационном материале рассказывается о роли семьи в правильном физическом воспитании детей и формировании здорового быта....