Как повышать мотивацию к обучению?
методическая разработка (5 класс) на тему

Закатеева Марина Анатольевна

Безусловно, в повышении мотивации учащихся заинтересованы все, кого касается педагогический процесс. Учитель - потому что с мотивированным учеником работать легче. Родитель - потому что его ребенок быстрей и лучше усваивает материал, а значит, шансы на поступление в вуз растут. Ученик - потому что тогда процесс учебы доставляет удовольствие, а не воспринимается как тяжелая кабала.     Так что говорить о том, что повышение мотивации учащихся - задача исключительно учителей или родителей, не стоит. Как показывает практика, наилучший результат достигается тогда, когда мамы-папы и педагоги работают в связке. Это значит, что каждый со своей стороны делает все, чтобы ребенок захотел учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_povyshat_motivatsiyu_k_obucheniyu.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

"Как повышать мотивацию к обучению?"

Цель:  создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.

Задачи:

  • Показать значение мотивации для успешности обучения;
  • Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
  • Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
  • Объединить усилия педагогов и родителей;
  • Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.

Форма: родительское собрание в форме диалога.

Участники: родители учащихся 5-х классов, педагоги.

Ход мероприятия.

Позади обучение в начальной школе. Ваши (теперь уже наши общие дети) ученики пятого класса. Наверное, вы почувствовали разницу нынешнего года обучения и предыдущих, у детей появились сложные домашние задания, новые учителя и многое другое. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.

С какой целью вы отдали ребенка в школу?

 Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.

Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких?

 Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.

Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять. Как раз это желание и называется МОТИВОМ.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)

Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Л. И. Божович)

Учебная мотивация - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

Повышение мотивации учащихся - задачи учителей или родителей?

Безусловно, в повышении мотивации учащихся заинтересованы все, кого касается педагогический процесс. Учитель - потому что с мотивированным учеником работать легче. Родитель - потому что его ребенок быстрей и лучше усваивает материал, а значит, шансы на поступление в вуз растут. Ученик - потому что тогда процесс учебы доставляет удовольствие, а не воспринимается как тяжелая кабала.

        Так что говорить о том, что повышение мотивации учащихся - задача исключительно учителей или родителей, не стоит. Как показывает практика, наилучший результат достигается тогда, когда мамы-папы и педагоги работают в связке. Это значит, что каждый со своей стороны делает все, чтобы ребенок захотел учиться. Кстати, а что именно нужно делать?

В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.

Затем ведущий предлагает выслушать пути формирования учебной мотивации предложенные в специальной литературе.

Пути формирования учебной мотивации

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет 2 путями

1. через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);

2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).

Причины негативного отношения к школе и низкого уровня мотивации.

  1. Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
  2. Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
  3. Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
  4. Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
  5. Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
  6. Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Упражнение «Режим дня». Давайте зададимся вопросом о том, как проводят время ваши дети день ото дня. Для этого попробуем составить диаграмму. На листах у вас изображен круг. Разделите его, пожалуйста, на доли. Эти доли могут быть разные. Каждая из них имеет свое значение:

1 – сон

2 – подготовка к урокам, выполнение домашнего задания

3 – обучение в школе

4 – посещение кружков и секций, дополнительное образование

5 – общение с друзьями

6 – просмотр телевизора, игра в компьютер

7 – общение с родителями

8 – уборка по дому

9 – другое

Итак, что у нас получилось? На что наши дети тратят больше всего времени? А сколько времени им приходится быть вместе с вами? Как вы считаете, этого времени достаточно для вас? Достаточно ли мы уделяем времени нашим детям для того, чтобы они стали успешными людьми?

Итоги собрания. Рефлексия:

- Помогло ли вам наше сегодняшнее собрание?

- Что нового, интересного вы для себя узнали?

- Будете ли вы использовать полученные знания в воспитании и обучении детей?

Источники:

  1. Издательский дом “Первое сентября”. Зайцева М. В. Статья в разделе: Преподавание иностранных языков. Мотивация учения и пути ее повышения (на уроках иностранного языка);
  2. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М., Просвещение, 1990;
  3. Издательский дом “Первое сентября”. Беляева И. В. Каримова З. А. Статья в разделе: Работа с родителями. Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной к школе группы в рамках проекта “Скоро в школу” (из опыта работы МДОУ № 48);
  4. АНО “Центр медиации и права” Шамликашвили Ц. А., Семенова О. А. Нейропсихологический подход к обучению (Журнал “Справочник классного руководителя” № 9, сентябрь 2009).

Приложение

Мотивация в обучении

Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. Так и в учёбе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников, с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.

Почему ребенок не хочет учиться

Достаточно часто у детей возникает состояние, которое многие родители называют ленью.

Винят родители школу, детей и, в очень редких случаях, себя.

Ответ на вопрос почему же дети становятся ленивыми как раз и кроется в разных этапах их развития. Родителям кажется смешно, если их шестилетний ребенок, придя домой из школы, заявляет, что ему там не понравилось и он туда ходить не будет.

Однако психологи уверены, что это довольно-таки серьезная проблема прежде всего для родителей.

Она вызвана отсутствием мотивации ребенка к учебе. Если и к восьми годам ребенок еще не готов пойти в школу, то им обязательно должен заняться психолог, который, путем игры подведет его к более серьезным этапам обучения.

Отсюда мы видим, что все очень просто, однако на деле все выглядит совсем не так, ведь сегодня все больше и больше школьников прогуливают учебу, считая ее для себя не только неинтересной, но и ненужной. Дело в том, что в нежелании учиться ребенка виноваты родители! Одной из причин нежелания учиться является, как это ни странно звучит, поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе.

Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.

Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

Причем важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста, поскольку позже у него может быть сомнение в вашем авторитете, он может замкнуться, формируясь как личность, заинтересоваться негативными вещами. Но если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито. Но что же делать, если этот момент упущен и ребенок идет в школу заведомо уверенный и грустный, что ему там придется мучаться 10 лет? В этом случае очень многое зависит от учителей.

Учитель должен привлечь внимание учащихся и смотивировать их к обучению. Для этого прежде всего необходимо отрегулировать дисциплину, что можно сделать путем либо сильной воли учителя, выступая в позиции Субьект – Объект, либо заинтересовав учащихся.

Во втором случае сложнее, но эффективнее для ребенка. Если это дети младших классов, то для них больше подойдет обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения и выделения активных детей из группы. Учитывая то, что внимание ребенка концентрируется в начале и конце урока, учитель должен правильно распланировать урок, создать предпосылки активной работы учащихся.

Если это учащиеся старших классов, то мотивацией в этом случае будет правильно подготовленный урок с систематизированными знаниями, разбавленными интересными подробностями или включением учащихся в обсуждения. Как правило, семинары дают больше знаний, чем лекции. С другой стороны, если в школе лекции и семинары совмещены, то в университетах этот способ помогает смотивировать студентов к самообразованию и получению знаний. Тут мы подошли к существенному вопросу о самообразовании ребенка, который немаловажен. Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.

Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”. К такой форме прибегают даже взрослые. Если брать более конкретно, то учитель может смотивировать учащихся интересной экскурсией, творческими работами, где ребенок сможет проявить себя и свои способности.

И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безинициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.

Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения. Повышаем скорость чтения.

Ребёнок не хочет читать? Что делать? Как избавиться от ошибок при чтении? Как развивать технику чтения? Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный пр...

Буклет "Повышаем самооценку"

Способы  повышения самооценки подростком....

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

Здесь вы найдете советы по улучшению мотивации школьников к учебе для родителей. Вы узнаеете, как необходимо мотивировать школьника к учебе, как прививать любовь к самому процессу обучения, какие есть...

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников

Советы как родителям повышать учебную мотивацию школьников...

Как родителям повышать учебную мотивацию ребенка

Как родителям повышать учебную мотивацию школьников, рекомендации...

Как педагогам повышать учебную мотивацию школьников

Рекомендации для учителей - как повышать учебную мотивацию школьников...

Повышая мотивацию к обучению физики

Примеры мини-проектов на уроках физики...