Родительское собрание «Учебные нагрузки в старших классах»
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Родительское собрание№3 от 18.01.2014 г

 «Учебные нагрузки в старших классах»

Цель:

Разговор об учебной нагрузке  в старших классах».

 Увеличение нагрузки.

 Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль за учебной деятельностью в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no3.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание№3 от 18.01.2014 г

 «Учебные нагрузки в старших классах»

Цель:

Разговор об учебной нагрузке  в старших классах».

 Увеличение нагрузки.

 Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль за учебной деятельностью в старших классах.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

"Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно".

                                                                                              Л.Н.Толстой

1.КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы вправе поставить вопрос:

 “ Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение”. Очень часто в связи с учебной нагрузкой происходит переутомление организма. Это дает сбой в организме  ребенка. Происходит чрезмерное утомление

Утомление — временное состояние организма и существует целая система мероприятий для его снятия и предупреждения. Давно установлено, что восстановление сил быстрее происходит при смене деятельности, переключении с умственной на физическую работу и наоборот.

    Одним из важнейших направлений при переходе к профильному обучению является итоговая аттестация выпускников основной школы, которая позволяет объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю. Соответственно, в связи с подготовкой к ГИА учебная нагрузка учащихся также  увеличивается.

Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают "секреты" их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.

Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.

Первым шагом к которому в условиях школы могут быть уроки и внеклассные мероприятия по здоровьесбережению. Они, безусловно, у нас в школе, в классе проводятся с традиционным постоянством

Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, так как процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, психологическим законам.

Образовательный процесс неизбежно сопровождается определенной интеллектуальной и психологической нагрузкой учащихся.

В условиях перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за природных возможностей не в состоянии справиться с таким объемом заданий, – нравственным здоровьем.

Обсуждая проблему перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах или в объеме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать этот эффект даже при небольших объемах учебного материала. Напомним, что в начале одной из своих педагогических статей Л.Н. Толстой писал: "Для того чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно". Поэтому организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ребенка означает не принуждение его к занятиям, а воспитание у него познавательного интереса.        Ребята, не справляющиеся с учебой, нередко перестают заниматься и находят совершенно неподходящие для детей и подростков источники удовлетворения своих интересов.

Большая учебная нагрузка оказывает не только прямое, но и опосредованное негативное воздействие на здоровье учащихся, создавая серьезные препятствия для реализации их возрастных биологических потребностей в двигательной активности, пребывании на воздухе, сне.

Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает

Причем уставать интеллектуально дети начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые – повышенные – требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность возрастает.

Следующий опасный рубеж – старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон – организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Неудивительно, что старшеклассники часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию.

Родители редко обращают на это внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме выясняется, что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка – закономерное следствие переутомления.

Синдром непоседы

        Предупредить последствия переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого возраста – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется.

Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Измученные мама и папа ведут его к психологам, врачам. Там школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.

Школьник с дефицитом внимания отнюдь не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках, учится нестабильно: в его дневнике пятерок и троек поровну. У него часто возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому, что не хочет, а потому что не может.

Специалисты объясняют, что голова таких детей может продуктивно работать лишь в течение 10–15 минут, после чего ребенок «отключается» на 3–5 минут, чтобы накопить энергии. Для того чтобы поддерживать активность мозга в этот период, школьник интенсивно двигается: бегает по классу, дергает соседку по парте за косички и пускает бумажные самолетики в окно.

В такой ситуации нужно вовремя обратиться к врачу, который составит индивидуальную психотерапевтическую программу коррекции и поможет родителям правильно организовать режим дня ребенка. В противном случае, увеличение нагрузок в старших классах приведет к большим проблемам со здоровьем.

 10 советов для здравого ума и твердой памяти

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований.Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Установите режим дня

Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя». Режим дня нужен и в каникулы, чтобы потом легче было перестроиться на рабочий лад. Укрепляйте иммунитет

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Эти меры помогут школьнику избавиться от частых болезней, которые усиливают усталость. Помните: чтобы прийти в себя после болезни, включиться в работу, детям нужно не меньше двух недель.

Отключите компьютер

Подросток  не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше двух-трех  часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Позаботьтесь об отдыхе
От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе, активных играх и общении с друзьями.

Заварите чай

После школы или перед сном давайте ребенку травяной чай, он оказывает расслабляющее действие, помогает эмоционально разрядиться. Особенно полезен при ум-ственных перегрузках чай с мятой, мелиссой, валерианой и пустырником. Не давайте детям лекарственные препараты без рекомендации врача!

Сделайте массаж

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится – в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Запишите школьника на лечебную физкультуру и плавание. А расслабиться после учебного дня ему помогут мягкие поглаживающие движения в области шейно-воротниковой зоны, волосистой части головы и мышц лица.

Проверьте зрение

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Не забывайте о правильном питании

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творОг, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Будьте для ребенка примером

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.
Таким образом, здоровье действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников"

Родительское собрание "Учебный труд подростков. Помощь родителей в учении шестиклассников" Цель: Познакомить родителей с результатами окончания первой четверти, выявить причины снижения качества ...

Классное родительское собрание "Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении старшеклассников"

Материалы данного родительского собрания адресованы тем родителям, дети которых испытывают сложности при подготовке домашнего задания. Данный материал демонстрирует рекомендации и для родите...

Родительское собрание "Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам"

Цель родительского собрания:интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся.Задачи собрания:. Показать родителям значение учебной домашней работы школ...

Родительское собрание "Учебный труд подростка"

Родительское собрание "Учебный труд подростка"...

Родительское собрание Учебная мотивация обучающихся

Родительское собрание Учебная мотивация обучающихся....

Родительское собрание Учебная деятельность школьников. Значение мотиваций в учебе.9кл

Родительское собрание Учебная деятельность школьников. Значение мотиваций в учебе.9клСобрание проводится после анкетирования учащихся.Выделяются некоторые особенности подростка, способствующие становл...