Родительское собрание на тему "Ребёнок всегда прав...?!"
методическая разработка на тему

Мязина Наталья Александровна

Разработка родительского собрания на тему "Ребёнок всегда прав...?!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему «Ребёнок всегда прав…?!»,

Мязина Наталья Александровна, учитель НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Родительское собрание на тему: « Ребенок всегда прав».

Цели собрания:

1.Расширить представление детей и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности;

2.Показать, что мир  и гармония в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи, а также главное условие успешной социализации ребенка.

Участники:  родители   обучающихся.

Подготовка:  за неделю до собрания проводится анкетирование учащихся  на тему

« Я и моя семья», учащиеся составляют коллаж из цветов на тему « Моя семья»;

Оборудование:  

  • слайдовая презентация,
  • коллаж « Цветочная клумба»  на тему « Моя семья»  

План проведения собрания:

  1. Ребенок всегда прав…  ?!
  2. Ребенок и его потребности.  
  3. Семейный микроклимат глазами ребенка (социальный педагог Чукавина С.А.)
  1. Ребенок всегда прав…  ?!

« Ребенок всегда прав!», - вот кредо  подлинной педагогики.

Многие с таким утверждением не соглашаются. Но взрослые забывают, что причины детских поступков и действий, которые у взрослых вызывают  желание наорать, наказать – физически или морально, коренятся в тех ситуациях, что созданы самими взрослыми. Когда однажды выдающегося педагога XX столетия спросили: « Почему мой маленький сын так много врет?» Александр Нилл ответил: «Возможно, он подражает родителям». Но ведь так не бывает во всем и везде.

С детства у ребенка ( 1,5-2 х лет) закладывается модель отношений во взрослом мире, начинает  формироваться потребность быть значимым.

Сознание ребенка вынуждено сопротивляться всему, сто ограничивает возможности ребенка  в освоении окружающего мира. Два фактора: потребность быть значимым и потребность быть своим в  окружающем мире – определяют поведение ребенка.

И если эти потребности  не удовлетворяются, ребенок применяет собственные меры их удовлетворения.

« Плохое» поведение ребенка – есть его стихийный протест на систему запретов. Поэтому капризы, упрямство, истерика, разрушительные действия  детей – это ответ на несообразные с природой ребенка поступки взрослых.

Сущностная сторона этого заключается  в том, что каждый человек по отношению к кому- то является ребенком, чрезвычайно важно осознавать, что ты – чье-то дитя. Человек, которого называют отцом, заботится обо всех и о каждом; он защитник, покровитель и обязательно справедливый. В природе любого человека - чувствовать себя защищенным.

Все зависит от того, кого именно он считает гарантом своей защищенности: отца, мать, самого себя, свою семью, начальника на работе, лидера политической партии, президента страны, Бога…

Но представим теперь, что мы не защищены (это случается часто), тогда вы переживаете это состояние: появляются помехи в жизни, тревожное состояние, ощущение близких угроз. У вас нет надежного защитника, но нет и явного врага, что же тогда происходит? Тогда вы сами становитесь для своих детей угрозой, поскольку в таком состоянии не способны быть их защитниками. Более того, дети начинают восприниматься вами как источник вашей тревожности. Они близко – они раздражители, непосредственная помеха, они крадут ваше время, требуют вашего участия в их жизни – всегда проблемной, и всегда иной, чем ваша, то есть « чужой». А с чужой жизнью разобраться всегда легче. Парадоксальная ситуация:  чужие дети вызывают сочувствие, умиление, любование, их ставят в пример своему ребенку, а своего без конца « воспитывают» - то кнутом,  то пряником.

Родителям хочется, чтобы дети походили на них, но зачастую этого не случается,» непохожесть» детей воспринимается, как некая неполноценность, и у ребенка возникает чувство вины, а с ним жить тяжело. Мальчик верит, что должен походить на отца, свои неудачи вызывают   в  нем муки совести за то, что он не оправдывает ожидания своего родителя. У ребенка может появиться  усталость, апатия, безразличие и даже физические и душевные расстройства, страх, который может привести ребенка к суициду.

Если ребенок развивается под влиянием жесткого и неумолимого авторитета, то он перестает заботиться о себе и не ощущает ответственности за самого себя; он оказывается целиком зависимым от внешних сил.

Необходимо так строить отношения взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя полноправным человеком, чтобы его уважали, к его мнению прислушивались, а не давили свои авторитетом, стараясь вырастить второе « Я».

Ребенок должен быть ребенком, чтобы он рисовал, строгал, конструировал, играл на музыкальных инструментах, пел, танцевал и т.д., но все это делал в пределах разумного.

Успешное формирование  личности обусловлено прежде  всего семьёй. Какая семья- такой и вырастет в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

В чем же кроются причины неудовлетворительного воспитания детей?

  1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств  к  существованию;
  2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного  нервного напряжения, стресса;
  3. Двойная нагрузка на женщину в семье и на работе, и на семью;
  4. Высокий процент разводов, являющихся  следствием социально- бытовых и  моральных причин. Развод – это всегда проблемы воспитания детей.
  5. Обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее;
  6. Увеличение разрыва между семьей и школой.

Каждый из нас, наверное,  хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.

  • Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности  (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
  • У каждого должно быть сформировано  положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, целостности.
  • Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения. Все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности и защите.

Безопасность – чрезвычайно важный фактор межличностного  общения, одно из главнейших условий для нормального развития человека. Говоря о безопасности, мы имеем в виду не только  физическую, но и психологическую безопасность.

Чувство страха порождает защитные реакции, которые могут  проявляться в разных формах поведения.

Под влиянием страха человек иногда старается стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, то является для него потенциальным источником угрозы.

Другой часто встречающейся формой защитного поведения является агрессия.  Выражение «Нападение – лучшее средство защиты» как нельзя лучше характеризует этот тип поведения.

Еще один способ скрыть собственный страх – это использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других.

Защита от страха может проявляться и в виде  отчуждения, отношения с другими людьми при этом характеризуются  дистантностью  и равнодушием.

2.Ребёнок и   его  потребности:

Многим, наверняка, знакома  классификация потребностей, которую  предложил представитель  гуманистической психологии  А. Маслоу

  • Потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие личности);
  • Эстетические потребности (гармония, порядок, красота);
  • Познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать);
  • Потребность уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, ободрение, признание, авторитет);
  • Потребность в принадлежности и любви (принадлежность к общности, быть признанным и понятым);
  • Потребность в безопасности (чувство защищенности, отсутствие страха, неудач, агрессивности);
  • Физиологические (органические) потребности  (голод, жажда, половое влечение).
  • Потребность в познании мира, куда он попал.

Для ее удовлетворения природа наделила каждого познавательными способностями:  ощущением, восприятием, памятью, мышлением, воображением.

  • Потребность в установлении  контакта с людьми:

Лишь с помощью тех людей, в круг которых попал  малыш с рождения, он может он может удовлетворить потребность  в познании людей и человеческой сущности; для этого природа одарила  его способностью говорить, речью.

  • Потребность понять самого себя и занять достойное человека место в обществе людей и в предметно- деятельностном мире.

          В результате удовлетворения или неудовлетворения этих потребностей возникают или положительные  эмоции и чувства (к миру, к людям, к самому себе) или отрицательные переживания, которые ведут к нарушению  психологического и общего здоровья ребенка (страхи, неуверенность, забитость,  агрессивность, недоразвитость интересов, нереализованные ожидания и т.п.), что тормозит и искажает  становление человеческой личности.

           Взрослые обязаны обеспечить такие условия, которые бы отвечали  возрастным потребностям ребенка и тем самым содействовали его развитию. Обязаны воспитывать такие потребности у ребенка.

Почему обязаны? Ребенок не просился сам в этот мир. Но раз он родился в определенной семье, в определенной стране, то и родня и государство обязаны  обеспечить ему человеческие условия жизни. Иначе человека из него не получится. В эту зону риска часто загоняют его взрослые, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к детям, перекладывая ответственность друг на друга: детсад, школа, семья, педагог, психолог, врач, социальный педагог.

         Каждый раз, когда мы наказываем, угрожаем, обвиняем, сдерживаем любовь или задаем трепку своим детям, мы вызываем в них чувство страха. Страх разрушает детское духовное начало и заставляет ребенка почувствовать свою «неполноценность». И нам, конечно,  достаточно хорошо знакомо это чувство из нашей собственной жизни. Наши дети нуждаются в безусловной  любви, исходящей от нас. Им нужно знать, что для того, чтобы почувствовать нашу любовь, они не должны делать что-то: получать хорошие оценки,  прибирать в своих комнатах. Многие из нас по-прежнему стремятся быть любимыми через свои «поступки» и «дела».

         Чувство страха становится причиной того, что дети  ограждают себя от ответственности, проявления инициативы, прибегают ко лжи, обвинению других. Все дети по-разному реагируют  на страх.  Одни становятся воинственно настроенными и непокорными (наступление), другие – спасаются бегством (отступление).

        Страх порождает соперничество, драки, обособленность, враждебность, раздвоенность личности,  заставляет ребенка сконцентрироваться  на своих недостатках. Страх наказания становится причиной того, что дети часто отказываются от своих притязаний или проявляют чрезмерную активность в борьбе с противником. В любом случае они теряют  свое собственное «Я».

        Только принимая  нашу безусловную любовь , дети получают свободу быть такими, какими они могут быть, а также способность помогать другим быть лучше. Благодаря безусловной любви мы вручаем нашим детям самый ценный дар – умение поддерживать веру в жизнь.

        Родителями быть трудно. Родителями быть радостно. Каждый день вы видите, как меняется ребенок, становится серьезнее, как формируется его характер,  созревает личность, как щедро он делится своей радостью от встречи с миром. Не погасите же радость невниманием, раздражением, грубым замечанием, душевной пустотой. И тогда будете счастливы и вы,   и ваш ребенок.

3.Семейный микроклимат глазами ребенка

Хочу обратить ваше внимание на представленное творчество ваших детей.

Это коллаж «Цветная клумба» на тему «Моя семья». Детям было предложено подобрать цветок каждому члену своей семьи и себе и расположить их на листе.  Здесь прекрасно видны  и отношение ребенка к своим близким и внутрисемейная связь всех членов семьи, и место ребенка в семье, на его взгляд.

 Также в период подготовки к родительскому собранию мы, совместно с классными руководителями, провели анкетирование  детей с целью выявления микроклимата в семье (Приложение №1).

( озвучиваются результаты анкетирования)

Так все – таки всегда ли правы наши дети, когда поступают тем или иным способом, чтобы привлечь ваше внимание?

Какой знак препинания мы можем поставить в конце   предложения, взятого в качестве темы нашего сегодняшнего собрания? Решать каждому из вас. Старайтесь больше узнавать о своих детях, смелее доверять им, чаще одобрять, чем осуждать. Чаще принимать детей в свой мир, в семейные радости и огорчения, и тогда, может быть, взрослеющие дети пустят вас в свой мир.

Зная и понимая друг друга, легче преодолевать сложности, которых с возрастом отнюдь не становится меньше.

 

Приложение №1

вопрос

1

Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?

Да

Нет

Иногда

2

Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?

Да

Нет

Иногда

3

С кем ты скорее поделишься секретом?

Мамой

Папой

С друзьями

Ни с кем

4

Какие ласковые слова родители говорят тебе и когда?

5

Считает ли твоя семья праздником твой день рождения?

Да

нет

иногда

6

Какие праздники в своей семье ты любишь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему "Всегда ли мы понимаем своих детей"

Материал родительсвкого собрания посвящен вечной проблеме "отцов и детей". Тренинги и упражнения помогут родителям не только лучше понять своих детей, но и посмотреть на проблему их глазами....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2В КЛАССЕ «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ»

Цель:  обсудить с родителями как беседовать с ребенком на тему безопасного поведения с незнакомыми людьми. Задачи:Ознакомить родителей с правилами адекватного поведения с незнакомыми людьмиС...

Родительское собрание на тему "Всегда ли мы понимаем своих детей"

Данный конспект родительского собрания рекомендован классным руководителям 7- 11 классов...

Родительское собрание на тему: «Соблюдай правила дорожного движения!»

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный ...

Родительское собрание «Путешествие в мир прав ребенка»

Цель: ознакомить родителей с основными нормативными документами, призванными защищать права детей....

Презентация к родительскому собранию «Путешествие в мир прав ребенка»

Цель: ознакомить родителей с основными нормативными документами, призванными защищать права детей....

Родительское собрание в 10 классе "Права и обязанности родителей и детей"

Задачи собрания: разъяснить родителям причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье....