Педагогическая статья "Использование интерактивных методов в работе с родителями"
статья по теме

Лыткина Татьяна Николаевна

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные и интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

(ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова)

Лыткина Татьяна Николаевна

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители есть неотъемлемая часть в образовательном пространстве школы. Положения закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно-общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей [1]. ФГОС, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. [5].

Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Альтернативная традиционным подходам деятельность строится на основе партнерского взаимодействия между педагогом и родителями обучающихся. Такое взаимодействие и называют интерактивностью. Английское слово «interaction» означает «взаимодействие», а под интерактивными методами следует понимать формы работы, обеспечивающие опыт включенного взаимодействия между участниками родительского собрания, «как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» (работы Г. Блумберга, Дж. Мида, Р. Сирса и др.).

Таким образом, интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

А. А.Леонтьев, определяя оптимальное педагогическое общение, отмечал, что в процессе обучения необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера деятельности, это создает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности. В.А.Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме: один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов, которое позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет учитель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя на собрании принципиально иначе. Так, в процессе работы с родителями активны все модальности: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают оценки и собирают деньги на «классные нужды», а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом.

Итак, интерактивное обучение – взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение.

Методы интерактивного обучения создают в учебных аудиториях атмосферу сотрудничества, со-творчества, паритета преподавателя и учащихся, новую философию учения как активного поиска и открытия собственных смыслов в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Отличительными особенностями активного обучения от обычного (объяснительного), по мнению разных исследователей (Д. Н. Кавтарадзе, Е. В. Сидоренко), являются:

  • активизация мыслительной деятельности и эмоциональной вовлеченности обучающихся путем формирования специальных условий;
  • устойчивость и неопределенность активной деятельности участников путем удлинения времени активного включения в процесс поисковой активности;
  • формирование навыков самостоятельной творческой выработки решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучаемых;
  • взаимная активность обучаемых и преподавателей, развивающая обе стороны с рефлексивных позиций;
  • опора на концепцию того феномена, изучению которого оно посвящено.

Проведение интерактивной работы основывается на определенных правилах (см. Приложение 1):

  • активности;
  • творческой позиции (личностного изменения и развития);
  • осознания поведения;
  • партнерского общения;
  • особенности работы тренера.

Д. Н. Кавтарадзе с коллегами в конце 1990-х годов разработал пять последовательных ступеней в освоении интерактивных методов в образовании [2]. Используя в качестве основы эти пять ступеней и добавив к ним новые, более поздние по времени возникновения и одновременно более сложные по структуре и организации интерактивные методы, можно обрисовать следующую модель освоения интерактивных методов обучения (см. Приложение 2):

  1. восприятие среды;
  2. навыки общения;
  3. диалог-дискуссия;
  4. ролевая игра;
  5. деловая игра;
  1. групповой проект;
  2. метод анализа конкретных случаев;
  3. гештальт-эксперимент;
  4. семинар-практикум;
  5. тренинг.

Применяя активные методы обучения в работе с родителями, мы делаем акцент на взращивании ответственности личности за свои выборы, поведение, мысли и чувства, а также на пребывании здесь-и-сейчас. Все эти принципы практической работы в обучающей группе как нельзя лучше вписываются в специфику образовательной работы с родителями, направленной на развитие их способности осознавать себя в процессе взаимодействия с собственным ребенком и быть ответственными, в силу своего родительского статуса, за большую часть событий, происходящих в семье. Так, эффективное обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком возможно тогда, когда работа в групповой работе совместно используются следующие принципы [4]:

Осознавание — это «средство сохранения себя в происходящем» (Д. Н. Кавтарадзе).

Ответственность — «ответственность означает способность быть живым, чувствовать, воспринимать и нести ответственность» (Ф. Перлз).

«Здесь-и-сейчас», или принцип актуальности. По мнению гештальтистов, человек может переживать живой и наполненный переживаниями опыт только в настоящем.

Принцип установления и поддержания здоровых психологических границ. Данный принцип является основным для обеспечения полноценного и продуктивного контакта между родителями и ребенком, между матерью и отцом, родителями и учителями и т. д. Психологические границы между двумя людьми выполняют те же функции, что и любые другие границы. Они, с одной стороны, отделяют друг от друга родителя и ребенка, а с другой стороны, позволяют им контактировать.

Люди отличаются друг от друга по степени осознанности, уровню ответственности и способности быть в настоящем. Поэтому в каждом конкретном случае на начальном и конечном этапах групповой работы с родителями придается большее значение то одному, то другому принципу. В зависимости от обсуждаемых тем на каждом конкретном занятии делаются акценты на различных аспектах описываемых принципов.

Существующие риски использования интерактивных методов

в работе с родителями:

Необходимо отметить, что осуществляемая на практике тренинговая работа имеет свои закономерные трудности и противоречия. Как показывает опыт работы, большая часть родительской аудитории не готова к соблюдению базовых принципов практической работы в обучающей группе, что может привести к следующим негативным явлениям:

  • затруднения в осознавании своего реального Я и своих фантазий о ребенке;
  • непринятие на себя ответственности за самих себя и за выполнение своих родительских функций;
  • наслаивание проблем по типу «снежного кома»;
  • нарушение психологических личностных границ и т.д.

Кроме того, несмотря на готовность родителей в личностном развитии и повышении родительской эффективности (которое было продиагностировано результатами пре-теста), срабатывали механизмы психологической защиты, такие как: отрицание (стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе), вытеснение (избегание внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива своего поведения), рационализация (осознание и использование в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам), проекция (бессознательный перенос неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я» на окружающий мир) и другие.

Такое защитное поведение участников тренинговой работы естественным образом затрудняет процесс обучения и развития. На этапе рефлексии многие родители фиксировали свое состояние как «тревожное», выражали беспокойство непониманием происходящих в них изменений: «Раньше было все понятно…», «До работы в тренинге я не сомневался в правильности своих поступков…», «Я понимаю, что уже ничего не понимаю…». По мере освоения программы высказывания менялись: «Как же это трудно…», «Теперь перед беседой с ребенком, я взвешиваю каждое слово…», «Я начинаю внутренне отслеживать свои состояния  » и т.д. Несомненно, такая работа требует от участников тренинга огромных ресурсных затрат, и существует вероятность отказа у некоторой доли родителей от участия в подобной интерактивной работе.

Положительные моменты использования интерактивных методов

в работе с родителями:

При использовании интерактивных методов роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Интерактивное обучение позволяет проявляться творческому базису личности, так как активизирует внутренние ее механизмы (по Е.Л. Марковой).

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников (по Л.Н.Куликовой).

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

  1. доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  2. демократический стиль;
  3. сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся, обучающихся между собой;
  4. опора на личный («педагогический») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  5. многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  6. включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Почему мы говорим «да» интерактивным методам?

  • Высокая мотивация!
  • Прочность знаний!
  • Творчество и фантазия!
  • Коммуникабельность!
  • Активная жизненная позиция!
  • Командный дух!
  • Ценность индивидуальности!
  • Свобода самовыражения!
  • Акцент на деятельность!
  • Взаимоуважение!
  • Демократичность!

Список литературы:

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)

  2. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 2008, с. 180.

  4. Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем. – СПб.: Речь, 2009.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


Приложение 1

Правила проведения интерактивной работы

Правило активности предполагает вовлечение в специально разработанные действия участников тренинга. Например, разыгрывание ролей, выполнения специальных упражнений, наблюдение за поведением других участников тренинга, готовность к действиям в любой момент. Принцип активности опирается на известные данные экспериментальной психологии: человек усваивает 10% услышанного материала, 50% того, что увидел, 70 % того, что проговаривает и 90% того, что делает сам. Активность участника тренинга возрастает в том случае, если участники получают возможность включения в совершаемые действия в любой момент под наблюдением тренера. Активность также связана с развитием и применением мотивации, ориентированной на деятельность и преодолением мотивации избегания. В целом, здесь необходимо заметить, что преимущественно все тренинги ориентированы на действие, выполнение, формирование практических навыков.

Правило творческой позиции заключается в раскрытии творческого потенциала каждого участника тренинга через осознание своих личных возможностей, ресурсов, особенностей. Для этого создается креативная среда тренинга, которая характеризуется проблемностью, неопределенностью и дает возможность осознать, апробировать, тренировать способы поведения, экспериментировать с ними. Среда тренинга представляет собой модели различных аспектов жизни и деятельности человека.

Реализация этого принципа зачастую встречает довольно сильное сопротивление со стороны участников, так как люди приходят с определенным опытом обучения, сложившимся стереотипами и моделями поведения. Однако создание среды тренинга, отличной от привычной среды необходимо, так как для овладения новым знанием и умениями, осознания собственного поведения необходима другая среда. А в привычной среде, человек ведет себя привычно, не замечая многого. Для того чтобы перестройка неэффективных стереотипов проходила в безопасных условиях, участникам групп тренинга предлагается экспериментировать с собственным поведением в искусственно созданной среде, в атмосфере поддержки и доверия, что составляет экологические рамки тренинга.

Преодолеть сопротивление изменениям иногда возможно простым смещением смысла и акцентов в отношении разрешения проблем, например, путем «переформулирования» проблемы в задачу или смещения акцента в восприятии трудности как возможности и т.д.

Правило осознания поведения характеризуется переводом поведения участников с импульсивного на объективный уровень. Средством осознания себя и своего поведения в ходе тренинга является обратная связь – термин, пришедший из электротехники, электроники и технической литературы и вошедший в широкое употребление благодаря психологам. Обратная связь в тренинге «…в социально-психологическом смысле обозначает получение информации от окружающих о том, как они воспринимают наше поведение. Такая информация часто открывает человеку то, что ускользает от его сознания, но очевидно для окружающих людей. Обратная связь позволяет участникам группы корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать более оптимальную стратегию поведения». Еще один психологический термин «рефлексия», в чем то близкий к обратной связи, не существующий без неё, означает восприятие, «расшифровка», осознание себя и своего места.

Создание условий для эффективной обратной связи в группе – основная задача тренерской работы. Дополнительными средствами осознания могут являться аудио, видеозапись поведения участников тренинга с последующим просмотром и обсуждением, личные беседы с участниками.

Правило партнерского общения предполагает учет интересов всех участников взаимодействия, их чувства, эмоции, переживания, признание ценности личности другого человека, его эмоций и переживаний. Реализация принципа возможна в атмосфере безопасности, открытости, доверия, эксперимента с правом на ошибку. Этот принцип тесно связан с принципом творчества. Все это совокупности составляет экологические рамки тренинга.

При организации и проведении тренинга важно принять и соблюдать совокупность всех принципов тренинга в зависимости от ситуации.

Правило особенности работы тренера подразумевает постоянную аналитическую работу с группой и над самим собой. Объектами диагностики являются план работы, уровень развития и сплоченности группы, взаимоотношения между участниками, состояния каждого участника группы, его отношения к себе, к другим, к тренингу, состояние самого тренера.


Приложение 2

Интерактивные методы обучения взрослых

Метод обучения

Применение

Преимущества

Краткое описание процесса

Дискуссия

Группа рассматривает проблему или интересующую тему с целью более глубокого понимания вопроса, принятия оптимального решения, выработки новых идей или направлений работы.

Создаются возможности для взаимообучения и взаимообращения при решении проблем, для разностороннего понимания темы. Групповая работа помогает участнику выкристаллизовать свое мнение и персонализировать свою причастность. Помогает развивать навыки слушания, аргументирования, участия и эмпатии.

  • Организация помещения для дискуссии.
  • Определение целей обсуждения и их формулировка.
  • Создание открытой ситуации для повышения заинтересованности участников.
  • Принятие договоренностей о правилах поведения, аргументирования.
  • Поддержание прогресса дискуссии; окончание дискуссии; выводы, решения.

«Мозговой штурм»

Члены группы активно генерируют широкий спектр идей по определенной теме или вопросу за короткий период времени.

Количество идей - главная цель метода. Оценка и обсуждение идей проводятся позднее.

Позволяет членам группы генерировать идеи быстро и спонтанно. Помогает использовать воображение и оторваться от известных ответов- клише.

Хороший стимул для начала обсуждения или новой темы, поскольку группа может вспомнить уже известную информацию по теме, и быть готовой к восприятию новой.

Для нахождения вариантов решения группа может творчески генерировать идеи, оценить все «за» и

 «против» каждой идеи и распределить их в соответствии с определенными критериями.

  • Определение лидера группы или записывающего.
  • Напоминание правил мозгового штурма.
  • Определение вопроса или проблемы.
  • Предложение выдвигать идеи.

*Группа может предложить любые идеи, пришедшие в голову.

*Не обсуждайте идеи в ходе их выдвижения.

  • Фиксация идеи и представление их на общее обозрение.

*После мозгового штурма пересмотрите идеи добавьте или  удалите что-либо, классифицируйте.

Ролевая
игра

Ролевая игра представляет собой неформальную инсценировку, в которой участники действуют в заданной ситуации.

Обеспечивает отличную стратегию для практического применения навыков. Предоставляет обучающимся игровой опыт, позволяющий урегулировать подобные ситуации в реальной жизни. Повышает эмпатию, понимание своих чувств, а также чувств других участников ситуации.

  • Описание ситуации ролевой игры.
  • Выбор игроков.
  • Снабжение игроков инструкциями.
  • Организация процесса игры.

*После окончания игры выведите участников из их «ролей», тем самым обеспечивая ситуативное дистанцирование, и проанализируйте ситуацию с точки зрения участников, зрителей/ группы.

Работа
в малых
группах

(«кооперативное обучение»)

Группа делится на несколько маленьких групп по шесть или менее человек для выполнения задач, действий или обсуждения отдельных тем, проблем или вопросов.

Применяется, если группа большая, а время ограничено. Увеличивает вклад и активность каждого обучающегося. Повышается вероятность, что члены группы будут учитывать мнение друг друга, могут лучше узнать друг друга. Создает чувство причастности.  Повышает ответственность.

  • Определение цели обсуждения и количества времени.
  • Формирование малых групп.
  • Рассадка участников групп так, чтобы они видели друг друга.
  • Распределение ответственности в каждой группе.
  • Выполнение задания.
  • Презентации «спикерами» малых групп выполненных работ.

*В конце предложите участникам описать и оценить, как проходила работа в группах.

Игры и интерактивное моделирование

Игры используются для изучения содержания, развития критического мышления, формирования навыков решения проблем, принятия решений, для обзора и усиления.

Моделирование – это вид деятельности, имитирующий возможную ситуацию, с целью проверки правильности принятого решения.

Игры способствуют созданию положительной атмосферы в группе, активному запоминанию и обсуждению.

Они требуют одновременного применения знаний и навыков, в том числе и навыков взаимодействия.

Интерактивное моделирование позволяет проверить предположения и правильность принятых решений в безопасной среде. Задействует знания и навыки обучающихся.

*Игры напоминают, что деятельность должна доставлять радость, независимо от того, кто выиграет.

  • Моделирование и анализ обучающимися ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни.

* Осуществляется деятельность, формирующая эмоции и чувства, опыт переживания «здесь и сейчас».

Проектный метод

Различают два основных вида проектной работы: исследовательские и практические проекты.

Задачей исследовательских проектов является приобретение и систематизация информации по выбранной теме. Практические проекты создаются с целью разработать план действия для улучшения, усовершенствования, создания чего-либо и осуществить план в жизнь.

Развивает навыки:

  • планирования,
  • использования различных источников информации,
  • самостоятельного освоения навыков,
  • представления своей работы (презентации),

Создает возможность получить самостоятельно новую информацию.

Участниками группы (индивидуально или в группах) самостоятельно планируется работа, собирается информация, исследуются и решаются проблемы по преобразованию существующей действительности. *Разрабатываются пошаговые действия для реализации проекта в реальных жизненных условиях.

Анализ ситуаций

(кейс-стади)

Деятельность по анализу ситуаций позволяет думать, анализировать и обсуждать вероятные или реальные ситуации, подробно описывающие происходящее с человеком в обществе, семье, школе.

Анализ ситуации позволяет обучающимся рассматривать проблемы и дилеммы, безопасные решения; он создает возможности для совместной работы, обмена идеями и различными взглядами. Обучающиеся рассматривают силы, которые заставляют человека действовать тем или иным образом, оценивают последствия.

Вовлечение в этот процесс мышления позволяет улучшить навык принятия решений. Изучение ситуаций позволяет изучить возможные действия в реальных ситуациях.

  • Предлагается к рассмотрению актуальная, проблемная ситуация.
  • Группа раскрывает ключевые темы, делает ретроспективный обзор, определяет более сложные вопросы, определяет возможные способы решения.

*Для стимуляции дискуссии полезны наводящие вопросы.

*Анализ ситуаций и случаев требует достаточного времени для обработки информации и развития творческого мышления.

*Тренер действует как организатор деятельности, а не предоставляет готовую информацию.

Дебаты

В ходе дебатов определенная проблема или вопрос обсуждается фронтально или в группах с разных позиций.

Создается возможность для творческого и глубокого рассмотрения темы с разных точек зрения.

  • Участниками занимаются позиции.
  • Определяются правила аргументации.
  • Определяются этапы, время и правила работы.
  • Выбирается ведущий, который регулирует процесс работы и следит за соблюдением правил дебатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет "Интерактивные методы обучения"

Педагогический совет на тему: "Интерактивные методы обучения"...

Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка

В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....

Методическая разработка методического совещания «Интерактивные методы профилактической работы».

Методическая разработка по теме «Интерактивные методы профилактической работы» составлена для проведения методического совещания педагогов. Разработанное занятие направлено на формирование умений и на...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА . Интерактивные методы обучения.

«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоко» ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...

Выступление для педагогов-психологов ДОУ г. Владикавказ в рамках проведения методического объединения по теме: «Применение интерактивных методов работы при взаимодействии с педагогическим коллективом»

Традиционно взаимодействие психолога и педагогов проходит в основном в вербальной форме: один говорит, другие слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках образовательного процесса позв...

Презентация "Применение интерактивных методов работы при взаимодействии с педагогическим коллективом"

Традиционно взаимодействие психолога и педагогов проходит в основном в вербальной форме: один говорит, другие слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках образовательного процесса позв...

Выступление на педагогическом совете "Формы и методы работы с родителями".

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала....