Методическая разработка методического совещания «Интерактивные методы профилактической работы».
методическая разработка по теме

Гафарова Вера Борисовна

Методическая разработка по теме «Интерактивные методы профилактической работы» составлена для проведения методического совещания педагогов. Разработанное занятие направлено на формирование умений и навыков в профилактической работе с учащимися. Данная методическая разработка предлагает проведение групповых занятий. Работа решает следующие задачи:

  • Информирование  педагогов по вопросам профилактики наркомании;
  • Получение умений и навыков проведения тренинга;
  • Составление плана профилактической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx63.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 1 им. Н.К.Крупской  г. Камбарка

Методическая разработка методического совещания

«Интерактивные методы профилактической работы».

 

Работу выполнил социальный     педагог

высшей квалификационной категории

Гафарова В.Б.

Камбарка 2013 год

Содержание

1.

Аннотация

3 стр.

2.

Введение в проблему

5 стр.

3.

Практическая работа «Проведение тренинга».

10 стр.

4.

Заключение.

12 стр.

5.

Список литературы.

15 стр.

6.

Приложения.

16 стр.

  1. АННОТАЦИЯ

Методическая разработка по теме «Интерактивные методы профилактической работы» составлена для проведения методического совещания педагогов. Разработанное занятие направлено на формирование умений и навыков в профилактической работе с учащимися. Данная методическая разработка предлагает проведение групповых занятий. Работа решает следующие задачи:

  • Информирование  педагогов по вопросам профилактики наркомании;
  • Получение умений и навыков проведения тренинга;
  • Составление плана профилактической работы.

Методическая разработка предназначена для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, социальных педагогов, психологов общеобразовательных  учреждений.  Данную разработку педагоги могут применить в ходе практических занятий по первичной профилактике употребления ПАВ (психоактивных веществ). Информационный материал дан только для педагогов. Практическое занятие для применения в работе с детьми.

Одной из главных целей образования является создание и поддержка психологических  условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка. В настоящее время востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их.  Очевидно, что школа – это один из основных институтов социализации ребёнка, растущего в постоянно меняющемся мире. Но сегодня мы столкнулись с такими социальными проблемами, как детская безнадзорность, рэкет, открытая агрессия, деструктивные конфликты, токсикомания, алкоголизм, другие формы отклоняющегося поведения.  

Цель   профилактической работы заключается в поиске инновационных методов профилактики, это обусловлено  тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. Основные методические инновации связаны с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивные методы» ( «interactive» с англ.: «inter» - «между»; «active» -  «действовать») можно перевести как методы взаимодействия участников между собой. Что позволяет внутри группы решать проблему. Под интерактивными методами обучения понимают систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.   Педагог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового  возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между детьми и взрослыми, оказать помощь подростку в его саморазвитии. Активное обучение социально важным навыкам реализуется в форме групповых тренингов. Человек усваивает информацию быстрее, он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, так же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. В настоящее время проблема организации социально – психологических тренингов с подростками относится к разряду наиболее актуальных и практически значимых.  Это в полной мере отражено в работах таких исследователей как В.К. Бабайцевой, С.И. Макшанова и др.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.

2.1 Демонстрация фильма «Точка невозврата».

2.2.Выступление соцпедагога.

Работа в школе требует от педагога не только профессиональных (педагогических и психологических) знаний, но и владения теоретическим материалом и практическими умениями в решении проблем подростковой среды. Во всех антинаркотических программах мира на первое место ставят проблему повышения уровня осведомлённости населения в вопросах механизма работы по профилактике употребления ПАВ. Почему именно учебное заведение берётся за основу в плане профилактики – это большое скопление детей, учитывается возраст, есть связь с родителями.

Профилактика делится на три вида:

  • Первичная – показываем ребёнку лучшие стороны жизни. Пропагандируем ЗОЖ, спорт, успешность  и т.д.
  • Вторичная  - конкретные мероприятия, направленные на отказ от употребления ПАВ.
  • Третичная – коррекция поведения, реабилитация людей, употреблявших ПАВ.

                Следовательно, мы с вами можем проводить первичную и вторичную профилактику.

      На каких законодательных актах мы должны основывать свою работу.

  • Всеобщая Декларация прав человека.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Конституция РФ.
  • Закон об образовании.
  • Семейный кодекс.
  • Уголовный Кодекс.
  • Гражданский Кодекс.
  • Кодекс об Административных правонарушениях.
  • №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
  • №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • «34 – РЗ «О профилактике алкогольной, наркотической и токсической зависимости в УР».
  • Республиканская целевая программа «Дети Удмуртии».

      Основные понятия:  к ПАВ относятся все вещества, влияющие на физическое и психическое состояние человека. Есть два пути применения данных веществ медицинское и немедицинское. Курение, алкоголь, наркотики.  Курение – это табак. Алкоголь – энергетические напитки, пиво и более крепкие. Токсические вещества – аэрозоли.  Наркотики – вещества растительного,  полусинтетического или синтетического происхождения, которые при введении в организм изменяют несколько его функций и при повторном введении всегда приводят к формированию психической и физической зависимости.

Что употребляют на сегодняшний день наркоманы. Самое распространённое – это марихуана (конопля, гашиш,» шмаль»). Опиаты – героин, маковая соломка, морфин. Психостимуляторы – амфетамины, «экстази», «винт». Кокаин, галлюциногены, депрессанты.

НАСВАЙ

 Название этого вещества связано с тем, что раньше для его изготовления применяли растение НАС. Сейчас основным компонентом является табак. Добавляют в смесь также гашеную известь, золу различных растений, куриный помёт, иногда сухофрукты, приправы. Большинство компонентов смеси призваны выполнять формообразующую функцию.  В зависимости от потребностей наркорынка рецепт может меняться. Добавляются наркотические вещества — конопля, амфетамин. Таким образом, употребляющий насвай подросток рискует вместе с табаком, известью и помётом получить дозу наркотиков. Внешний вид насвая описывают по-разному. В одних случаях это зеленые шарики, в других — серовато-коричневый порошок. Фабрично насвай не изготавливается. Его производство организуется в домашних условиях.

Употребление: насвай закладывают под нижнюю или верхнюю губу и держат там в ожидании эффекта. Стараются не допустить попадания порошка на губы, которые в таком случае покрываются волдырями и язвами. Потребители подчеркивают недопустимость проглатывания обильно выделяющейся слюны. Проглоченная слюна или крупинки зелья вызывают тошноту, рвоту и понос. Долгосрочные последствия потребления насвая:

1)РАК РОТОВОЙ ПОЛОСТИ, ГОРТАНИ. По данным среднеазиатских онкологических центров, 80% больных с диагнозом «рак ротовой полости и гортани» потребляли насвай.

2)Заражение КИШЕЧНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ и ПАРАЗИТАРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, поскольку насвай содержит экскременты животных.

3)ЯЗВА ЖЕЛУДКА. Садоводы знают, что будет с растением, если его полить раствором куриного помёта — оно «сгорит» (это объясняется большой концентрацией щёлочи). То же самое происходит в организме человека.

4)НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: поскольку основным действующим веществом насвая является табак. Учёные высказывают мнение, что эта форма табака более вредна, чем курение сигарет, так как человек получает

большую дозу никотина, в связи с воздействием извести на слизистую ротовой полости.

 ДЕЗОМОРФИН (пермонид) является наркотическим анальгетиком (обезболивающим)средством. Наркоманы его  называют «крокодилом». Впервые дезоморфин был получен лабораторно в 20-х годах при поиске заменителей морфина, но оказался в 20 раз активнее и токсичнее его, поэтому был запрещен и недопустим для использования в медицинской практике. Быстрое привыкание к наркотику, высокая токсичность и стремительное разрушающее действие на организм  человека оказался сравним с  «огромным животным», разрывающим  и пожирающим человека по частям.

  Дезоморфин распространяется на территории России с молниеносной скоростью, является в настоящее время вторым по распространённости в России нелегальным наркотиком после героина (занимает более четверти рынка сбыта). Причина этого — доступность кодеиносодержащих препаратов, приобретаемых в аптеках. Дезоморфин изготавливается кустарным способом  и содержит не только кодеин, а также фосфор, йод, серную кислоту, бензин и  др. Ничтожно малые количества любого из этих веществ приводят к отравлению и  необратимым разрушающим процессам в организме.   Результат действия дезоморфина наступает незамедлительно, человек начинает «гнить заживо». Последствия приёма этого наркотика видны уже через месяц: синюшность и отёчность конечностей, гнойничковые поражения кожных покровов, незаживающие  . Наркозависимые с большим сроком употребления  не поддаются лечению,  медицина способна только продлить их жизнь на некоторое время. Тем же кому удаётся выжить после  «ада», приходится  долгое время лечится  в больницах и оставшуюся жизнь прожить инвалидами с ампутированными конечностями.  

«Дезоморфиновые наркоманы» - ходячие трупы (”зомби”). На сегодняшний день Дезоморфин по употреблению в Камбарском районе стоит на первом месте.

Поперсы

Новый вид наркотика, жидкий, добавляется несколько капель в жидкость, наступает опьянение. В 2010 году зафиксирован случай доставки в лагерь «Дзержинец» г. Ижевск. Корки банана вываривают в молоке, можно получить наркотический препарат.

Если ребёнок начал употреблять наркотические средства. Рассмотрим признаки употребления. Изменения в поведении:

  • Уходы из дома и прогулы в школе;
  • Ухудшение памяти и внимания;
  • Болезненная реакция на критику, немотивированная агрессия;
  • Частая и резкая смена настроения;
  • Участившиеся просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;
  • Пропажа из дома денег, ценностей;
  • Частые необъяснимые телефонные звонки, разговоры «украдкой»;
  • Изменение круга общения, проведение большей части времени в компаниях асоциального типа;
  • Частое враньё, изворотливость;
  • Беспричинное возбуждение или вялость;
  • Нарастающее безразличие, потеря интереса к участию в делах класса, семьи;
  • Бессонница ночью и сонливость днём.

Естественно, изменения поведения должны Вас насторожить, однако ещё большее беспокойство должно вызвать обнаружение внешних признаков опьянения. Помните, что в основном внешние признаки опьянения можно увидеть в пределах 1,5 – 2 часов с момента употребления наркотиков, а при употреблении некоторых, особенно синтетических наркотиков, всего до 30 минут. Внешние признаки:

  • Неестественно расширенные или суженные зрачки;
  • Покрасневшие или «мутные» глаза, «остекленевший взгляд»;
  • Замедленная несвязная речь, или наоборот, словоохотливость, навязчивость, внезапная излишняя откровенность;
  • Состояние, напоминающее алкогольное опьянение, но без специфического запаха (хотя в последнее время, для того, чтобы скрыть состояние наркотического опьянения, подростки сочетают употребление наркотиков с употреблением слабоалкогольных напитков);
  • Плохая координация движений (пошатывание, спотыкание);
  • Заторможенность, «погружение в себя» или гиперактивность;
  • Неадекватное поведение, галлюцинации, приступы панического страха, «мания преследования».

Обнаружение предметов, обычно находящихся  в обиходе наркопотребителей, относится к категории очевидных признаков наркотизации. Очевидные признаки:

  • Следы от уколов, порезы, синяки;
  • Свёрнутые в трубочку бумажки, пакетики, короткие пластиковые трубочки от соков, пустые гильзы от папирос;
  • Маленькие ложечки (часто заточенные), капсулы, бутылочки, пузырьки;
  • Неизвестные таблетки, порошки;
  • Пачки лекарств снотворного, успокоительного, обезболивающего действия.

При работе по данному направлению в классах обычно применяется такая форма, как беседа. При рассказе о наркотических веществах следует избегать ненужной детализации, нельзя давать подробные сведения о их внешнем виде, месте произрастания, способах приёма, действии, вызываемых ощущениях. Это часто играет роль рекламы, провоцирует к пагубному, вредному экспериментизму. Наша задача обучить школьника способам решительного противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков.

Если же  Вы обнаружили несколько из вышеуказанных признаков, у Вас есть все основания для того, чтобы предположить, что ребёнок начал употреблять наркотики. Не стесняйтесь, спрашивайте подростка напрямую обо всех непонятных и беспокоящих Вас его поступках.  

      Что делать, если  у Вас появилась информация об употреблении подростком ПАВ, или о его семье, употребляющей наркотики. Сообщить социальному педагогу (информация конфиденциальная). У социального педагога  есть план действий в данной ситуации. Мы с Вами действуем на благо вверенных нам детей, а данная ситуация создаёт угрозу жизни и здоровью ребёнка.  Все свои действия мы обязаны совершать в рамках закона.

          Практическая работа

«Проведение тренинга».

*Тренинг в профилактической работе проводится с целью:

- исследования психологических проблем участников группы и оказания помощи в их решении;

- развития самосознания участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;

-  развития коммуникативности в общении школьника.

*Группу посадить в виде круга. Объяснить участникам тренинга, что  круг символизирует единое цело, целостность. Круг способствует наилучшему взаимному обзору, достигается высокий уровень вовлечения в работу, все находятся в равных условиях, что сплачивает группу, обеспечена свобода движений участников. Круг – фигура демократичная.   Человек ведущий тренинг – превентолог. Упражнения – энергизаторы.  Предложить группе принять правила - не опаздывать, уважать любое мнение, не критиковать, не спорить,  выражать свою точку зрения, даже если она ошибочная, благодарить за выступление аплодисментами.

Любое упражнение превентолог начинает с себя.

Упр.1.  «Знакомство» Находясь  в кругу, каждый называет своё имя, при этом делает какой-то жест. Все повторяют имя и жест сказавшего

(это упражнение способствует  созданию положительной атмосферы внутри группы).Упражнение выполняется в течение 10 минут.

Упр.2.  «Здравствуй, друг». Разделить на два круга по названию цветов( роза, ромашка).  Встать парами.  Внешний круг поворачивает ладони вверх, внутренний круг свои ладони кладёт на ладони напарника. Все хором говорят:

                Здравствуй, друг! Как ты тут! Я скучал! Ты пришёл! Хорошо! (данный текст говорится в тональности радости, подъёма, что способствует доброжелательным отношениям в группе). Внутренний круг передвигается по часовой стрелке к следующему напарнику.

                 (укрепление      межличностных отношений).Упражнение выполняется 5-7 минут.

Упр.3. «Формирование команд». Встать в круг. Ведущий каждому шепчет на ухо название животного (лошадь, курица,  коза, кошка). Найти своих собратьев методом невербального общения( с помощью жестов). Таким образом,  делимся на 4 подгруппы. Упражнение выполняется 5 минут.

*Прежде чем приступить к выполнению 4 упражнения, необходимо внутри подгрупп распределить роли. Это капитан, который руководит работой своей группы. Это «таймер», который следит за временем работы. Секретарь, который всё записывает. Выступающий, который озвучивает результаты работы (это может быть один или несколько человек). Когда тренинг проводится с детьми, к подгруппам можно подключить «ментора» (наставника) для эффективности работы детей.

*Если подразумевается выполнение нескольких упражнений в подгруппах, рекомендуется состав подгрупп регулярно менять, чтобы не создавать эффект стабильного распадения на них коллектива.

Упр.4.    «Мозговой штурм»или «Брейнсторминг». Превентолог определяет для работы «мишени», т.е. объекты, на которые будет направлена профилактическая работа: ученик, класс, школа, семья. Каждая подгруппа получает свою «мишень».

Необходимо определить факторы риска, способствующие употреблению ПАВ.  Профилактические мероприятия (форма, название, цель, примерное время проведения).  От каждой группы один выступающий. Данное упражнение является ключевым , на работу отводится 35 минут(15минут – работа в подгруппе и 20 минут – выступления).

Упр.5 «Релаксация». Встать в круг. Повернуться друг за другом. Впереди стоящему,  поглаживание плеч, спины, растирание хряща уха, потягивание уха в стороны, пальпация головы. ( упражнение выполняется для снятия напряжения, усталости, укрепление межличностных отношений)10 минут.

Упр.6.«Рефлексия». Сидим в кругу. Превентолог задаёт вопросы: Что нового сегодня получили на занятии? Впечатления. Что можно взять для работы? 10 минут.

*В подростковом возрасте рефлексия – основной фактор регуляции поведения и саморазвития.

* В тренинге необходимо придерживаться временного режима. Это способствует    организации участников, развитию умения рационально распределять своё время. Тренинги бывают долговременными и краткосрочными. Одно занятие без перерыва должно продолжаться не более 1.5 часа. Наш тренинг рассчитан на примерно 1час 20 минут.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Во время тренинга работали 4 группы, имеющие разные «мишени». Результаты работы были продемонстрированы всем участникам.

1 группа. «Мишень» - Ученик.

Факторы риска: психологические возрастные особенности; безнадзорность;  нежелание учиться; незанятость; неблагополучная семья; неблагоприятное социальное окружение; неблагоприятная обстановка внутри ученического коллектива.

Профилактические мероприятия, предложенные группой:

  • психологическое обследование ( анкетирование, тестирование) , с целью выявления тревожности, определения интересов - сентябрь;
  • вовлечение в кружки и секции, с целью занятости ученика – сентябрь, октябрь;
  • индивидуальные беседы, с целью помощи определить своё место в коллективе, социуме – в течение года;
  • привлечение  к участию в КТД, с целью развития и самореализации ученика – в течение года;
  • профилактические беседы, с целью пропаганды ЗОЖ – в течение года;
  • закрепить общественную нагрузку в классе, с целью развития межличностных отношений – сентябрь;

            2 группа. «Мишень» - Класс.

Факторы риска: психологические возрастные особенности; отсутствие      коллективизма; пассивная позиция классного руководителя; наличие лжелидера, группировок; пассивная позиция класса в жизни школы.

Профилактические мероприятия,  предложенные группой:

  • психологическое обследование ( анкетирование, тестирование) , с целью выявления лидеров, определения интересов - сентябрь;
  •  вовлечение в кружки и секции, с целью занятости учеников – сентябрь, октябрь;
  •  профилактические беседы, с целью пропаганды ЗОЖ – в течение года;
  •  проведение  КТД, с целью развития и самореализации учеников– в течение года;
  •  создания благоприятного микроклимата в классе, с целью эффективного развития детей  – в течение года;
  • проведение тематических родительских собраний, с целью информирования родителей, определения их позиции, привлечения к работе в классе – в течение года;
  • участие в общешкольных мероприятиях, с целью развития класса, вовлечения в жизнь школы – по плану школы;

  • встречи с интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни (спортсмены, успешные люди и т.д.), с целью пропаганды ЗОЖ;
  • встречи с специалистами, с целью информирования учащихся – в течение года;
  • демонстрация видеоматериалов, с целью информирования учащихся и пропаганды ЗОЖ – по плану;

3 группа. «Мишень» - Школа.

Факторы риска: расположение учебного заведения (отдалённость от учреждений дополнительного образования); отсутствие программного  обеспечения; недостаточная работа по профилактике; пассивная позиция педагогического коллектива; недостаточное внимание со стороны администрации школы к профилактической работе; отсутствие сотрудничества со специалистами, работающими в этом направлении.

Профилактические мероприятия,  предложенные группой:

  • создание профилактических программ, с целью плодотворной работы в этом направлении – начало учебного года;
  • создание и работа социально - психологической службы, с целью эффективной работы в данном направлении внутри школы;
  • тематические педсоветы, методические совещания, мастер-классы, с целью информирования педагогов, обмена опытом, повышения квалификации – в течение года;
  • общешкольные тематические мероприятия, с целью занятости, развития, самореализации учащихся – в течение года;

*Акция «Мы против наркотиков!»

*День здоровья.

*Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни!»

*Декада правовых знаний.

*«День полезных привычек»

  • обозначение проблемы на районном уровне, с целью эффективности работы в данном направлении;
  • повышение квалификации педагогов, с целью эффективности работы;
  • спортивные соревнования, акции, конкурсы и т. д, с целью пропаганды ЗОЖ – по плану;
  • сопровождение учащихся, стоящих на всех видах учёта, детей входящих в зону риска, с целью проведения профилактической работы и оказания своевременной помощи ребёнку;
  • работа Совета профилактики, с целью своевременной помощи учащимся в проблемных ситуациях;
  • проведение Единого дня профилактики, с целью проведения профилактических мероприятий;

  • сотрудничество со специалистами, работающими в данном направлении, с целью эффективности работы;
  • работа информирующих стендов в учебном заведении, с целью пропаганды ЗОЖ;

4 группа. «Мишень» - Семья.

Факторы риска: невыполнение родительских обязанностей по воспитанию, образованию и содержанию детей;  безнадзорность; употребление родителями ПАВ; безработица; необразованность родителей; отстранение от выполнения ребёнком обязанностей в семье; отсутствие интереса жизнью своего ребёнка; развод родителей; неполные семьи; осужденные родители; отсутствие родителей.

Профилактические мероприятия, предложенные группой .

  • Родительские собрания, с целью информирования родителей;
  • Круглые столы, с целью обсуждения данной проблемы;
  • Участие в работе Совета профилактики, с целью эффективности работы;
  • Работа родительского комитета, с целью помощи в проблемных ситуациях, поддержки учащихся;
  • Работа информирующих стендов в учебном заведении, с целью пропаганды ЗОЖ;
  • Планомерная работа с неблагополучными, многодетными, малообеспеченными, неполными семьями, с целью поддержки и оказания помощи;
  • Индивидуальные беседы с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, с целью поддержки, помощи в проблемных ситуациях;
  • Посещение семей социального риска, с целью выявления проблем в семье, профилактических бесед.

  1. Список литературы.

  1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., АКАДЕМА, 2000.
  2. Курбатов В.И. Социальная работа, М: Педагогика,2000.
  3. Практикум по социально – психологическому тренингу /под ред.

Б.Д. Парыгина. СПб, 1994

  1. Маркелов С.П. Школьная антиалкогольная и антинаркотическая  

профилактическая политика – Харьков, 2000.

  1. Профилактика злоупотребления ПАВ среди детей и подростков

( Электронный курс) пер. с англ. – СПб,2000. – Режим доступа:

http://www.narcom.ru //parents/agit/4.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Цвета" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.

Видеоуроки:Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомhttp://Цвета на английском. Учим названия цветов на английскомУрок 3. Учим цвета на английском языке. (часть первая)https://www.youtu...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ «БАНК ВРЕМЕНИ»

Игровая деятельность, является наиболее эффективным способом расширения социальных, творческих  и интеллектуальных возможностей подростка. Через игровую деятельность подросток учится познавать се...

Методические разработки по теме «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка».

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывае...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...