Проект выступления на совещании-семинаре по теме: Психологическая подготовка лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ
методическая разработка на тему

Материал содержит проект выступления на совещании-семинаре по ЕГЭ, брошюру "Учимся улыбаться" и позитивные мотиваторы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кашаргина Елена Павловна, специалист Управления образования Администрации муниципального образования Приуральский район

Проект выступления по теме: психологическая подготовка лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ

Выпускной экзамен – значимое событие в жизни учащегося. Событие волнительное и торжественное. Главная задача взрослых не превратить это событие из праздника в трагедию, что, к сожалению, происходит повсеместно. Существенно осложняет ситуацию распространенное, укоренившееся неверное отношение к экзамену как к проверке учащегося: его способностей освоить учебный материал, степени прилежания, волевых качеств. Но экзамен, прежде всего, – это средство измерения качества образовательных услуг. Образовательные организации оказывают образовательные услуги. Родители оплачивают эти услуги, исходя из налогов, поступающих в бюджет, или согласно договору, если речь идет о частной образовательной организации. Итоговая аттестация – это инструмент, позволяющий ребенку, получателю образовательных услуг, оценить насколько качественно эти услуги были ему оказаны.

Понимая это, педагоги, оказывающие образовательные услуги, ведут себя совсем не по взрослому, пытаясь переложить свою ответственность на еще не окрепшие детские плечи. В итоге мы сами порождаем то, от чего приходим в шок и начинаем возмущаться. Стоит задуматься. Часто можно услышать возмущенные возгласы педагогов о том, что экзамен превратили во что-то страшное. Но кто это сделал? Важно не само событие – важно отношение к нему. Подобные панические настроения педагогов естественно формируют и подобное отношение к экзаменам выпускников.  

Поэтому задачей первостепенной важности становится психологическая подготовка лиц, привлекаемых к проведению  государственной итоговой аттестации. Учитывая необходимость экстренных действий, не стоит целиком полагаться на работу по перестройке повсеместно распространенной мировоззренческой позиции, согласно которой школьный экзамен – это проверка способностей ребенка, его прилежания, трудолюбия. Поэтому представляется целесообразным сделать ситуацию сдачи экзамена психологически безопасной для ребенка. Стоит признать, что в настоящее время она таковой не является. Дело даже не в рамках металлоискателя и видеонаблюдении, а в настроении педагогов, проводящих экзамен, которые воспринимают данные меры, направленные исключительно на соблюдение интересов учащихся, как причиняющие детям вред. Такое убеждение не может не отразиться и во внешних проявлениях – выражении лица, движениях, интонациях голоса, поведении. Естественна такая напряженная обстановка никак не создаст у детей ощущения психологической безопасности. Наоборот, от окружающих взрослых, восприимчивые дети получают сигналы опасности, на которые начинают реагировать. Поэтому весьма действенным является не перелом укоренившихся установок лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации, а обучение их приемам, сигнализирующим детям о психологической безопасности ситуации. Многие родители с ностальгией вспоминают, что раньше экзамен был праздником. Точнее было бы сказать, относились к нему как к празднику. Но что же мешает сделать это и теперь? Что  чувствует и видит выпускник, пришедший на экзамен? Страх перед чем-то непредсказуемым, неизвестные (неизвестно какие задание будут даны, удастся ли с ними справиться). Схожие ощущения каждый из нас переживал и на пороге первого класса: сколько всего неизвестного и непонятного открывалось перед маленькими учениками. Но в большинстве своем первый день поступления в школу выпускники вспоминают как праздник в отличие от экзамена. Почему? Давайте вспомним, что видит вокруг себя выпускник, пришедший в пункт сдачи экзамена: напряженные, сосредоточенные, строгие, а может даже и хмурые лица учителей. А первоклассника встречает приветливая улыбка учителя. И для выпускников лучшее средство от страха – улыбка учителя. Она настроит на успех, успокоит, ободрит.

Поэтому, какой бы страх не вызывал для педагогов экзамен, необходимо улыбаться. Согласно двойственной природе эмоций: субъективно переживаемые эмоции есть не что иное, как переживание телесных изменений, происходящих в ответ на восприятие какого-то факта. Поэтому научившись сознательно принимать определенное выражение лица, позу тела, мы можем влиять на свои эмоции. Лицам, привлекаемым для проведения государственной итоговой аттестации, необходимо научиться принимать позу, характерную для счастливого человека. Это позволит не просто изменить свое состояние в лучшую сторону, но и очень поможет выпускникам. Видя вокруг себя счастливых, верящих в его успех взрослых, ребенок-выпускник почувствует праздник внутри, пусть волнительный, но не пугающий.

Предлагаемая для применения техника саморегуляции  эмоционального состояния эффективна и малозатратна по времени необходимом для овладения ею. Умение принимать позу уверенного в себе, счастливого человека еще не раз пригодиться в повседневной жизни и, несомненно, улучшит качество переживаемых эмоций. Необходимо научиться сознательно, держать гордую осанку: выпрямить спину, расправить плечи, дышать полной грудью и улыбаться. Освоив эти навыки, остается только самостоятельно повседневно тренировать себя. В буклете, разработанном для педагогов, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации, приведены несколько несложных упражнений, которые помогут научиться управлять своим мимическими мышцами и посредством этого эмоциями.

Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение, поскольку существует глубокая связь между мимическими, телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Чтобы педагоги не забывали тренировать необходимый навык,  в учительской будет полезно  разместить позитивные мотиваторы, напоминающие о чудесной силе улыбки.

Улыбка взрослых обязательно вселит выпускникам уверенность в себе, позволит успокоиться и собраться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий для старшеклассников по теме "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Материалы к занятиям по профилактике тревожности учащихся старшей школы при подготовке к экзаменам. Занятия содержат способы преодоления организационных, когнитивных и личностных трудностей учащихся, ...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы  усталость. Первые...

Беседа с учащимися на тему: "Психологическая подготовка к соревнованиям".

В архиве содержатся: текст беседы с учащимися, памятка "Самоподготовка за 15 минут до соревнований"....

Классный час Тема: «Психологическая подготовка учеников к итоговой аттестации»

   Оказать психологическую помощь обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности и формирование эмоционально - устойчивой личности в период подготовке к итоговой...

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Психологическая подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие, посвященное подготовке девиантных подростков к успешной сдаче итоговых экзаменов з...

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....