Родительский всеобуч "Семейные гостиные"
учебно-методический материал (5 класс)

Программа родительского всеобуча "Семейные гостиные"  предназначена для повышения знаний родителей в области формирования семейных ценностей. Программа создана в рамках  ОЭР по теме  «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга  b frnefkmyf gj ctq ltym .

Важным аспектом по формированию семейных ценностей у детей является педагогическое просвещение родителей, как  метод и средство повышения педагогической культуры. Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс передачи духовно-ценностных знаний родителям школьников об особенностях развития их нравственной, социальной, интеллектуальной сферах и методах взаимодействия с ними в контексте жизнедеятельности и взаимосвязи с воспитательной средой ребенка в едином социально-нравственном и духовно-ценностном пространстве. Педагогическая культура родителей, как духовно-нравственное и личностное образование, выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении родителями современными педагогическими методами, средствами и технологиями, а также знаниями, мастерством и умениями, направленными на реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_vseobuch.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч «Семейные гостиные».

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Важным аспектом по формированию семейных ценностей у детей является педагогическое просвещение родителей, как  метод и средство повышения педагогической культуры.

         Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс передачи духовно-ценностных знаний родителям школьников об особенностях развития их нравственной, социальной, интеллектуальной сферах и методах взаимодействия с ними в контексте жизнедеятельности и взаимосвязи с воспитательной средой ребенка в едином социально-нравственном и духовно-ценностном пространстве. Педагогическая культура родителей, как духовно-нравственное и личностное образование, выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении родителями современными педагогическими методами, средствами и технологиями, а также знаниями, мастерством и умениями, направленными на реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье.  

Прежде чем приглашать родителей на родительский всеобуч, было проведено  исследование  для выявления тематических встреч  семейных гостиных и форм взаимодействия с родителями. Таким образом, формами взаимодействия стали: семейные гостиные, праздники, творческие мастерские, досуговые мероприятия.

В ходе проведения   родительского всеобуча педагоги и родители обсуждают, как влияет стиль родительских отношений на развитие ребенка, на формирование системы ценностей в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет,  педагоги знакомят родителей   с методами и формами работы с детьми на занятиях творческих объединений.

 Так, например, одна из тем  семейных гостиных была посвящена  семейным традициям, говорили о семейных реликвиях и домашних святынях,  в частности семейному альбому.

        В рамках семейных гостиных  мы стараемся создать мотивацию для сближения детей и взрослых, которым иногда не хватает времени, чтобы просто поговорить друг с другом.

Одной из форм родительского всеобуча была выбрана дискуссия, которая проходила в режиме онлайн в Интернете. Дискуссия предполагает активный обмен мнениями между участниками, рассмотрение проблемы с разных позиций, многосторонняя коммуникация, поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.  Тема дискуссии была выбрана путем опроса родителей на странице  в  Интернете.  Из   ряда  предложенных тем  наибольшее количество голосов набрала тема «Самостоятельность решений и автономия жизни ребенка: границы, и как их установить». Целью дискуссии  стало услышать мнение по поводу  данного вопроса,  проанализировать проблемную ситуации, наметить поиски вариантов решения.  Важно было определить время проведения дискуссии. Выбрали  конец недели, вечернее время, удобное для участников дискуссии. Пригласили опытного специалиста в области семейного воспитания и  психолога, которые могли бы вмешаться в случае конфликтной ситуации.

        Проводя дискуссию, мы совместно с родителями пришли к выводу, что, прежде всего, не стоит за ребенка делать то, что он может и должен делать сам,  что  ребенку, как и взрослому, необходимо право голоса в решении важных вопросов, ему важно быть уверенным в том, что он активно участвует в жизни семьи. Чтобы подтолкнуть ребенка к самостоятельности, взрослые могут намеренно ставить его в ситуацию выбора, когда ему самому приходится принимать решение, что нужно обсуждать с детьми различные варианты поведения, учить их анализировать обстоятельства, в которые они попадают. К неудачам лучше относиться с юмором: от ошибок никто не застрахован, главное - извлечь из них урок. Важно воспитать в ребенке умение переносить трудности. Не всегда сразу можно что-то быстро и хорошо сделать, поэтому  надо разрешать детям делать даже то, с чем они не справятся. Надо стараться  заслужить доверие ребенка, чтобы он знал, что на нас  можно положиться. Ощущая поддержку, он будет проявлять самостоятельность в мыслях, делах и поступках.

        Проведя дискуссию, мы пришли к выводу, что такая форма работы охватывает большее количество родителей, а  опрос по окончании дискуссии показал, что такая форма работы заинтересовала родителей и стоит ее продолжить, выбрав новую тему.

В ходе реализации родительского всеобуча мы использовали  различные формы работы, способствующие сплочению детей и родителей. Это и  семейные гостиные,  творческие мастерские, праздники, досуговые мероприятия. Все они  направлены на повышение творческого потенциала в кругу семьи, формирование активной жизненной позиции, добрых и открытых родительско-детских отношений, а главное - сплочению семьи. Занятия способствуют активизации творческого воображения участников и их личностному росту. Дети раскрывают свое понимание и видение Мира, а родители открывают для себя видение Мира глазами своих детей.

Родительский всеобуч является весьма эффективными перспективным направлением  социально-педагогического сопровождения семейного воспитания, позволяющим не  только сблизить педагогов, детей и родителей, но и создать их дружеское  сообщество.

Программа родительского всеобуча «Семейные гостиные»

Пояснительная записка.

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Программа предназначена для повышения знаний родителей в области формирования семейных ценностей. Программа создана в рамках  ОЭР по теме  «Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности» Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

        Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

        Новизна:

В настоящее время семья в Российской Федерации, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Цели программы:

содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;

помощь  семье в осознании и формировании своей системы жизненных ценностей;

всем членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.

Задачи:

повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания;

просвещение родителей в вопросах духовно-нравственных основ семейного воспитания;

помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

Категория слушателей: родители, педагоги дополнительного образования, методисты.

Продолжительность обучения: Программа рассчитана на 16 часов.

Режим занятий: 1 раз в месяц по 2 часа.

Учебно-тематический план занятий

№п/п

Тема занятия

Духовно-нравственные основы семьи.  Традиции современной семьи.

История семьи. Семейная память.

Модель воспитания в дореволюционной России.

Семья и современный подросток.

Здоровый образ жизни в подростковом возрасте.

Книга – залог успешности семейного воспитания.

Досуг в семье. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по организации досуга учащихся

Детское общественное объединение.

Содержание учебно-тематического плана:

Тема 1. Духовно-нравственные основы семьи.  Традиции современной семьи.

Семья как малая социальная группа. Стиль родительских отношений и его влияние на развитие ребенка. Контакт с ребенком как необходимое условие семейного воспитания. Позиции родителей по отношению к ребенку. Нравственные основы семьи. Семейный долг. Дети – главная нравственная ценность семьи. Уважительные отношения в семье. Психологический климат семьи и пути его формирования. Трудовая атмосфера и эстетика опыта семьи. Воспитание трудолюбия подростка. Место искусства в жизни современной семьи. Идейные ценности семьи.

Тема 2. История семьи. Семейная память. Преемственность в семье

Почему важно знать историю своей семьи. Возможность осмысления уроков истории и задач рода, семьи и отдельных ее членов. Проблема нравственной и духовной преемственности в семье. Ответственность перед родом.

Изучаем историю своей семьи. Семейный архив. Семейные реликвии и домашние святыни. История семьи в преданиях и воспоминаниях.

Летопись семьи в старинных и современных фотографиях. Семейный фотоальбом. История страны в истории семьи.

Тема 3. Модель воспитания в дореволюционной России.

 Воспитание в царской России. Система ценностей современного россиянина. Система ценностей семьи. Любовь как основная ценность семьи. Семья как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Семья как носитель социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей. Влияние родственных отношений и связей на раскрытие лучших качеств и свойств ребенка, на развитие души. Духовное единение семьи. Супружеская совместимость как главный показатель сохранения ценностей семьи. Кризис и пути возрождения духовных основ семьи. Роль религии в формировании духовных ценностей семьи. Семейная политика государства.

Тема 4. Семья и современный подросток.

Ознакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей 11-12 лет; рассмотреть влияние родителей на формирование «Образа Я» подростка.

Психологические и физиологические особенности детей 11-15 лет. Социальные отношения подростков. Формирование системы ценностей в возрасте 11-15 лет. Особенности общения подростка со сверстниками. Участие в общественно необходимой работе. Формирование «Образа Я» подростка. «Чувство взрослости». Самосознание подростка. Особенности поведения подростка.

Тема 5. Здоровый образ жизни в подростковом возрасте. Определить значение семьи в формировании здоровья школьника, здорового образа жизни подростка. Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка. Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

 Тема 6. Книга – залог успешности семейного воспитания.

Что и как читают наши дети? Проблемы сегодняшнего чтения. Книжный идеал – «за» и «против».

Круг семейных интересов в литературе. Личные предпочтения родителей в выборе литературы и их роль в формировании читательских интересов детей. Что делать родителям, если ребенок не проявляет интереса к чтению? Методические рекомендации по подбору литературы для детского чтения в семье. Знакомство родителей с произведениями, посвященными теме семьи в русской литературе.

Тема 7. Досуг в семье. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по организации досуга учащихся

Основные принципы организации досуга детей в семье и образовательном учреждении,  как одного из видов воспитательного педагогического процесса: добровольность, свободный выбор рода занятий, ориентация на интересы детей и их склонности, взаимообучение общественно полезной направленности. Организация детского труда на разных возрастных этапах. Роль родителей в организации досуга детей в семье и школе.

Тема 8. Детское общественное объединение.

Ознакомить родителей с привлекательностью создания детских общественных объединений, участия в них самих детей. Детское общественное объединение как социальный институт. Деятельность детских общественных объединений. Как создается детское общественное объединение. Как взаимодействуют детские общественные объединения и образовательные учреждения. Крупнейшие детские общественные объединения, действующие в Российской Федерации. Перспективы развития детского движения в России.

Список литературы:

  1. Венгер, А. Мы и наши дети /А. Венгер // Отечественные записки. – 2004. – №3. – С. 7-16.
  2. Верч, Дж. Голоса разума. Социокультурный подход  к  опосредованному действию / Дж. Верч. – М.: Тривола. 1996.
  3. Вершинин, В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики / В. Вершинин // Нар. образование. – 2002. – №6. – С. 170-174.
  4. Вершинин, В. Робинзоны и Пятницы в семье со среднем достатком. Об особенностях семейной дидактики / В. Вершинин // Нар. образование. – 2002. – №7. – С. 157-160.
  5. Кон, И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003.
  6. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Корнетов, Г.В. Современная педагогика в поисках гуманитарной парадигмы / Г.В. Корнетов // Новый педагогический журнал. – 1996. – №1. – С. 21-22.
  8. Корнетов, Г.В. Феномен образования и его педагогическая интерпретация / Г.В. Корнетов // Тр. кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. – М., 2001. – Вып. 3. – С. 5-27.
  9. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М.:Политиздат,1999.
  10. Краевский В.В. Воспитание или образование? / В.В. Краевский //Педагогика. – 2001. – №3. – С. 3-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная гостиная (родительское собрание)

Родительское собрание в форме семейной гостиной.Цель: коррекция взаимоотношений, формирование взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя....

Мастер-класс «Семейная гостинная» как средство формирования культуры детско-родительских отношений»

Детско-родительские встречи – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимани...

Родительская гостиная. Способы разрешения конфликтов с подростками (8 классы).

Презентация для родителей 8-классников по способам решения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях со своими подростками....

Родительская гостиная "Как общаться с подростком?" (7 классы).

1. Что же происходит с нашими подростками в этот период? Что происходит с нами (родителями), когда наши дети становятся подростками? Алгоритм бесконфликтного общения с подростками.2. Почему подростки ...

Родительская гостиная "Современный рынок труда. Правильно выбираем профессию" (8-е классы).

Как помочь ребёнку выбрать профессию? В чём заключается роль родителей? Как сделать жизнь детей счастливой и успешной?...

Родительская гостиная. Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (10 класс)

Классикой в профориентации можно считать модель выбора профессии. Её упоминают практически в любой статье, в любом выступлении на тему профориентации. Данная презентация основана на трех китах в модел...

Доклад «Родительская гостиная для мамы ребенка с выраженными нарушениями развития»

Материал был подготовлен и представлен 10 апреля 2018 г. в ТО "Тимирязевское" ГБУ ГППЦ ДОгМ в рамках встречи участников проекта "Родительская гостиная"...