Речевая готовность первоклассников
презентация к уроку на тему

Гранкина Анастасия Александровна

Практикум для родителей при поступлении ребенка в 1 класс. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Речевая готовность первоклассников (Практикум для родителей) учитель-логопед МБОУ «Лицей № 9» г.Белгорода Гранкина А.А.

Слайд 2

ПЛАН 1 . Что такое речевая готовность ребёнка к школе? 2. Дисграфия и причины возникновения специфических ошибок на письме. 3 . Родительский практикум: как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Слайд 3

Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, мыслительные операции, оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер. Значит речь служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.

Слайд 4

Нарушения речи бывают двух видов : нарушения устной речи (как ребенок говорит ); нарушения письменной речи (как он пишет). Письмо – это сложный процесс, в котором участвует не только рука, но и все отделы головного мозга: лобные доли, височные, теменные и затылочные . Значит , письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Слайд 5

Сформированность устной речи, которая включает в себя: Слуховое восприятие и слуховую память. Звуковую сторону речи. Функции языкового анализа. Лексическую сторону речи (словарный запас). Грамматическу ю сторону речи. Связную речь. Сформированность высших психических функций Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. ЧТО ЖЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ?

Слайд 6

Таким образом, речевая готовность первоклассника является необходимым условием развития письменной речи, так как письмо является отражением устной речи.

Слайд 7

На что нужно обратить особое внимание родителям первоклассника ! - если Ваш ребенок левша. - если он - переученный левша. - если Ваш ребенок посещал логопедическую группу. - если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. - если в семье говорят на двух или более языках. - если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу.

Слайд 8

Что же такое дисграфия ? Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма , проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева )

Слайд 9

Пример ошибок

Слайд 10

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников? Вот несколько игр и упражнений, в которые родители могут поиграть дома со своими детьми : Упражнение "Пишем вслух " Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием изученных орфограмм. Упражнение «Волшебный диктант » ( Если ребёнок пропускает буквы) Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му , чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

Слайд 11

Упражнение "Корректурная правка ". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

Слайд 12

Упражнение «Словесный мяч". Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: « автобус – слон – носки и т. д .» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй. Игра «Заколдованные слова» Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово. Сапохар , пераченье , хадулва , васуренье , пинарожки , сугрохари , грукрыши , кабрыкао , балиранки . « Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Слайд 13

Упражнение «Весёлый мультфильм » (Если ребёнок делает ошибки в словарных словах ). Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: к о рабль , к о р о ва , лес т ница , к о рзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете . Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов. Игра «Пропавшие слова» Тишина царит в дремучем … Умолкли … Вот-вот начнется … . Игра «Закончи предложение » Барсик залез на дерево, которое …….. Барсик залез на дерево, потому что …… Барсик залез на дерево, где ………….

Слайд 14

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей ; Конструирование фигур из спичек, палочек ; Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные »). Рекомендации Упражнения для развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений

Слайд 15

Несколько советов родителям : 1 . Как можно чаще играйте с детьми в ролевые игры. 2. Если ребенку задали на дом много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и приведет к нежеланию учиться, а также увеличит количество ошибок. 4. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше упрекайте в неудачах.

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....

Речевая готовность к школе будущих первоклассников

В статье даны практические рекомендации для родителей будущих первоклассников....

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.

Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...

Родительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"

одительское собрание "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками  при обучении чтению и письму"...

Речевая готовность будущего первоклассника

Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной про...