В чем секрет успеха?
консультация на тему

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Эффективность работы зависит от степени  осознанного  включения родителей в совместный с учите­лем-логопедом коррекционный процесс. 

Сроки преодоления речевых нарушений зави­сят от степени сложности дефекта, возрастных и индиви­дуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, за­интересованности и участия родителей в коррекционной работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чем секрет успеха?

                                  «Не чудо, а великий труд лежит в основе исправления

                                    речевого дефекта».          Е.Ф. Рау

         

          В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с дефектами звукопроизношения и других речевых нарушений. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого  развития является наиболее актуальным.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Эффективность работы зависит от степени  осознанного  включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс.  Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. В таком случае  обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Признание приоритета семейного воспитания требует  взаимодействия и сотрудничества семьи и учителя-логопеда . 

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители.
Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци — руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.
 Л.С. Выготский  отмечал, что в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.
            Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, а также «богатства» органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и что не маловажно  от воспитания то есть  от того или иного осознанного направления, придаваемого этому процессу.

Вовлечение родителей в совместную  деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития  собственного ребенка.

«Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятиях.

Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной  дефектов произношения, или искажения звуков.
          Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут и логопед и педагоги-воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

                                                  С чего начать?

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками:
— обратитесь к врачам-специалистам (на консультацию);
— систематически и аккуратно выполняйте с ребенком домашнее задание учителя-логопеда;
— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
— не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
— соблюдайте точность и поэтапность в выполнении заданий;
— постепенно переходите от простого к сложному;
— вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь. Вырабатывайте у ребенка навык самоконтроля;
— постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
— учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
— совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
— согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
— помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
— верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в успехе;

— не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
— не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
— работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);
— если  вы имеете дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком:

—помните, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;
—дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата(возможно, вам нужна консультация(ортодонта).

Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:
— отличать правильное произношение от дефектного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;
— оценивать качество произносимых в собственной речи звуков;
— узнавать и различать звуки.
         У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая основа речи (достаточно развитые восприятие, внимание, память, мышление и другие психические процессы), которая способствует формированию готовности к успешному обучению в школе.

Будьте терпеливы и доброжелательны, верьте в свои силы, и у вас все получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой секрет для маленькой компании, или задачи шифровки и дешифровки сообщений

Урок-погружение в проектную деятельность. К сожалению, ограничения на объем загружаемых файлов не позволяет добавить видео с фрагментом фильма Затмение более лучшего качества...

Презентация к уроку литчтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация создана для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" к теме "О настоящем о ненастоящем богатстве"....

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Секреты осеннего леса. Сравнение.

Это второй урок-практикум из серии «Изобразительно-выразительные средства языка» в 5 классе. Научность и глубина излагаемого на уроке теоретического материала сочетается с увлекательной формой подачи ...

Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Секреты орфографии"

Программа, аннотация, пояснительная записка, учебно-тематический план к элективному курсу по русскому языку для учащихся 9 класса. Автор: Дунаевская И.А. Курс рассчитан на 34 часа....

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...