Интерактивная экскурсия "Памяти предков будем достойны"
материал на тему

Колосова Елена Михайловна

Интерактивная экскурсия "Памяти предков будем достойны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnoe_zadanie_2.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная экскурсия «Памяти предков будем достойны»

Выполнила: Колосова Елена Михайловна

Методист

МБУДО «ЦДиЮТТ «Патриот»

Пояснительная записка

В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Без знания прошлого своего Отечества у народа не может быть настоящего и будущего. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек. Но и она бывает ненадежна, события текущей жизни вытесняют из нее прошедшее. Музей позволяет сохранить то, что мы еще помним, и передать это детям и внукам.

 Интерактивная экскурсия «Памяти предков будем достойны»  направлена на вовлечение  воспитанников в поисково-исследовательскую работу по изучению истории  своей семьи и Отечества в целом.   Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

 Экскурсии в   музей Центра «Патриот» вносят достойную лепту в воспитание патриотизма  обучающихся и помогают воспитывать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывают истинные ценности семьи, нации и Родины. Привлекая родителей к сбору информации о родственниках – ветеранах и тружениках тыла, мы укрепляем семейные связи, позволяем почувствовать гордость за своих родных и близких людей. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды.

Сценарий  открытого мероприятия

Интерактивная экскурсия «Памяти предков будем достойны».

Форма мероприятия: интерактивная экскурсия.  

Цель: Развитие активности и инициативы подрастающего поколения по изучению истории своего  семьи и Отечества через участие в музейной и поисковой работе.

Задачи:

  1. Расширить знания  обучающихся о Великой Отечественной войне и Сталинградской битве, как её переломном моменте.
  2. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми посредством сбора информации о родственниках – участниках войны и тружеников тыла.
  3. Укрепление связей между родителями обучающихся и Центром «Патриот».
  4. Воспитывать уважение к старшему поколению, чувство патриотизма и любви к Родине.

Количество участников: 20 человек (обучающиеся Центра детского и юношеского технического творчества «Патриот» и их родители)

Место проведения: музейный комплекс Центра «Патриот», зал «Сталинградская битва»

Оборудование:   карта «Великая Отечественная война», музейные диорамы: Ремонт техники перед Сталинградским сражением. Хутор Елхи – немецкое наступление на Сталинград. Битва за Сталинград. Экспонаты, найденные поисковым отрядом «Самотлор».

 

План мероприятия:

        

  1. Подготовительный этап .

Обучающимся дается задание, вместе с родителями подготовить сообщение о родственниках – участниках войны и труженниках тыла. Приветствуется рассказ с фото, семейной реликвией,  экспонатом того времени.

  1. Сбор всех участников в зале «Сталинградская битва».
  2. Интерактивная экскурсия по залу «Сталинградская битва».
  3. Представление детьми и родителями подготовленных материалов.
  4. Подведение итогов.        

Ход мероприятия

  Здравствуйте!

 Мы  с  вами  находимся  в  музее  Центра  детского  и  юношеского   технического   творчества «Патриот».

Здесь  собраны  священные  реликвии,  отражающие  героическое  прошлое  нашей  Родины.

       Наш  музей  был  открыт  в  канун Победы  -  9  мая  2006  года.  Хочу  спросить  вас: «Когда  началась Великая  Отечественная  война?»

Правильно – 22  июня  1941  года  началась  самая  кровопролитная,  самая  страшная  война  не  только    20  века,  но  и  всей  истории  человечества.  Вероломно,  без  объявления  войны,  полчища  немецко – фашистских    захватчиков  вторглись  в  нашу  страну,  неся  смерть  и  разрушения.

  Фашисты  планировали  всю  территорию  Советского  Союза  до  Урала  сделать  провинцией  третьего  Рейха  и  заселить  немцами.  А  необъятные  просторы  Урала,  Сибири,    где  мы  сейчас  живём,  Дальнего  Востока  отдать   японцам.

         Летом  1942  года  немецкая  армия   получила  приказ   захватить  Донбасс,  Кубань,  Поволжье  и  Кавказ  с  целью  обеспечения  армии  дополнительными  ресурсами:  углём,  нефтью,  продовольствием.  А  затем,  разгромив  силы  Красной  армии,  возобновить  наступление  на  Москву.

        Серьёзной  причиной  на  пути  продвижения  немецких войск   к  нефтеносным   районам  стал  Сталинград.

         К  середине  июля    1942  года  немцы  прорвались в  большую  излучину Дона.

Хутор Елхи….

Началась  Сталинградская  битва,   длившаяся  200  дней  и  ночей  и  столкнувшая  на  площади  в  100  тыс.  квадратных  километров  более  двух  миллионов  человек.  Её  оборонительный  период   начался  17  июля  1942 года  и  продолжался  до  18  ноября  1942.

    Чтобы  остановить  продвижение  германских  войск  на  Сталинградском  направлении  в  полосе  шириной  более  500 километров,  12  июля  1942  года  Ставкой  ВГК  был  создан  Сталинградский  фронт  под  командованием  Маршала  Советского  Союза  С.К.Тимошенко  (с  конца  июля  по начало    августа  - генерал-лейтенанта  В.Н.Гордова).  Членом  Военного  совета  был  Н.С.Хрущёв.  В  состав  фронта  вошли  62-я,  63-я  и  64-я  армии  из  резерва  Ставки,  а  также   21-я,  28-я, 38-я, 51-я, 57-я  общевойсковые  и 8-я  воздушная  армии. С 17 июля  оборонительные  бои  развернулись  на  дальних  подступах  к городу,   на рубеж  в  среднем  течении  Дона.

       30 июля  Гитлер  переподчинил  группе   армий  «Б»   4-ю  танковую  армию  генерала - оберста  Германа  Гота  и  приказал  ему  повернуть  с  кавказского направления  для  наступления  на  Сталинград  с юга.   После  прорыва  частей  Гота  к  посёлку  Котельниковский  полоса  обороны  Сталинградского  фронта  возросла  до  800  км.  В связи  с  этим  7 августа  из  его  состава  был  выделен  новый  Юго-Восточный фронт.  Командовать  фронтом  Сталин  назначил  генерал-полковника  А.И.Ерёменко,  подчинив  ему  через  

несколько  дней    и  Сталинградский  фронт.  В  состав  Юго-Восточного  фронта  вошли 64-я,  57-я, 51-я, 1-я  гвардейская  армии.  А  затем  ещё  две:  62-я  общевойсковая  и  8-я  воздушная.  В  начале  ноября  Гитлер  хвастливо  заявил: «Сталинград  уже  в  наших  руках».  Подгоняемый  фюрером,  Паулюс  предпринял  11 ноября последнюю  отчаянную  попытку  полностью овладеть  городом.  Части  его  армии  прорвались  к  правому  берегу  Волги  южнее  завода  «Баррикады»,  но  большего  немцам достичь  не  удалось.

         Экскурсовод  приглашает посетителей музея  пройти  к  диораме  «Сталинградская  битва».  

Сейчас  вы  видите  часть  города.  Вот  так  он  выглядел  в  дни  сражений.

        Командование  поставило  перед  советскими  войсками  задачу:  каждый  окоп  превратить  в  опорный  пункт,  каждый   дом  -  в  неприступную  крепость. Такой    неприступной  крепостью  на  этой  площади  стал  «Дом  Павлова».

                             

    Вечером  27  сентября  1942-го года  Я.Ф.Павлов  получил  боевое  задание  командира  роты  лейтенанта Наумова  разведать  обстановку в  4-х  этажном  здании,  выходящем на  площадь  9-го  января (центральную  площадь  города)  и  занимавшем  важное  тактическое  положение.  С  тремя  бойцами  (Черноголовом,  Глущенко  и  Александровым)  ему  удалось  выбить  немцев  из  здания  и  полностью  захватить  его.  Вскоре  группа  получила  подкрепление,  боепитание,  телефонную  линию.   Бойцы  приспособили  дом  к круговой обороне. За пределы  его  вынесли   огневые  точки,  к  ним  проделали  подземные  ходы   сообщения.  Саперы  со  стороны  площади  заминировали  подступы  к  дому.  Поставив  противотанковые,  противопехотные  мины.

    Вместе  со  взводом  лейтенанта  И.  Афанасьева  численность  защитников  дошла  до  24-х  человек.  Далеко  не сразу  удалось  прорыть  траншею  и  эвакуировать  мирных  жителей,  скрывавшихся  в  подвалах  дома.

          Фашистские захватчики  не  раз  атаковали здание,  пытались  разбить  его  артиллерией  и  авиабомбами.  Умело  маневрируя  силами  небольшого  гарнизона, Я.Ф.Павлов  избегал  больших  потерь  и  в  течение  58  дней (почти  2-х месяцев)  не давал врагу  пробиться  к  Волге.

 Газета  « Красная  звезда»  1-го  октября  1942 года  писала: «Каждый  день  гвардейцы  принимают  на себя   по  12-15 атак   вражеских  танков  и  пехоты,  поддерживаемых  авиацией  и  артиллерией.  И  всегда  они  до  последней  возможности  отражают  натиск  врага,  покрывая  землю  новыми десятками    и  сотнями   фашистских   трупов».

       Борьба за   «Дом  Павлова»  -  один  из  многих  примеров  героизма  советских  людей  в  дни  битвы  за  город.  Таких  домов,  ставших  опорными  пунктами,  в  полосе  действий    62-й  армии  было  более 100.  

       Обгоревшие  здания  с  пустыми  глазницами   окон  красноречивее  всяких  слов  расскажет  потомкам об  ужасах  войны.  О  том,  что  мир  был  завоёван дорогой  ценой.                                                                                                              

  23-го  августа    1942   года стал  поистине  чёрным  днём  в  истории  Сталинграда.  Во  второй  половине  дня  самолёты  4-го  воздушного флота  начали  массированную  бомбардировку города.  До  наступления  темноты  они  совершили  около  2-х  тысяч  самолёто - вылетов.

Экскурсовод  зачитывает    воспоминания,  командующего  фронтом  А.И.Ерёменко.

 По  свидетельству  командующего фронтом А.И.Ерёменко  «…  до  600  немецких  самолётов  обрушили  массированный  удар на  весь  город. Донесение  об  их  подходе  поступило  через 5  минут.  Чувствую, как сильно забилось  сердце,  как на лбу  выступили  капли  пота.  Мозг нестерпимо  засверлила  мысль:  вся  наша  авиация  в  воздухе,  но город  почти  беззащитен.  Через несколько минут  он  превратится  в  огненный  ад.  Целые  кварталы, прежде всего деревянных  построек,  мгновенно  исчезли. В  грохоте  разрывов  раскалывались  каменные  здания,  обнажая  изуродованные  железные  остовы,  в  огне  плавились  огонь  и  металл,  нефть  из хранилищ  хлынула  в  Волгу,  превратив  её  в  море  огня  и  взметнув до неба  огненные  языки  пламени и  чёрного  дыма.  А  по улицам,  ища  спасения,  метались  и  гибли от  осколков,  пуль,  огня  и  удушья тысячи  жителей  города:  женщин,  детей,  стариков.  Сердца  бойцов  сжимались  от  боли,  ум  не  мирился  с  невозможностью   предотвратить  мучения  людей,  ненависть  к фашистским  изуверам  потрясала  души…».

        Сталинград  в  эти  часы   и  в  самом  деле  больше  всего  напоминал ад.  Город  горел  так,  что на  расстоянии  20-ти  километров  от  него  ночью  можно  было читать.  Сколько  людей  погибло  в  этом  аду, не  знает  никто.  

         Ливень  бомб, снарядов,  мин плотно  закрывают  город.  Всё  горит.  Рушится.  Облако  кирпичной и  песчаной  пыли, дым,  копоть, сомкнувшись,  накрывают  кварталы.  Где-то  внутри  гремят  взрывы.  Они выбрасывают  в  поднебесье   снопы  искр,  фейерверки  пылающих головешек.  Улицы  выгорают  дотла.  

А  сейчас,  ребята,   обратите  внимание  на  эту  витрину.  Эти  вещи  были  найдены  нашими  поисковиками  на  Сталинградской  земле.

  Портупея  офицера Красной Армии.  А  это  очень  интересные  находки – стремена  лошади,  кусочки  сохранившейся  сбруи.

На  уроках  истории вам,  конечно,  говорили,  что наша  армия  была  укомплектована  конными  дивизиями.  Со  знаменитого  Парада   на  Красной  площади  в  Москве   7 ноября  1942  года  

Отважные  воины  уходили  прямо  на  фронт,  в  Сталинград,  откуда  многие  из  них  так  и  не  вернулись.

     А  это  уникальное  оружие  времён  Великой  Отечественной  войны – простая  стеклянная  бутылка.  Она,  в руках  наших  воинов,  несла  смерть  врагам  и  наводила  на  них  ужас.

Экскурсовод  рассказывает  о  подвиге  простого  солдата, остановившего немецкий танк  ценой  своей  жизни.

         Во  время  одного  из  наступлений,  предпринятых  гитлеровским  командованием,  совершил  свой  бессмертный  подвиг Михаил  Паникаха.  Было  это  так.

             Оборону  дивизии  атаковало    одновременно  около  70-ти  танков. Семь  из  них  прорвались  к  переднему  краю  883-го  полка  и  начали  крутиться  над  окопами.  Рядовой  1-й  роты  Михаил  Паникаха,  вооружившись  бутылкой  с  горючей  смесью,  пополз  навстречу  головному  танку.  Он  уже взмахнул  бутылкой,  чтобы  поразить  танк,  но  её  разбила  пуля.  Горячая,  мгновенно  вспыхнувшая  жидкость, залила  ему  голову,  плечи,  грудь.   Живой  человек  горел,   как  факел.  Но  не  сдавался!  Все  видели: он  догнал  танк,  прыгнул  на  корму,  разбил  вторую  бутылку  над  двигателем  фашистской  машины.  Танк  загорелся.  Так  погиб  наш  герой  Михаил  Паникаха.  

Пройдёмте  к  другой  витрине,  приглашает  экскурсовод.  Здесь  вы  видите  коробку для  пулемётного диска.  Может  быть,  именно  этим  пулемётом  отбивали  атаки фашистов воины  пулемётного  взвода  92-й  стрелковой  бригады.

Экскурсовод  зачитывает  воспоминания  участника  боёв  за  элеватор  командира  пулемётного  взвода  92-й  стрелковой  бригады  А.Хозяинова.

 

     Вспоминает  участник боёв  за  элеватор  командир  пулемётного  взвода  92-й  стрелковой  бригады  А.Хозяинов

«Но  вот  наступило  20  сентября.  В  полдень  с  южной  и  западной  сторон  элеватора  подошло  12  вражеских  танков.  Противотанковые  ружья  у нас  уже  были  без  боеприпасов, гранат  также  не  осталось ни  одной.  Танки подошли к  элеватору  с  двух  сторон  и  начали почти в  упор  расстреливать  наш  гарнизон.  Однако  никто  не дрогнул.  У  нас  оставался  один  ручной  пулемёт.  

        От  взрыва  в  куски  разрывался  бетон,  пшеница горела.  В  пыли и  в  дыму  мы  не  видели  друг  друга.                  

   Вскоре  из-за  танка  появились  фашистские  автоматчики.  Их было  около  150-200.  В  атаку  шли  они  очень осторожно,  бросая  впереди  себя  гранаты.  Нам  удавалось подхватывать  гранаты  на лету  и швырять  их  обратно.

      Бой   разгорался  внутри здания.  Мы  чувствовали  и  слышали  шаги   и  дыхание  вражеских  солдат.  Но из-за  дыма  видеть  их  не  могли.  Бились  на  слух».

   Линии  фронта  в  традиционном  понимании  не  существовало,   как  не  существовало  и  нейтральной полосы.

Главным  оружием стали  пистолет,  пулемёт  и  гранаты.  Здесь  стреляли  в  упор,  дрались  штыками,  прикладами.  Сапёрными  лопатками.  Кусками  кирпича,  просто  голыми  руками.

23-го  ноября    1942  года  соединения  Юго-Западного  и  Сталинградского  фронтов  встретились  в  районе  города  Калача,  завершив  тем  самым  окружение  6-й  полевой  и  4-й  танковой  армий  противника.  Исчерпав  все  возможности    сопротивляться,  нарушив  приказ  фюрера,  2 февраля 1943  года  остатки  6-й  армии  во  главе  с  генерал-фельдмаршалом  Паулюсом  сдались  в  плен.  Сталинград  стал  крупнейшим за  три  года  поражением  Вермахта.  В боях  за  Сталинград  Вермахт  потерял  убитыми,  раненными  и  пленными около  1,5  млн. человек.  В  Германии  был  объявлен государственный   траур.                  

   От  Сталинградского  удара  Вермахт  так  и  не  смог  оправиться.  

Экскурсовод   приглашает  ребят  снова подойти  к  диораме  «Сталинградская  битва».

              Военная статистика  подсчитала,  что  за  время  битвы  в Сталинграде противник  израсходовал  снарядов,  бомб,  мин  в среднем  около  100  тысяч  штук  на  каждый  километр  фронта,  или  соответственно  100  штук  на  метр.

 Трудно  переоценить  значение  Сталинградской  битвы.  

Её  влияние  на  ход  не только  Великой  Отечественной,  но и  второй  мировой  войны  в  целом.  По своим  масштабам  и  ожесточённости  она превзошла  все  сражения  прошлого.

     В  сражении  на  территории  почти  в 100  тысяч  квадратных  километров  участвовали  более  двух  миллионов  человек,  огромными  были  и  потери  противоборствующих  сторон.

   Окружение  и  пленение  такого  значительного  количества  войск  Германии  и  союзников  Рейха  уже  тогда   по  достоинству  оценили современники.

А  сейчас,  мы  подойдём с  вами  к  самой  ценной  на  наш  взгляд   витрине.  В  ней  находятся  личные  вещи  наших солдат.  

Об  этих  вещах  можно  рассказывать  бесконечно.  Каждый  из  этих  экспонатов  имеет  свою историю  и  несёт  в  себе  боль и  трагедию   этой  страшной  войны.  Многие  из  них  найдены  среди  останков  погибших,  а  на  некоторых даже  была  видна   запёкшаяся  кровь  убитых  воинов.  

      Каска  советского  воина, саперная лопатка,  опасная бритва,  мыльница,  зажигалка.

Экскурсовод достает заранее приготовленную саперную лопатку и предлагает родителям и детям «попробовать» ее на вес, рассмотреть, рассказывая в это время как с помощью таких лопат, солдаты копали окопы, укрытия и т.д.

Затем  предлагается примерить солдатскую каску, разумеется не экспонат, а современный вариант каски времен второй мировой войны.

А  вот,  пожалуй, самый  дорогой  предмет,  найти который  мечтает каждый   поисковик.  Это -  смертный  медальон.  Всего  поисковики  нашли  20  таких  медальонов. Читаемыми  оказались  только 4.  

 А сейчас уважаемые ребята и взрослые давайте вспомним о ваших близких –  родных, истории о которых Вы для нас подготовили.

Выступление родителей и детей с подготовленными сообщениями.  

Мы предлагаем Вам разместить эти ценные для Вас экспонаты в нашей экспозиции.

 Завершая нашу экскурсию  хочется ещё  сказать,  что  на  Руси  издавна  существовала  традиция  чтить  память  погибших  воинов  минутой  молчания.  Давайте  и  мы  с  вами  помолчим  минуту  в  память  о  тех,  кто  не  пришёл  с  полей  сражений, дав  тем  самым  шанс  жить  нам.

Экскурсовод объявляет  минуту  молчания.

   

После  экскурсии  экскурсовод  благодарит  собравшихся  за внимание.  

Поведение итогов.

Экскурсовод предлагает родителям и детям обменяться мнением о прошедшей экскурсии. Предлагает    оставить  свои  пожелания в  «Книге  отзывов», приглашает на общую фотографию.

Список источников

А.Панин ,Сталинград. Забытое сражение ,2005 г.

А.Панин Сталинград. Цена победы, 2005 г.

Х.Шретер Сталинград. Великая битва военного корреспондента,  

М.Центрополиграф, 2004г.

История второй мировой войны 1939-1945 г. Москва,1974г.

Военное издательство министерства обороны СССР.

Великая отечественная война 1941-1945 г. Книга для чтения в 2 частях.

Москва, Олма-пресс, 2005

Вторая мировая война. Итоги и уроки. Москва, военное издательство,

1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Памяти павших будем достойны!».

Памяти наших прадедов, дедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается. Не дают уснуть нашей памяти и предать забвению самое страшно...

Социальный проект "Пямяти павших будьте достойны"

Представлен отчет социального проекта , реализованного в МОУ СОШ № 38 (7а и 11 классы)...

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

Урок мужества "Памяти дедов будьте достойны..."

Данный урок способствует формированию у учащихся целостного представления о героических и трагических днях обороны Москвы , о роли казачества при обороне столицы, приобщению их к исторической памяти н...

Классный час: Памяти павших – будьте достойны!

Тема классного часа «От героев былых времен...» выбрана не случайно. В феврале много дат, связанных с военным прошлым нашей Родины....