Главные вкладки

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    статья на тему

    Войтовская Елена Александровна

    ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

    Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

    Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

    Всему этому поможет научиться артикуляционная и артикуляционно- мимическая гимнастики (статические и динамические упражнения).

    Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

    §  Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

    §  Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

    §  Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

    Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    §  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым- научиться говорить правильно и красиво.

     

    Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

    Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

    Рекомендации к проведению упражнений:

    §  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? что делает язычок? где находится (вверху или внизу)?

    §  Статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время удерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.

    §  Динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно, иначе занятия не имеют смысла. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт.

    §  Сначала взрослый показывает упражнение - ребенок повторяет, затем делает вместе  с  показывающим.

    §  Все упражнения выполняются  естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

    §  Если какое – то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, чистым пальцем или ватной палочкой.

    §  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) от 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

    §  На одном занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.

    §  Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

    §  К детям 4-5 лет требования повышаются:  движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

    §  В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без  изменений.

    §  Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

    Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной,  хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx2.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родителям на заметку. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

    Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органо...

    Консультация для родителей "Зачем нужна артикуляционная гимнастика?" + презентация

    Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика не столь важное и нужное занятие, однако это не так......

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика

    Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р],  его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократ...

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения....

    Буклет на тему: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

    Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

    БУКЛЕТ Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

    Информация для родителей и педагогов ДОУ...

    буклет "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

    В буклете представлены упражнения артикуляционной гимнастики...