Заседание семейного клуба "Азы нравственности"
план-конспект на тему

Торгова Людмила Николаевна

Заседание семейного клуба в дошкольной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azy_nravstvennosti_razrabotka.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Азы нравственности»

Заседание семейного клуба «Огонёк души» в дошкольной группе «Ромашка»

Предварительная работа:

  • Подготовить раскладушку с мудрыми словами о воспитании.
  • Подготовить памятку для родителей «Искусство воспитывать»
  • Провести анкетирование родителей на тему, которое поможет определить знания родителей по вопросам данной темы
  • Исследовать  микроклимат семьи

Оформление:

Плакаты: 

  1. Нравственность – это разум сердца.
    Г. Гейне
  2. Ребёнок- зеркало семьи; как  в капле воды, отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А.Сухомлинский
  3. Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. (Теодор Рузвельт)

Оборудование:

  • Презентация
  • Компьютер
  • Проектор
  • Чистые листы бумаги
  • Маркеры
  • Доска
  • Рисунок солнца, лучики
  • Заготовки желательных и нежелательных выражений
  • Видеоролик «Бьёт-значит любит»
  • Памятки для родителей

План проведения заседания

  1. Вступительное слово-
  2. Психологическая разминка «Улыбка»-
  3. Основная часть
  • Понятие нравственности
  • Роль семьи  в духовно- нравственном воспитании
  • Практическое задание «Нарисуйте дом»
  • Приоритеты развития и воспитания в разные периоды детства.
  • Тестирование родителей «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»
  • Методы и средства нравственного воспитания:

- личный пример;

-слово;

  • Игра «В лучах родительского солнца»
  • Методы и средства нравственного воспитания:

Домашний быт

Благополучный климат семьи

  • Практическое задание «Загибаем лист»
  • Методы и средства нравственного воспитания

Любовь

  • Просмотр видеоролика «Бьёт-значит любит»
  • Практическое задание «Желательные и нежелательные выражения»
  1. Подведение итогов
  2. Видеонарезка
  3. Рефлексия
  4. Раздача буклетов

                                             

Цель:

  • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребёнка в семье.
  • Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества

                                                                                                                                                                                        Ход мероприятия:

1.Вступительное слово                         

 Точка, точка, запятая , минус
… рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик -                                                                                                                                  
Получился человечек:
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали - только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет ЧЕЛОВЕК.
 

Здравствуйте уважаемые родители!   Я очень рада вас видеть. Спасибо за то, что вы пришли на эту встречу.   Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком.

Сегодня поговорим о нравственности

Тема нашей  встречи «Азы нравственности» Слайд 1.  

II.

Психологическая разминка «Улыбка»  

С каким настроением вы сегодня пришли сюда?    Мне хочется, чтобы у вас у всех было хорошее настроение.

 Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева.

Спасибо. Надеюсь что теперь у всех хорошее настроение.

 

III.

Коль тема нашей встречи «Азы нравственности» ответьте, пожалуйста на вопрос

- Какие нравственные качества присущи человеку?

(Форум родителей)

-Молодцы, правильно.

 (Это, наверное, доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)       Слайд 2.

- А какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

На этот и другие вопросы вы отвечали в анкете.

Что же у нас получилось? Слайд 3

Нравственные качества

Процент выбора

Доброта

Честность

Отзывчивость

Сочувствие

Сострадание

Щедрость

Любовь

Дружелюбие

Бескорыстие

Гуманность

Патриотизм

Никакие не нужны

(Анализ анкет для родителей)

Так что же такое нравственность? 

 В словаре С.И. Ожегова мы читаем- Нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках 

Слайд 4

Итак, правила… важны ли они?

Задание для родителей: на листе бумаги нарисуйте здание (родители рисуют, а ведущий не согласен и поправляет их).

Нет, не правильно. Здание должно быть объёмным. Теперь вы попробуйте.

 Нет, не правильно. Окна должны быть арочными. Теперь вы попробуйте.

Нет не правильно. Двери нет.

Никто не справился с моим заданием. Почему? Мы не определили правила рисования здания. Правила нам необходимы в любой деятельности, а уж в воспитании тем более, да и в жизни в целом.

Слайд 5

Какие жизненные правила возьмёт для себя ребёнок и где получит азы нравственности? Кто формирует образ мыслей ребёнка с самого детства, какая среда влияет на его нравственные поступки, поведение?

 Слайд.5

Семья.

Семья- это основа нравственного воспитания, именно в ней формируются нравственные приоритеты. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, формируются семьёй и в семье.

Слайд 6

Вот послушайте, как Патриарх всея Руси Кирилл говорил о ценности семьи «… история рода человеческого началась с семейных отношений. Семья была призвана формировать человеческую личность, развивать в человеке божий образ, содействовать такому умственному, нравственному, духовному, физическому развитию человеческой личности, которое обеспечивало бы поступательное развитие всей человеческой цивилизации…». Семья действительно,- колыбель человечества: и человек как личность, и весь род человеческий формируются в семье. Что происходит в семье, то проецируется на жизнь общества и всей человеческой цивилизации.

Таким образом, семья-это основа формирования личности. И  действительно, ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по - своему реагирует на него.

Было проведено исследование семейного микроклимата. И  у нас получилось, что    % ребят радостно ощущают себя в семье, что очень хорошо.

Слайд 7.Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. В которой бы дети имели возможность отзываться на все доброе, прекрасное, выказывать сочувствие, приходить на помощь друг другу, грустить радоваться. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на становлении нравственного мира ребенка.

Слайд 8

(картинка все начинается с детства)

Чтобы понять, где истоки нравственности берут начало, проследим как развивается ребенок, рассмотрим приоритеты развития ребенка в разные периоды детства.

Каждый человек обладает даром свободы выбора, но чтобы им воспользоваться, он должен впитать, пережить то, что будет выбирать. И вот ребенок сначала живет взглядами родителей на то, что хорошо, и что плохо. До трех лет ребенок очень сильно связан с матерью, и матери дана удивительная и уникальная способность любить своего ребенка. Поэтому главной задачей этого нежного возраста является запечатление любви. Дети обретают базовое доверие к жизни, к миру, если в достаточной мере окружены любовью и лаской. Период запечатления любви заканчивается пробуждением личностного самосознания ребёнка.

После 3 лет ребенок несколько отходит от матери и открывается для общения с внешним миром. Именно в этом возрасте воспитывается привычка к делам милосердия – трудится не для себя, а для других. Воспитание привычки к труду соответствует русским культурным традициям. Раньше уже с 5 лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелёгкой работе. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Замечено, что выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству обеспечивает ребенку заслуженную радость. Именно в этом возрасте дети проявляют инициативу, пытаясь помочь взрослым в их трудах. Если же инициатива не будет поддержана, она практически никогда уже не повторится.

Шестилетний ребенок начинает осознавать свои переживания, он учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, развивается способность к сочувствию. Необходимо обращать внимание на порой незначительные попытки ребенка проявлять сочувствие, поддерживать его добрые намерения. Именно сейчас ребенок переживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть детской душе. Благородные поступки детей, пусть даже незначительные, необходимо замечать и оценивать.

Слайд 9.

Мария Монтессори сказала- «Дети даны нам на время, и от нас зависит какими они вырастут» Да увы! У родителей совсем немного времени, чтобы сформировать нравственные представления у своего ребёнка. Мы часто говорим «он еще маленький- ничего не понимает». И в этом наша большая ошибка. И тут встаёт вопрос. Как воспитать в ребёнке нравственные качества то есть нравственное воспитание? Как сделать так, чтобы ребёнок хотел соблюдать моральные нормы?

Слайд 10.Предлагаю сначала определить ваш стиль воспитания ребенка в семье.

(Тестирование родителей «Мой стиль воспитания ребёнка в семье»)

Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы. Выбранный ответ можно обвести кружочком или отметить галочкой Как вам будет удобнее.

Слайд 11.

За каждый ответ проставьте баллы и сосчитайте сколько будет всего.

Слайд12.Определите свой стиль и сделайте выводы.

Задумываясь о будущем, мы задаем себе вопрос, что же ждет «завтрашних» наших детей, какие испытания приготовит им время. Мы не сможем защитить от будущих невзгод наших детей, но мы просто обязаны дать тот нравственный стержень, который может выстоять и победить.

Слайд13.

 Передать родители могут только то, чем обладают сами. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что – то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило – прежде, чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными, но они должны всегда работать над собой и тогда ребенок наблюдая это, будет на это опираться, подражая родителям.

Слайд 13.2

Личный пример- это один из методов воспитания нравственных качеств.

Слайд. 13.3

Слово-это тоже один из методов воспитания . Это и наши слова, обращенные к детям, это и литература, это и беседы с детьми. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. У ребенка еще плохо развито внутреннее зрение, его образ себя строится извне: рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Ребенок ждет от нас подтверждения, что он хороший. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви у ребенка складывается ощущение «со мной в порядке», «я - хороший». Душевная копилка ребенка работает непрерывно и очень важно, что мы в нее бросаем.

Игра «В лучах родительского солнца»

Представьте что в центре солнца вы. Теперь подумайте и запишите на лучах солнышка, которые лежат у вас на столах ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребёнка, как солнце согревает землю, как я проявляю к нему свою любовь, какие слова одобрения говорю».

(обнимаю, целую, зайчик мой, солнышко, радость моя, ты мой хороший, рыбка, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребёнка, как ласково называю

Используйте любое время для бесед с детьми, для предмета обсуждения используйте любые ситуации, примеры из литературы. Научите различать добро и зло, разъясняйте вред распущенности, лжи, учите любить свой дом, свою семью, добрых людей.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребёнок. Даже если и один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

«Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребёнку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий, помните, что у вашего ребёнка кроме тела, есть ещё и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребёнка внесёте в его душу страшный вирус, вирус безнравственности»

Продолжаем искать ответ на вопрос: Как воспитывать? Вы видите на слайде ещё методы воспитания … Это всё методы которые вы должны применять ..

Слайд 15.(Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье).

Ваш ребёнок должен твёрдо усвоить этот закон.

Главное средство воспитания это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение их ваших поручений. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя и для всей семьи. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Большое внимание на ребенка оказывает климат семьи. Слайд 16.

Семейный климат меняется, чередованием "солнечных и пасмурных дней". Главное - как проживают эти дни все члены семьи.  Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным. Слайд 17,18

(Практическое задание родителям «Загибаем лист»)

Возьмите листок бумаги.

Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержано.

Загибаем лист

При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребёнка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

(Вывод)

 Вы расправили листок, но на нём так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребёнка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Слайд 19.Нравственное воспитание держится на любви. Любовь родителей для детей становится светом в этом мире и смыслом их жизни и радости. Вне любви всякое воспитание является ложным, пустым, ничего не дающим.

Вашему вниманию предоставляется видеоролик посмотрев который сделайте свой выбор как должна жить ваша семья.

(Просмотр ролика «Бьёт-значит любит» (4мин.))

Существует 5 языков любви: Слайд 20

(слова поощрения,  время проведения вместе, помощь, прикосновения, подарки.)

Слайд 21.

«Для того, чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать»

При разговоре с детьми мы используем различные выражения. Некоторые из них выписаны на листочках 

Практическое задание родителям

 Ваша задача распределить выражения на желательные и нежелательные

Делай, что хочешь, мне все равно.

-Ты как всегда…

-И в кого ты такой уродился?

-Вот я в твое время…

-У всех дети как дети, а ты?

-О чем ты только думаешь?

-Что ты ко мне пристал…

-Сколько раз надо повторять?

-Я тысячу раз тебе говорил…

Хорошо, что ты пришел…

-Я по тебе соскучилась…

-Давай посидим вместе…

-Как хорошо, что ты у нас есть.

-Ты мой хороший…

-Мне нравится, как ты…

-Ты, конечно, справишься…

-Чтобы мы делали без тебя…

-Ты меня приятно удивил 

Вот что у вас должно получиться Слайд 22,23

Я надеюсь, что теперь мы будем использовать только «желательные выражения».

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле
.


Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. При этом всегда нужно помнить слова А. С. Макаренко: «Ребенок - это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок.

 Садик — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.


Подведение итогов 

Сегодняшняя встреча с вами подошла к концу.

Слайд

Пусть в деле воспитания вам всегда сопутствует успех, потому что вы и ваши замечательные дети этого достойны

 Желаю вам, чтоб и ваши семьи были такими же счастливыми (видеонарезка).

Хотелось бы верить, что наша встреча была полезной.

Предлагаю высказать родителям своё мнение о проведённом собрании

Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре.

 До свидание. (В заключении родителям раздаются буклеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

Семейные и нравственные ценности в древнерусской литературе на примере "Повести о Петре и Февронии"

Урок литературы в 7 классе об осмыслении необходимости семейных ценностей и бережного отношения к ним , осознания значимости семьи как основы общества....

Сценарий заседания семейного клуба «День Матери – праздник любви и благодарности».

Цели:поднимать социальную роль и статус женщины-матери в обществе;воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помогать им;помочь детям через игру вступить в реальную жизнь, а мамам отвле...

заседание семейного клуба

Заседание семейных  клубов 5 и 1 классов, посвященное 8 марта...

Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...