Родителям на заметку
статья по теме

Семенычева Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:

Информация по  использованию светоотражающих элементов школьниками

http://www.rybnoe.net/_nw/17/s43442667.jpg

Пешеходы - это самая незащищенная категория участников движения. Что касается детей-пешеходов, то, несмотря на то, что число погибших детей сократилось, каждый тринадцатый пострадавший в ДТП - это по-прежнему ребенок.

В тех странах, где использование светоотражающих элементов на детской одежде введено в обязательном порядке, детский травматизм на дорогах снизился в 6 — 8 раз. Это очень важное достижение, ведь фликер — не просто блестящий значок, делающий пешехода заметным. Он формирует определенную психологию, призывающую человека быть осторожным.

Ведь даже цвет одежды влияет на безопасность. Для пешехода очень важно быть «видимым». И не все родители это понимают, выбирая «практичные» темные тона. А ведь это делает пешехода практически незаметным, особенно в пасмурную погоду, в сумерки. И большинство наездов транспорта на пешеходов происходят именно из-за плохой видимости пеших людей. Это особенно часто случается на плохо освещенных улицах городов, пригородов, вне населенных пунктов. Нередко случаи, когда из-за действий такого пешехода-невидимки, происходят столкновения транспорта или наезды его на различные препятствия.

Многие производители детской одежды заботятся не только о красоте и удобстве своей продукции, но и безопасности юного пешехода, используя светоотражающие элементы: рисунки на куртках, вставные полоски и т.д. При выборе следует отдать предпочтение именно таким моделям.

При отсутствии специальной одежды необходимо приобрести другие формы светоотражающих элементов, которые могут быть размещены на сумках, куртке или других предметах.

Применение световозвращателей (катафотов) пешеходами более чем в 6,5 раз снижает риск наезда транспортного средства на пешехода в темное время суток. При движении с ближним светом фар водитель замечает пешехода со световозвращающим элементом с расстояния 130–140 метров, когда без него – в лучшем случае с расстояния 25–40 метров. При движении с дальним светом он заметит пешехода на расстоянии до 400 метров.

Давайте обезопасим самое дорогое, что есть у нас в жизни – наше будущее, наших детей!



Предварительный просмотр:

Памятка по основам компьютерной безопасности для родителей

Эксперты по компьютерной безопасности разработали памятку для родителей, которая призвана защитить детей от сетевых угроз и сделать пользование Интернетом максимально полезным. Велосипеда специалисты не придумали, а рекомендации сводятся к очевидным и простым правилам. Впрочем, их не всегда удается соблюдать в реальной жизни.

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: 

· Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
· Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы. 

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: 

· Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. 
· Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. 
· Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms,— во избежание потери денег.
· Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать. 

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: 

· Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение с функциями "родительского контроля".
Информацию по данному вопросу можно почерпнуть на портале 
информационно-аналитического центра.

· Если ваш ребенок — учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете.
· Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. 
· Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. 
· Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

· Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. 
· Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

На 
компьютерном информационном портале специалисты обращаются к родителям: "Следует понимать, что подключаясь к Интернету, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет. Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Надеемся, что вы понимаете, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств вы сможете помочь вашим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников". На этом web-ресурсе можно ознакомиться с практическими советами по вопросу "безопасного Интернета".Памятка по основам компьютерной безопасности для родителей

Источник: http://school12.siteedit.ru/page91


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения

Слайд 2

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации ( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Слайд 3

Проблемы российского образования Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Слайд 4

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Слайд 6

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования(СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». .

Слайд 7

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Слайд 9

4.1. Родители обучающегося обязаны.. — обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы; — обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий 4.2. Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих её деятельность

Слайд 10

4.5. Родители обязаны посещать родительские собрания , а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами , по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования 4.6. Родители обязаны извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях

Слайд 11

Понятие и сущность УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 12

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Слайд 13

Какие требования выдвигает ФГОС ООО? Стандарт выдвигает три группы требований: • Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; • Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования; • Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Слайд 14

Так учат сегодня Так будут учить завтра Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1. Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал». 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 2. Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике). 4. Ученики делают вывод по теме.



Предварительный просмотр:

Лекция к родительскому собранию в 8 классе «Ваш ребенок взрослеет. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Вопросы пола - одни из самых сложных в воспитании подрастающего поколения. Из ложного чувства стыда многие родители стараются не касаться этой проблемы, пуская на самотек важные вопросы развития и воспитания детей в этой сфере. Поэтому дети получают искаженные сведения от друзей на улице и во дворе, в детском лагере и т. д.

Правда, в последние годы в школьную программу для старшеклассников введен материал по половому воспитанию и подготовке к семейной жизни. Но таким путем проблема решается лишь частично, так как половому воспитанию надо уделять внимание не только в старшем школьном возрасте, а гораздо раньше.

Вопросы пола изучает наука сексология. Это название происходит от двух слов: сексус - пол, логос - наука. Эта наука состоит из трех разделов: биолого-медицинского, социально-исторического и психолого-педагогического.

Первый раздел изучает биологические и анатомо-физиологические особенности полов.

Второй занимается изучением характерных для каждого пола функций, форм деятельности, особенностей поведения в соответствии с нормами морали, уровнем общей культуры народа, национальными обычаями; рассматривает вопросы семейно-брачных отношений, деторождения, влияния на половое поведение человека его классового происхождения, имущественного положения, профессии, образования, воздействие на него литературы, искусства, религии и других факторов.

Третий раздел посвящается изучению психических особенностей, присущих определенному возрасту в вопросах пола; связи индивидуальных особенностей пола с физиологическими процессами. Здесь рассматриваются вопросы полового воспитания подрастающего поколения, даются практические рекомендации по правильному половому поведению в семье.

Сексология связана с педагогикой, психологией, биологией, медициной, правоведением, культурно-массовой и санитарно-просветительской работой и другими областями знаний.

Половое созревание подростков и юношества

Половая зрелость - это способность иметь потомство. Процесс полового созревания охватывает значительный отрезок времени в жизни человека. Особенно интенсивен он в подростковом возрасте, и происходит не всегда плавно, а как бы скачкообразно.

В возрасте 13-15 лет мальчик физиологически может стать отцом. Он должен понимать, что пора взросления - это большое событие не только в биологическом, но и в социальном плане, так как теперь он должен отвечать за собственное половое поведение. В это время очень велика роль отца, учителя-мужчины или других старших по возрасту лиц мужского пола в воспитании мальчика-подростка.

Девочка этого же возраста может стать матерью, но ни морально, ни материально она к этому еще не готова. Поэтому задача родителей и педагогов - воспитывать в дочери высокие нравственные качества, ограждающие ее от раннего вступления в половые связи и от раннего материнства.

Последствия полового созревания для  психики подростков

В это время могут наблюдаться некоторые нарушения психики подростков. Иногда эти нарушения требуют вмешательства специалистов (психоневрологов и психиатров), но чаще всего у детей нарушается поведение на границе нормы. И здесь помощь могут оказать сами родители, если будут знать причины таких нарушений.

Идет бурная перестройка всего организма, это сопровождается временным нарушением процессов нервной системы. Меняется эмоциональный фон поведения. Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность, вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью и даже жестокостью в значимых вопросах. Застенчивость легко переходит в развязность и даже грубость. Подросток критикует старших, но не видит своих ошибок, завышает оценку своих достоинств и возможностей. Или наоборот - принижает собственные положительные качества.

Бурное нарастание массы мускулатуры (на 10-12 % за 2-3 года) вызывает у мальчика-подростка ощущение прилива сил, желание продемонстрировать их, что при неправильном воспитании выливается в хулиганские поступки. Поэтому одной из важных воспитательных задач в это время является умелое, тактичное направление инициативы и стремления к активной деятельности у старших подростков в русло правильных, общественно-полезных поступков (спортсекции, кружки, клубы по интересам, устройство летом на работу, помощь в хозяйстве, дома и т. д.)

Непропорциональный рост тела и конечностей создает иллюзию неуклюжести. Подросток, стесняясь своего бурного роста, начинает горбиться, сутулиться. Надо не замечать его неловкости, подбадривать и объяснять, что это временное явление и что оно пройдет, когда закончится половое созревание. Изменяются процессы возбуждения и торможения в головном мозге. В результате одни становятся замкнутыми и нелюдимыми, а другие, наоборот, вспыльчивыми и раздражительными. Надо иметь терпение общаться и с теми, и с другими не криком и приказом, а беседой и убеждением, стараться достигнуть понимания.

Изменения в нервной системе могут сопровождаться снижением работоспособности, интереса к учебе. Подросток становится невнимательным, рассеянным, допускает ошибки, которых ранее не было. Он может стать малоразговорчивым или, наоборот, чрезмерно говорливым. Мастерство взрослых состоит в том, чтобы расшевелить первого и деликатно умерить пыл второго.

В период созревания значительно изменяются отношения между полами: все более усиливается влечение их друг к другу, желание нравиться. Подросток уже осознает себя как личность определенного пола и активно демонстрирует соответствующее поведение. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Поэтому в переходный период детям требуется особенно чуткое отношение родителей и педагогов, понимание происходящих процессов. Нельзя отмахиваться от трудностей подросткового возраста, перегибать палку в своих требованиях к подростку.

Однако и потакать появлению дурных наклонностей нельзя. Иногда подросток, начитавшись книг о своем возрасте, говорит взрослым: «Что вы от меня хотите - у меня же переходный возраст?!», оправдывая свои неблаговидные дела и поступки, а родители не желают замечать его невоспитанности, очарованные «умными» речами.

В подростковом возрасте происходят и изменения внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы. В это время могут появиться: «синдром юношеского сердца», то есть учащенное сердцебиение, перебои в работе сердца, чувство боли за грудиной, шумы в сердце, колебания кровяного давления (юношеская гипертония), внезапные головокружения, обмороки и т. д. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом.

Большинство этих явлений с завершением периода полового созревания бесследно исчезают, но некоторые могут сохраниться и даже прогрессировать. Поэтому периодическое обследование врачами подростков и юношей является обязательным.

В период полового созревания возможно обострение хронических очагов инфекции в миндалинах, придаточных полостях носа, бронхолегочной системе, почках и др. Причиной могут быть глубокие перестройки в организме, так как ослабляются его защитные силы. Но в ряде случаев это вызывается переохлаждением вследствие неправильного отношения подростков к одежде и обуви. Многие из них одеваются не по погоде легко, особенно девушки - они носят мини-юбки, неудобные облегченные полусапожки на высоченных каблуках, не надевают головного убора в мороз и снег и т. д. Надо убеждать подростков, что болезни, полученные ими сейчас или обострившиеся в этом возрасте, будут сопутствовать им всю жизнь, поэтому лучше не допускать их появления.

Особенности мужской и женской психики

Биологическими особенностями различия между мужчиной и женщиной не исчерпываются. В повседневной жизни в одной и той же ситуации их реакции отличаются. Эти отличия наблюдаются в поведении, эмоциях и др., но они изучены значительно хуже, чем биологические. Причины этого имеют исторические корни. На протяжении веков к женщине относились как к существу, стоящему на более низкой ступени развития, чем мужчина. Поддерживалось это и религией, ведь по Библии женщина была создана из ребра Адама, то есть была обязана ему своим появлением на свет. Поэтому веками она была рабой мужчины, как в семье, так и вне ее. В некоторых странах и поныне женщина имеет меньше шансов найти работу, ее чаще увольняют, за одинаковый труд с мужчиной она получает меньшую оплату. В семье большая часть хлопот тоже сваливается на женские плечи. В Х1Х-ХХ веках шла борьба за раскрепощение женщин и предоставление им равных прав с мужчинами. Основанием для этого служило то, что у женщины нет существенных психических и умственных отличий от мужчины, и поэтому она должна иметь равные с ним права и возможности. Однако у этой борьбы есть и отрицательные последствия. В силу своей физиологии женщина не может выполнять тяжелую физическую работу, не может подвергаться вредным химическим воздействиям, особенно в период беременности и кормления.

По общечеловеческим качествам оба пола равноценны, но женщины более эмоциональны, легко ранимы психически. Различия могут быть и в особенностях мыслительной деятельности. Психологи различают два крайних типа мышления:

  1. наглядно-образное (предметно-чувственное),
  2. абстрактно-логическое.

Люди с первым типом лучше воспринимают конкретные предметы и явления и на этой основе строят свою мыслительную деятельность, то есть они мыслят предметно.

При втором типе люди мыслят на основе отвлеченных словесных понятий и категорий, то есть абстрактно.

Абстрактно-логический тип более присущ лицам мужского пола. Эта особенность проявляется уже в начальных классах, где у мальчиков успеваемость по математике, как правило, выше, чем у девочек. С возрастом эта особенность усиливается, и мальчики, как правило, хорошо успевают по физике, математике, химии.

Для женского пола более характерно наглядно-образное представление об окружающем мире. Уже в школе девочки лучше усваивают гуманитарные науки (литературу, историю), они склонны обращать внимание и запоминать такие детали и подробности, мимо которых проходят их сверстники мужского пола. У женщин лучше развита способность различать запахи, цвета, форму предметов. Их больше интересует назначение вещи, ее достоинства и недостатки, а не внутренняя суть. Это ярко проявляется в обыденной жизни, когда девочку (женщину) очень занимает ее внешний вид, наряды и украшения, она жаждет внимания к своей внешности.

Наоборот, мальчики (мужчины) меньше заботятся об одежде и внешнем виде, при встрече с чем-нибудь новым они задают вопросы «отчего?», «почему?», «как это устроено?». Их интересует устройство различных механизмов, принцип их работы. Мальчики охотно занимаются в кружках технического творчества, часто ломают игрушки, чтобы узнать их строение. Это надо учитывать при воспитании сыновей: не наказывать строго, а объяснять суть предметов и их устройство.

Способность к творческой деятельности у мальчиков выражена более ярко, чем у девочек. В игре девочки используют игрушки по их прямому назначению, а мальчики могут найти им другое применение, проявляют находчивость, смекалку.

Надо не пресекать, а поощрять их стремление что-то мастерить, прибивать гвозди, чинить старые часы и т. д. Если родители хотят вырастить творческого делового человека, они должны поощрять эти качества.

В связи с вышесказанным понятно различное отношение мужчин и женщин к приказам и инструкциям. Девочке или женщине достаточно делать так, как ей приказали, а мальчик (мужчина) должен понять смысл, значение или цель приказа, тогда он будет активно его выполнять. Видимо поэтому в школах, где все мероприятия заранее строго планируются и контролируются, в активистах преобладают девочки. А там где нужен творческий подход - в игре «Зарница», клубах «Поиск», «Следопыт» и др. -главенствуют мальчики.

В силу этих особенностей девочки лучше выполняют такие работы, как вязание, вышивание; женщины-водители меньше нарушают правила дорожного движения. Мальчики больше любят уроки технического труда, склонны быстрее переходить к профессиональной деятельности, они охотнее девочек идут после 9 класса в ПТУ и техникумы, хотят скорее реализовать свою творческую активность и получить профессию. Неразумно препятствовать этому. Высшее образование парни могут получить и без отрыва от производства, то есть заочно.

В мышлении женщины многое происходит подсознательно, и создается впечатление, что сразу появляется готовый вывод о чем-либо. Отсюда разговоры о женской интуиции и женском чутье.

Мужчины часто успешнее справляются с числовыми и пространственными задачами. Мужчин больше в тех сферах, где требуется способность к творчеству, поиску новых путей - в математике, теоретической физике, политической деятельности и т. д.

Для женщин более типична мягкость характера, нежность, способность чувствовать внутренний мир другого человека, особенно детей. Отсюда их склонность к воспитательской деятельности, в основе которой лежит инстинкт материнства. Ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать - все это нужно для профессии учителя, врача, в бытовом обслуживании, и здесь преобладают женщины.

Девочки более организованны, спокойны, не склонны удаляться от своего дома или двора. Мальчики, напротив, любят совершать вылазки в места, удаленные от дома, двора, улицы и даже микрорайона. Так они реализуют повышенную двигательную активность, расходуют свою энергию, их привлекает новизна обстановки. Поэтому практически все выдающиеся путешественники и географы - мужчины.

Отмечая большую широту мышления мужчины, его способность анализировать, сопоставлять факты и явления и делать из них правильные выводы, надо отметить, что не всегда они в полной мере используют эти свои врожденные способности. Мешает недостаточная усидчивость, неспособность к повседневному кропотливому труду, разброс интересов. Тут их прекрасно могут дополнить женщины.

У мальчиков надо вырабатывать такие важные качества, как ответственность за порученное дело, добросовестность в его исполнении, систематичность и прилежание в работе, дисциплинированность, терпение, волю и настойчивость. И задача эта не из легких.

В сфере межличностных отношений девочки (женщины) более гибки и могут быстрее приспособиться к коллективу. Однако им присуща повышенная эмоциональность, потребность в похвале, комплиментах, чувствительность к оттенкам голоса (резкость тона, ироничность), способность улавливать малейшее изменение лица собеседника и манера трактовать все это как отношение к себе. Это нередко бывает причиной необоснованных конфликтов и ссор в женском коллективе. Повышенная эмоциональность - плохой советчик в выборе правильной линии поведения. Школьницы зачастую критикуют учителей и товарищей по единичным, порой надуманным пустякам. Часто плачут по несущественным причинам, возводят в степень простое невнимание к себе или невзначай сказанное грубое слово, долго переживают это в себе.

Мальчики (мужчины) отличаются большей прямотой высказываний, суждений и оценок, меньше учитывают душевное состояние человека при налаживании с ним контактов. В школьном возрасте это выливается в конфликты, в выяснения отношений, в драки со сверстниками, с девочками. Но жаловаться взрослым они не любят, в отличие от девочек, которые по любому поводу ищут защиты у взрослых, даже когда сами бывают зачинщицами в нарушении порядка. У мальчиков-подростков наблюдается большая склонность к вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании. Им все хочется попробовать самим, стать как бы первооткрывателями. Поэтому в этой сфере требуется большая профилактическая работа.

Из всего сказанного видно, что существуют определенные психические различия между мальчиками и девочками. Поэтому с первых лет жизни в мальчике надо воспитывать мужчину, а в девочке - женщину. Как же это делать в семье?

В ясельном возрасте ребенок уже различает мальчика и девочку, а в 4-5 лет у него возникает вопрос: «Как я появился на свет?». В этом же возрасте у него появляются и первые влечения к противоположному полу: любимая девочка в группе или любимый мальчик во дворе. Мальчик дружит с девочкой, не обижает ее, помогает ей, защищает от других мальчишек во дворе. Девочка опекает мальчика, убирает за ним вещи, угощает его сладостями и т. п. Взрослые не должны смеяться над такими отношениями, не должны пресекать эти влечения. Со временем они пройдут сами собой. К началу школьного возраста в поведении девочек появляются такие черты, как застенчивость, стыдливость, элементы кокетства, они перестают дружить с мальчиками. Но начиная с подросткового возраста, с периода полового созревания, когда происходит осознание биологической роли и физиологических особенностей мужчины и женщины, влечение к противоположному полу проявляется вновь.

У девочек-подростков эти изменения выражаются в стремлении привлечь к себе внимание. Здесь используются и особенности поведения, и одежда, и украшения, и косметика, и многое другое. Запрещать этого нельзя, это равносильно тому, чтобы выступать против самого женского естества, женской сексуальности. Ведь для того чтобы мужчина стал ухаживать за женщиной, он должен обратить на нее внимание. Но все это хорошо в меру. Надо внушать девочке, что хорошо, а что плохо, что ее украшает, а что - уродует и даже приносит вред здоровью. В это время возникает симпатия между подростками разного пола. Запретить дружбу подростков -девочек и мальчиков - порой просто невозможно. Их влечение может быть таким сильным, что нередко никакие убеждения, запреты, наказания и даже высмеивания не дают положительных результатов. Подростки могут идти на конфликты с родителями, учителями, даже убегать из дома. Это проявление возрастной гиперсексуальности подростков. И в это время очень важно не перегнуть палку и не подтолкнуть подростков к уединению и половой близости, надо стремиться к тому, чтобы все их контакты были на глазах у взрослых.

Можно выделить следующие компоненты полового поведения человека.

  1. Наблюдение, или рассматривание. Происходит зрительное изучение объекта влечения.
  2. Общение. Совместная деятельность, беседы и другие формы в зависимости от особенностей личности, характера и воспитания: прогулки, экскурсии, походы в кино и т. д.
  3. Прикосновение. Это более тесное сближение, объятия и поцелуи.
  4. Генитальный контакт, то есть близость в виде полового акта, - завершающая фаза полового поведения, направленная на полное удовлетворение полового влечения.

Правильное сексуальное поведение не передается по наследству от рождения, оно воспитывается семьей, школой и всей окружающей социальной сферой.

Интерес детей к вопросам пола надо не подавлять, а удовлетворять грамотным объяснением и соответствующими примерами. Сексуальное влечение зависит от интенсивности работы половых желез, от половых гормонов, но само сексуальное поведение определяется свойствами личности, которые зависят от воспитания.

Подростки вполне могут удовлетворить свои сексуальные потребности при реализации первых трех компонентов полового поведения, без четвертой фазы - полового акта. Но для этого в них должны быть воспитаны: нравственная и духовная чистота, понимание физиологических, морально-психологических и социальных последствий ранних половых связей.

В связи с явлением акселерации физическое (в том числе половое) развитие подрастающего поколения намного опережает становление социальной и гражданской зрелости, наступает диспропорция, дисгармония между физической и социальной зрелостью. Очень важно в этом плане нравственное воспитание подростков, составной частью которого является половое воспитание.

Методы и  формы полового воспитания

Половое воспитание базируется на половом образовании, то есть обучении и просвещении детей с целью усвоения ими знаний по сходству и различию между мужчиной и женщиной. Но это не основная цель, так как образованность не равнозначна воспитанности.

Воспитанность - это навыки поведения, привитые семьей, школой и окружающей средой и проявляющиеся в делах и поступках.

Человек может знать, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях, но действовать вопреки этим правилам и знаниям, то есть быть недостаточно воспитанным.

Главная роль здесь принадлежит семье, отцу и матери. Нормальный психологический климат в семье - основа жизненного благополучия. Семья - это та ячейка общества, где ребенка быстрее всего поймут и помогут ему. К сожалению, не все родители понимают, что им надо не только одевать и кормить своих детей, но и решать многочисленные сложные вопросы воспитания, в том числе и полового.

Самый главный и нужный воспитатель - это пример высокой нравственности родителей. Он сильнее всяких поучений. Огромный вред воспитанию наносят родители, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, не уважают друг друга.

Отец может сто раз твердить сыну о бережном рыцарском отношении к женщине, но это не даст положительного результата, если он сам по-хамски относится к своей жене или цинично говорит о других женщинах. Мать не вырастит высоконравственную дочь, если сама допускает вольное поведение.

Поведение родителей в семье является той моделью, которой подражают дети. Отстранение отца от воспитания может привести к тому, что сын не готовится к мужской роли в жизни, у него усваивается «женский» тип поведения. Такие мальчики часто робкие, менее зрелые, не хотят служить в армии, предпочитают женские занятия. Иногда мальчики, воспитанные без отца, становятся, наоборот, агрессивными, жесткими, как бы в противовес женскому окружению. Их поведение доставляет много хлопот школе. В семейной жизни они, как правило, не способны сопереживать, управлять своим поведением, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п.

Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, в будущем им будет трудно понять мужа и сына, они не смогут в должной мере исполнять роль жены и матери.

Плохо, если в семье жесткий отец и всепрощающая мать. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассудительности, справедливости в оценке событий. Не грубые выкрики, а благородство, уважение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье.

От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда прийти на помощь.

Дети всегда подражают взрослым, поэтому только в семье они могут научиться правилам, умениям и навыкам семейного поведения, отношениям между полами.

«Что посеешь, то и пожнешь!» - говорит народная мудрость. Зоркие глаза и чуткие уши детей видят все, что творится в семье. В детстве они еще не могут разобраться в конфликтах между родителями, но пройдет время, и кто знает, к каким выводам они придут, какие дела и поступки станут совершать!

Здоровый психологический климат в семье, атмосфера любви и дружбы, взаимоуважение - это залог правильного семейного воспитания. Но вот ребенок растет, расширяется круг его интересов, а у взрослых не хватает времени послушать его, побеседовать с ним.

Ссылаясь на занятость, родители отмахиваются от его вопросов, вплоть до грубого окрика, запрета, наказания. Так утрачиваются откровенные взаимоотношения ребенка с родителями, и он начинает искать источник информации для своих вопросов на улице. Такая подмена родительского воспитания «самовоспитанием», в надежде на то, что «вырастет - поймет», является неверной и опасной. Особенно это опасно в половом воспитании. Физиологические изменения подростков пугают их, вызывают недоумение, стыд, замкнутость, или, наоборот, развязность, могут привести к различным извращениям, ранней половой жизни. Сыну и дочери надо рассказать об этих изменениях, научить их соблюдать меры гигиены. Нечего здесь стесняться и стыдиться родителям, это естественное биологическое явление, свойственное всем представителям живой природы. В крайнем случае по просьбе родителей это может сделать врач или другой человек, имеющий соответствующие знания.

Важно беседовать индивидуально, чтобы ребенок не стеснялся спросить обо всех волнующих его моментах. С дочерью беседует мать, с сыном - отец. В школе эти знания расширяются на уроках биологии, во время специальных бесед с врачами, где подросткам будет предложена соответствующая литература.

Итак, в 4-5 лет у ребенка возник вопрос: «Откуда я взялся, и вообще, откуда берутся дети?». Не надо запрещать такие вопросы, но и говорить всю правду о деторождении в таком возрасте нельзя. Ответы типа «тебя принес аист», «тебя нашли в капусте» недопустимы, так как ребенок может на улице услышать что-то другое, грубое и вульгарное. Поэтому можно ответить, например, так: «Ты вырос у мамы в животе» или «Я тебя родила в родильном доме».

Вот примерный диалог мамы и сына:

  • Почему я появился у мамы в животе и как оттуда вышел?
  • Потому что мы с папой очень сильно этого захотели. Сначала там было маленькое зернышко. Из него вырос ты, постучал ручкой. Маму отвезли в родильный дом, там тебя достали, и ты стал жить с нами.
  • Может ли папа родить ребенка?

Нет, рожать могут только взрослые женщины, потому что только у них в животе бывает зернышко, из которого вырастает ребенок. А папа нужен для того, чтобы помогать маме, оберегать, защищать ее всегда.

  • Почему есть разница между девочкой и мальчиком?
  • Это нужно, чтобы отличить мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Конечно, это примерная схема ответов. В младшем школьном возрасте надо внушать детям, что нельзя делить все дела на сугубо мужские или женские. Если дочь и мать готовят еду на кухне, а в это время отец с сыном убирают в квартире - это прекрасный способ полового воспитания, более действенный, чем любая беседа и нравоучение. Ведь при этом на деле воспитываются трудолюбие, готовность к взаимопомощи, взаимное уважение, забота друг о друге.

В 6 лет ребенок ищет возможности приложения своих сил в полезных делах, в помощи семье, это у него остается и впоследствии. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования основ нравственного поведения. Этому способствуют любознательность, доверчивость, склонность к подражанию, малая критичность и высокая внушаемость детей. Положительные качества, заложенные в этом возрасте, являются надежной гарантией предупреждения аморальных поступков в будущем.

В это время ребенок уже не задает вопросов о деторождении, но это тишина перед бурным подростковым возрастом. Чтобы смягчить этот период, надо посвящать ребенка в жизнь живой природы. Наблюдать жизнь рыбок, домашних животных, птиц, объяснять, как охранять природу: не ловить рыб во время нереста, чтобы они могли отложить икру, не ломать деревья, помогать раненым животным и т. д.

Если ребенок присутствует при спаривании птиц, родители должны преодолеть смущение и объяснить, что это надо для образования зародыша в яйце. Птица-наседка нагревает яйцо, и из него, раздолбив скорлупу, выходит птенец. Можно рассказать и об инкубаторе. Не следует спугивать птиц с гнезда, где лежат яйца: они могут остыть, и птенцы погибнут. Нельзя охотиться на птиц весной и летом, когда они выхаживают потомство. Нельзя разрушать птичьи гнезда, брать птенцов на руки, так как мать может от них отказаться.

К 10 годам можно рассказать ребенку о размножении кошек и собак, правильно называя органы размножения, различие самок и самцов. Бояться этого не следует, так как большинство детей наблюдают половой акт у собак и кошек во время их брачного периода. Не избежать при этом таких терминов, как «половой акт», «беременность», «роды». Надо это говорить без смущения, обычным тоном, не оглядываясь по сторонам. Все это естественно и нормально. Ведь если этого не сделаете вы, то другие горе-«воспитатели» могут объяснить это грязными и нецензурными словами.

Надо обратить внимание ребенка на то, что об этом все знают, но говорить без необходимости об этом не следует. Знать же об этом надо потому, что и у человека происходит почти то же самое.

Знакомить со всеми этими фактами надо постепенно, не в один прием, не перегружать ребенка специальными знаниями. Важнее обращать внимание на нравственную сторону вопроса. Внушать ребенку мысли об интимности, сокровенности, но не постыдности всего, что связано с половой сферой. Со всеми подряд не следует обсуждать эти вопросы, только с родителями, медработниками и на уроках биологии.

В подростковом возрасте надо не только рассказывать детям о процессах, происходящих в их организме, но главное - воспитывать высокие нравственные качества личности, которые станут барьером на пути половой распущенности и ранних половых связей.

Особое внимание в беседах с подростками надо уделить влиянию половых гормонов на поведение человека. Гормоны обусловливают влечение одного пола к другому, конечная цель которого - половой акт. Во время полового акта происходит попадание мужского семени в половые пути женщины, встреча и слияние сперматозоида с яйцеклеткой, то есть оплодотворение, и зарождается новая жизнь, появляется потомство.

Но для его нормального развития надо, чтобы организм родителей, особенно матери, достиг не только половой, но и общей физической зрелости, которая наступает на 3—4 года позже полового созревания. То есть в этой беседе надо привести подростка к выводу о вредности ранней половой жизни для неокрепшего организма. Надо подчеркивать безнравственность ранних, добрачных половых связей, которые опустошают человека не только физически, но и морально, делают его бездуховным циником, не способным оценить истинную красоту и благородство взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Важно убедить подростка, что если человек стремится удовлетворить свои желания половой близости «по первому зову природы», то он поступает как животное, не имеющее разума. Человек разумный - Гомо сапиенс - на протяжении своей многовековой истории выработал моральный кодекс по вопросам пола. И каждый вступающий в пору зрелости и возмужания должен знать его и строго придерживаться. В этом - основа существования человека как вида живой природы.

Приведем несколько таких правил, многие из которых подросток может почерпнуть из мировой художественной литературы, из лучших кинофильмов, заповедей Библии, в народной мудрости, выраженной в фольклоре, из истории, из жизни замечательных людей и т. д.

1)        В интимных отношениях всегда должна быть какая-то тайна. Не последнюю роль здесь играет стиль одежды. Так, чрезмерное обнажение тела девочки может стимулировать юных представителей противоположного пола не только к ухаживаниям, но и к далеко идущим попыткам. Открытые женские формы возбуждают мужское половое влечение.

Возможно и обратное: постоянная доступность взору слишком обнаженного женского тела притупляет мужскую чувственность. Надо помнить: «Эротика там, где тайна».

Родители должны прививать подростку хороший эстетический вкус, давать пример для подражания в одежде и поведении и всегда помнить слова великого русского писателя А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В молодости человек хорош своей естественной красотой, здоровьем, свежестью тела. В семье надо пропагандировать мысли о том, что слепое следование моде в косметике, украшениях, одежде без учета возраста, пола и человеческой индивидуальности -признак низкой культуры и безвкусицы.

2)        У человека не должно быть беспорядочных половых связей, как в мире животных. Любая религия признает и поощряет крепкие брачные союзы, семьи, где рождается и воспитывается потомство.

Поэтому мода на свободу в интимных взаимоотношениях представляет серьезную опасность в среде подростков и молодежи.

  1. Прежде чем завести потомство, мужчина должен уметь зарабатывать на жизнь, на содержание семьи, а женщина - уметь содержать дом, воспитывать детей, иметь крепкий социальный статус.
  2. Ни одна религия не допускает браки между ближайшими родственниками, братьями и сестрами. Этот запрет имеет биологическую природу: такие браки производят уродливое, нежизнеспособное потомство.

Наступило время ранней юности. 16-18 лет - это возраст окончания полового созревания и завершения процессов физического развития организма. Нарастает уравновешенность психической деятельности, появляется серьезное отношение к жизни. Однако отсутствие жизненного опыта может привести к неправильным действиям и поступкам.

Юноши и девушки не любят чрезмерной опеки со стороны родителей, но они нуждаются в полезных советах и помощи. Давать их надо своевременно и тактично. В ранней юности многие переживают свою первую любовь. Любовь зарождается как свободное и непредсказуемое чувство, и нельзя усилием воли заставить себя полюбить или разлюбить кого-то. Но можно научиться культуре проявления чувства любви. Существует множество способов выражения этого чувства. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «Сколько сердец - столько родов любви». И здесь многое зависит от общей культуры и воспитанности человека.

У многих молодых людей не воспитано понимание интимности любовных отношений. И поэтому свое глубоко личное чувство они не стесняются выражать на виду у всех слишком уж безудержными поцелуями, вульгарными объятиями, а порой и совсем бесстыдными позами, чрезмерно откровенно намекающими на физиологические взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Поэтому в беседах с молодыми людьми надо подчеркивать, что такая демонстрация своих чувств оскорбительна для настоящей любви. Она отражает неуважение и к себе, и к своему партнеру.

Девушки должны помнить, что их слишком свободное поведение осуждается в среде юношей, они называют таких девушек доступными, дешевыми или еще того хуже. А на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы вашей женой стала слишком развязная, легко доступная девушка?» многие юноши дают отрицательный ответ.

Родители должны учить молодых людей, что любовь - это не грубый секс, а высокое благородное чувство, основанное на взаимном уважении, на ответственности друг за руга, на восхищении моральными качествами партнера.

Многие ранние браки распадаются по той причине, что отсутствует взаимная любовь, что за любовь было принято простое половое влечение, влюбленность, то есть временное чувство, которое постепенно ослабевает и исчезает.

Чтобы юноша мог любить, он должен расти в семье, где господствует дух любви, взаимоуважения, понимания и помощи. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко писал, что молодой человек никогда не будет любить свою невесту или жену, если он не любил своих родителей, братьев, сестер, друзей и товарищей. Истинная любовь предполагает духовную близость, понимание внутреннего мира любимого человека, его душевного состояния и настроения. Она опирается на верность, нежность, страсть, тревогу за любимого и страх потерять его, гордость и радость за его успехи, огорчения за его неудачи. Она не исключает такие чувства, как ревность, обида, гнев за неправильные поступки того, кого любишь. Настоящая любовь отличается глубиной переживаний, полнотой и яркостью их проявлений, а главное - устойчивостью.

Если же человек перебирает и сравнивает свои чувства к разным лицам другого пола, пытаясь определить, кого он больше любит, то ни о какой любви здесь нет и речи. Особенно если увлечение вызвано не внутренним духовным миром человека, а его внешней привлекательностью. Здесь надо вспомнить слова А. П. Чехова о том, что жениться без любви на красивой девушке - это словно купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша.

Встречаются браки по расчету, когда партнер, не любя своего избранника, хочет получить, например, городскую про писку, хорошее жилье, материальный достаток и другие привилегии. Многие искренне надеются, что «стерпится - слюбится». Но жизнь распоряжается иначе: любовь не приходит, а совместное проживание становится невыносимым и семья распадается. При этом особенно страдают дети, которые ни в чем не виноваты. Отдельные браки по расчету приводят иногда к прочным семьям, где супруги умеют учитывать жизненные позиции друг друга, но это касается зрелых лиц, повидавших жизнь и имеющих большой жизненный опыт.

Молодые семьи распадаются не только от отсутствия истинного чувства любви; часто юношам и девушкам не хватает многих качеств для совместной жизни. А именно, сдержанности, уступчивости в мелочах, разумной принципиальности в более значимых вопросах, общительности, доброжелательности, желания понять человека, способности сочувствовать, сопереживать, готовности прийти на помощь, взять на себя больше обязанностей, особенно когда трудно другому. Именно эти качества определяют судьбу семьи.

Плохо, если у молодого мужа кулаки идут впереди разума, если он всегда стремится утвердить свое «Я», чего бы это ни стоило. Такие «мужья» вырастают обычно в тех семьях, где растет единственный ребенок. Там он является центром внимания всех родственников и очень скоро начинает понимать, что он - «пуп семьи», а потом и «пуп Земли». Это трагедия единственного ребенка в семье.

Юношей и девушек поэтому надо ориентировать на 2-3 и более детей в их будущей семье, тогда не будет перекосов в воспитании. Но главное - не только родить, а воспитать ребенка. Сколько народной мудрости вложено в пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Не та мать, что родила, а та, которая вырастила и воспитала», «Начинай воспитывать тогда, когда дитя лежит не вдоль лавки, а поперек нее» и др.

Чтобы семья могла вырастить и воспитать потомство, супруги должны иметь представление о хозяйственно-экономической деятельности. Следовательно, важнейшим требованием семейного воспитания должна быть сознательная и целенаправленная подготовка юношей и девушек к труду на производстве и в быту. Они должны понимать, что семья требует больших каждодневных трудов и забот, что расходы на содержание детей нередко много выше затрат на самих родителей, что не все в жизни дается легко и сразу, стоит только захотеть.

Если молодые люди воспитаны так, что не желают ни работать, ни учиться, а стремятся побыстрее жениться (выйти замуж), то их родители обречены содержать не только своих детей, но и своих внуков пожизненно. При этом молодым людям надо говорить о том, что если они не способны взять полную ответственность за свою семью материально, то вместе с родительской помощью им придется терпеть и активное вмешательство родителей в жизнь молодой семьи. И если их это не устраивает, то они должны потрудиться доказать свою полную самостоятельность.

Семья должна учить мальчика и девочку выполнять десятки повседневных дел, распределять бюджет семьи, вести хозяйство, нянчить детей. Всему нельзя научить на уроках труда или «этики и психологии семейной жизни», для этого просто не хватит отведенного на них времени.

Особого внимания требует воспитание девушки в этом плане. Большинство женщин у нас работает на производстве. Кроме того, они ежедневно пополняют запас продуктов для семьи, готовят еду, стирают, убирают в квартире, воспитывают детей, обслуживают мужа, который считается главой семьи. Но в последнее время он перестает быть единственным кормильцем, так как заработки жены равны, а порой и выше заработков мужа. Это порождает немало трудностей, возникает потребность в построении новых отношений в семье. Теперь в семье необходимо сотрудничество, а не лидерство кого-либо, то есть муж должен делить с женой все заботы о семье: идти в магазин за продуктами, убирать в квартире, заниматься детьми и т. д. Тогда в семье будут мир и гармония.

Родители должны готовить подростков к будущей семейной жизни. И делать это надо личным примером, задушевными беседами, чтением произведений литературы, анализом ошибок других молодых семей и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускникам школ и их родителям на заметку

Уважаемые родители, посоветуйте, помогите сделать своевременный и правильный шаг своему ребенку – выбрать профессию. Как руководитель и как педагог замечательного, на мой взгляд, учебного завед...

9 заповедей воспитания Родителям на заметку ребенка.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой....

Родителям на заметку

Советы родителям для создания благоприятной психологической атмосферы в семье....

Родителям на заметку

статья посвящена свободному времени ребенка...

родителю на заметку

Как на­учить ре­бен­ка не по­падать в ти­пич­ные до­рож­ные «ло­вуш­ки»....

Родителям на заметку. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе. Артикуляцион­ная гимнастика - упражнения для тренировки органо...