Как помочь ребенку в формировании здорового жизненного стиля
презентация к уроку ( класс) по теме

Волошина Ирина Ник.

Каждый человек, особенно с возрастом, начинает осознавать истинную ценность своего здоровья. Формирование здорового жизненного стиля должно начинаться с самого детства. На первом плане в этом процессе стоят любовь к ребенку со стороны родителей и позитивное отношение к жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку в формировании здорового жизненного стиля

Педагог-психолог ГБОУ Лицей № 1501 СП № 1388

Новичкова Ирина Николаевна

Каждый человек, особенно с возрастом, начинает осознавать истинную ценность своего здоровья. Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать жизненные трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, чтобы их дети жили в ладу с собой и с окружающими их людьми. Поэтому формирование здорового жизненного стиля должно начинаться с самого детства.

Давайте уточним, что мы подразумеваем под здоровым жизненным стилем или здоровым образом жизни. Проще всего определить здоровый образа жизни как способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.

По определению Всемирной организации здравоохранение (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества физических, химических, биологических и социальных факторов. При этом ученые оценили процентное содержание влияния различных факторов. По этим данным в большей степени влияние на здоровье человека оказывают условия и образ его жизни и питания (50%); внешняя среда, экология влияют на 20%, наследственность –  на 20%, здравоохранение – на 10%.

Всем известно, что будущая жизнь каждого человека во многом зависит от семьи, где он вырос. Сегодня многие родители уделяют больше вниманию развитию интеллектуальной сферы, водят детей на различные кружки, в музыкальную школу, занятия танцами, спортивные секции и т.п. И иногда не задумываются о психологической нагрузке на ребенка, о режиме дня, о необходимости чередовать умственную и физическую нагрузку. А самое опасное, что из-за постоянной гонки «школа-уроки-кружки-секции» дети бывают лишены простого душевного общения, понимания своих детских, как нам кажется, не важных проблем. К тому же наш век принес множество новшеств, таких как компьютерные игры, социальные сети и пр., которые захватывают внимание ребенка и иногда становятся заменой семьи. Ещё более страшная возможность – это плохая компания, вредные привычки, которые ребенок может приобрести, когда ищет понимания и признания.  

Здоровый образ жизни ребенка – вот что нужно включить в нашу систему воспитания детей. На практике доказано, если с детства родители прививают ребенку стремление вести здоровый образ жизни, то это значительно снижает риск того, что ребенка потянет испробовать «запретные плоды» или поддаться влиянию компании сверстников. К тому же во взрослой жизни ему будет гораздо легче: он будет обладателем адекватной самооценки, стабильного здоровья и  определенных целей и стремлений в жизни.

Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем около 80% нашей деятельности определяется именно этим бессознательным опытом. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. При этом только говорить о значимости здоровья недостаточно; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

В наше время изменились жизненные ценности человека. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Мы часто не соблюдаем режим дня и питания, ведём малоподвижный образ жизни. К сожалению, многие из нас перестали задумываться о взаимосвязи между образом жизни, который мы ведем, и состоянием своего здоровья. При этом искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь определенные знания, желание и силу воли.

Обычно выделяют следующие основные элементы здорового образа жизни:

  • Рациональное питание;
  • Оптимальная физическая активность;
  • Гигиенические мероприятия, включающие в себя как личную гигиену, так и гигиену труда и отдыха;
  • Экология, включающая физические, химические, биологические и психологические факторы;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Профилактика инфекционных заболеваний;
  • Реабилитационные мероприятия.

Некоторые из перечисленных элементов взаимосвязаны с медициной (профилактика инфекционных заболеваний и реабилитационные мероприятия), некоторые с окружающий нас средой (физические, химические, биологические и частично психологические факторы экологии). Большинство же зависит от поведения самого человека.

Сейчас есть много доступной информации по вопросам рационального сбалансированного питания. О необходимости личной гигиены, о важности соблюдения распорядка дня и физической активности знают практически все. Однако не редко наши знания остаются чисто теоретическими. При этом мы постулируем эти правильные принципы нашим детям и хотим, а иногда и требуем их выполнения. Дети хорошо понимают и знают как правильно себя вести, но чтобы эти знания стали частью их повседневной практической жизни одной теории недостаточно. Нужна практика. Дети быстрее всего учатся подражанием. Они видят, как ведут себя окружающие их люди и принимают этот способ поведения за правило.

Представим такую картину: Вы сидите в кресле и смотрите телевизор. И тут вспоминаете, что ребенку нужны физические упражнения, а то он полдня сидит у компьютера. Как Вы считаете, какой способ действий в данной ситуации будет наиболее эффективным:

  1. Позвать ребенка и сказать, что хорошо бы сделать разминку;
  2. Прочитать ребенку мини-лекцию о вреде малоподвижного образа жизни;
  3. Встать с кресла и вместе с ребенком сделать разминку или пойти на прогулку.

Ответ очевиден. Конечно, есть такие послушные и ответственные дети, которые станут заниматься сами. Однако эффективнее всего работает третий способ.

Родители для детей – непререкаемый авторитет, пример для подражания. Если дети видят, что папа утром делает зарядку, то понимают – нужно делать именно так. И сначала играя, а затем и вкладываясь в полную силу, будут приобщаться к физической культуре. Не нравиться делать дома зарядку? Можно заняться чем-нибудь другим. Выбор огромный, на любой вкус и материальный достаток: пешие и велосипедные прогулки, волейбол, футбол, баскетбол, теннис, пинг-понг, бадминтон, катание на лыжах, коньках или роликах, плавание, походы и пр. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Самое главное, если физическая нагрузка станет нормой Вашей жизни, Вы сами почувствуете себя более энергичным и жизнерадостным. Тем более что совместное времяпрепровождение послужит сплочению Вашей семьи. Единственное что Вам нужно сделать – это найти подходящий для Вас вид занятий. Можно это обсудить на семейном совете, привлекая к обсуждению и детей. Это ещё один шаг к улучшению отношений между родителями и детьми: дети (особенно подростки) очень ценят, если родители прислушиваются к их мнению.

Часто перед родителями встает вопрос: как объяснить ребенку, что такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для ребёнка этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример.

Это касается и режима дня. Все знают, что соблюдение режима дня – является обязательным условием здорового образа жизни. Под режимом дня мы подразумеваем хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Во время прогулки воздух обогащает кровь кислородом, что стимулирует клетки головного мозга и улучшает работу сердца. Совместный подъем и отход ко сну, прогулки и режим питания не только приучают ребенка к соблюдению режима дня, что служат укреплению здоровья, но и объединяет семью, устанавливает семейные традиции.

Тоже касается и питания. Если в семье принято употреблять правильно приготовленную пищу – то это будет восприниматься ребенком как норма жизни. Безусловно, когда ребенок видит, что другие дети едят чипсы, фаст-фуд, пьют газированные напитки, то и ему хочется попробовать, быть как все. Пугаться этого, ругать ребенка и устраивать скандал по каждому случаю употребления «вредной еды» - не самый лучший способ отучить ребенка от такой еды. Вы добьетесь только того, что ребенок будет тайком от Вас всё это есть. Лучше попытаться убедить его свести к минимуму употребления данной категории продуктов. Найти альтернативную замену – то, что нравиться Вашему ребенку и не вредит его пищеварению. А также убрать из своего рациона эти продукты.  

Одно из главных составляющих здоровья ребенка – это психологическая атмосфера в семье. Большое значение для укрепления здоровья имеют хороший психологический климат в семье, хорошие взаимопонимания подростка с взрослыми, родителями и друзьями. Это помогает детям с наименьшими потерями для здоровья преодолевать стрессовые ситуации и трудные моменты в жизни. Отрицательные эмоции действуют разрушительно на психику ребенка. Если в доме тирания и постоянные ссоры, ребенок будет расти закомплексованным или агрессивным, прибывать постоянно в страхе или испытывать нервное возбуждение, ему будет сложно общаться со сверстниками. Так как ребенок не видит примера продуктивного общения, то и применить его не может. Таким образом, неблагоприятная атмосфера в семье способствует снижению самооценки ребенка и его способности общаться с другими детьми. В подростковом возрасте именно эти дети являются группой риска приобретения вредных привычек. Они начинают курить для самоутверждения в среде сверстников, выпивать для того, чтобы чувствовать себя раскованно.

В статистике есть много случаев, когда дети росли в благополучной (с финансовой стороны) семье, у них было все необходимое, а родители не ладили. В дальнейшем эти дети, жившие в неблагоприятной психологической атмосфере, лишенные домашнего тепла и уюта, становились наркоманами или алкоголиками.

Если у родителей существуют какие-то проблемы во взаимоотношениях, то необходимо решать их без участия детей. Постарайтесь, чтобы ребенок не был свидетелем Ваших ссор и выяснения отношений.

Многие исследователи проблемы распространения в среде подростков вредных привычек отмечают роль семьи. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества). При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет).

Следующей причиной является низкая самооценка и уровень социальных навыков (об этом упоминалось ранее). Неуверенный в себе подросток будет искать в алкоголе способ стать более раскрепощенным и интересным для окружающих.

Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам:

  • Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;
  • Привлечения к себе внимания коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей;
  • Нередко, используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  1. резкая смена друзей;
  2. резкое ухудшение поведения;
  3. изменение пищевых привычек;
  4. случаи забывчивости;
  5. резкие перемены настроения;
  6. полная утрата прежних интересов;
  7. частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

А почему это происходит? Задумайтесь для начала: все ли в порядке в вашей семье? Уютно ли себя в ней чувствует ребенок? Доверяете ли вы ему? Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения.

С детьми, как и с взрослыми, нужно разговаривать вежливо и уважительно: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам детей помогут вам, родителям, установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Таким образом, одним из главных профилактических мероприятий по предупреждению вредных привычек является гармоничные отношения в семье как между мамой и папой, так и между родителями и детьми. А ещё лучше, если сохранены отношения и со старшим поколением. Крепкие семейные связи как могучие корни дерева питают и поддерживают человека на любом жизненном этапе.

Окружайте ребенка любовью и вниманием. Дети растут быстро, мы оглянуться не успеваем, как дети вырастают и «вылетают из гнезда». Восточная мудрость гласит: «Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти». Больше проводите времени вместе. Любите ребенка, ласкайте его, читайте вместе книжки, смейтесь и радуйтесь жизни. Это касается не только детей младшего школьного возраста. Подросткам Ваше внимание, поддержка и понимание также необходимы. Просто они нужны им несколько в другом виде. Если раньше Вы больше оберегали и направляли своих детей, то теперь им нужно больше доверия, признания и совместного принятия решений.

Подведем итоги и определим, что можно сделать для формирования здорового жизненного стиля:

  1. Уважительные отношения между родителями и детьми;
  2. Конструктивное совместное решение всех спорных вопросов;
  3. Гармоничное отношение с окружающим миров и людьми;
  4. Совместные семейные занятия, физическая активность;
  5. Соблюдение режима дня всеми членами семьи;
  6. Рациональное сбалансированное питание;
  7. Отсутствие вредных привычек у всех членов семьи.

Таким образом, на первом плане при формировании здорового образа жизни стоят любовь к ребенку и позитивное отношение к жизни. Чем больше родители и окружающие любят ребенка, тем гармоничнее и счастливее он вырастет. Ребенок должен чувствовать любовь и опору родителей 24 часа в сутки. Только не надо забывать, что любовь – это не вседозволенность, а внимание, уважение, здоровая критика. В атмосфере любви и дружбы легче воспитать здорового человека, обладающего адекватной самооценкой, стабильным здоровьем, имеющим свои цели и стремления в жизни, способным справиться с жизненными трудностями и самому прийти на  помощь другим.

Удачи Вам в благородном деле воспитания детей!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа территория- здорового жизненного стиля"

Физическая культура - как общественное явление занимает важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования.Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характ...

Как помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы;  ситуация,...

Авторская Программа по формированию здорового жизненного стиля, здорового образа жизни "Твоё здоровье"

Авторская Программа «Твоё здоровье» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения (временной интервал 5- 9 класс). Она  интересна и нужна подростка...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

доклад на тему: Формирование здорового жизненного стиля

Тема: Формирование здорового жизненного стиля.«…чтобы быть здоровым,нужны собственные усилия,постоянные и значительные.Заменить их нельзя ничем»Н.М.Амосов....

"Формирование здорового жизненного стиля у студентов, проживающих в общежитии"

   Цели программы профилактики употребления ПАВ создание условий:·        Препятствующих распространению наркотиков и создание образовательной среды...

Программа по формированию здорового жизненного стиля

программа по формированию здорового жизненного стиля...