Консультация для родителей "Классическая музыка в жизни дошкольника"
консультация ( класс) на тему

Консультация написана на основе материала О. Радыновой "Музыкальные шедевры". Как с помощью "активного слушания" музыки привить ребенку любовь и понимание шедевров мировой классики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни дошкольника».

Уверена в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным человеком. Каждый год в детский сад приходят разные дети. Как же у них у всех, таких разных, разбудить интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе? Одной из образовательных задач детского сада является «формирование общей культуры личности детей». Я, как педагог по музыкальному воспитанию, ставлю для себя задачей формировать в наших детях музыкальную культуру, как часть общей культуры ребенка. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? Конечно, с помощью классической музыки, доступной пониманию маленького слушателя. Очень важно научить ребенка воспринимать музыку – различать ее характер, следить за сменой настроений, интонаций. В противном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Сколько бы ни говорили сторонники классической музыки об исцеляющей силе произведений Моцарта, если музыка не воспринята человеком, она останется только звуком.

Выразительность языка музыки можно сравнить с выразительностью речи. Речевая интонация передает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего. Музыкальные звуки так же, как и речь, воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи выражается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык, имеющий с речью интонационную природу, также должен усваиваться человеком с раннего детства.

В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, фольклорные мелодии. Все праздники, обряды сопровождались пением, танцами под аккомпанемент народных инструментов. В обеспеченных семьях было широко распространено коллективное домашнее музицирование, детей обучали игре на музыкальных инструментах.

Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребенок слышал во время службы церковную музыку в атмосфере торжественности, всеобщего внимания. При этом эмоциональное восприятие усиливалось и углублялось духовным таинством.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения (а может быть и благодаря этому), ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

И всё-таки, какая музыка доступна детям? Дети уже с раннего возраста поймут музыкальные образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения тревожные, мрачные не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически – успокаивает или возбуждает (в зависимости от ее содержания).

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети с раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.-С. Баха, А. Вивальди, В.-А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Из произведений детской классики необходимо уже в раннем возрасте слушать альбомы фортепианных пьес: П. Чайковского, А. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича и др. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (например, «Детская симфония» Й. Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева и т.д.). К полюбившимся произведениям можно возвращаться неоднократно, таким образом, дети открывают для себя в знакомых мелодиях новый смысл.

Важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость, эмоциональное и слуховое обогащение вашим детям.  С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру. Слушать «серьезную» музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.

Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно.

Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, и вашему малышу лучшим другом!

Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

И в заключение прошу ответить на вопросы анкеты, которая поможет решить вопросы музыкального воспитания вашего малыша (см. Приложение)

Приложение

АНКЕТА

Дорогие мамы и папы!

Для более глубокого и объективного изучения индивидуальных особенностей Вашего ребенка и отслеживания динамики его музыкального развития, пожалуйста, заполните предлагаемую Вам анкету.

  1. С каким настроем, по Вашему мнению, Ваш ребенок посещает музыкальные занятия? ___________
  1. Делится ли он с Вами своими успехами и впечатлениями в области музыки? __________
  1. Часто ли вы интересуетесь его достижениями? _________
  1. Упоминает ли ребенок в своих рассказах имена композиторов – классиков, названия их музыкальных произведений, высказывает ли свое отношение к услышанному? ________
  1. Как вы сами относитесь к популярной классической музыке, часто ли вы слушаете ее дома? _______________________________________________
  1. Считаете ли вы, что классическое искусство в целом и музыка в частности оказывают положительное влияние на развитие и характер Вашего ребенка? _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника».

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...

Консультация "Мяч в жизни дошкольника"

Консультация для воспитателей...

Консультация для родителей "Музыка в жизни ребенка"

Консультация  для родителей о роли музыки в жизни ребенка-дошкольника...

Консультация для родителей "Музыка в жизни ребенка".

В статье рассказыкается о роли музыки в жизни ребенка дошкольного возраста....

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

laquo;Музыка-универсальный язык человечества»Генри ЛонгфеллоЕщё в древности античные учёные выделяли влияние музыки на человеческий организм, уже в те далёкие времена, раскрывая её глубин...

Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни дошкольников».

В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития...

Консультация для педагогов «Музыка, как средство укрепления здоровья дошкольника»

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами на современном этапе развития образования в России является воспитания жизнеспособного,  здорового подрастающего поколения...