МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
статья

 

«Музыка-универсальный язык человечества»

Генри Лонгфелло

Ещё в древности античные учёные выделяли влияние музыки на человеческий организм, уже в те далёкие времена, раскрывая её глубинную связь с медициной.

Древнегреческий учёный Аристотель подчёркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, снимающей тяжёлые душевные переживания.

Когда музыка гармонична, красива, спокойна, среди людей царит согласие. Гармоничная, наполненная чувствами музыка – это ценнейшее средство абилитации (развитие способности к чему-либо) детей, имеющих тяжёлые и множественные нарушения в развитии.

«Если у нас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Мы должны смотреть в будущее и думать на шаг вперед».

Кристине Йенни

Работа с особыми детьми с самого начала оказала влияние на изменение моего профессионального мышления. Мне сразу стало понятно, что те методы и формы работы, которые я использовала, работая с обычными детьми придётся видоизменять и подстраивать

под индивидуальные возможности каждого особого ребёнка.

Особые потребности каждого ребёнка в группе таких детей предполагают определённый стиль работы с ними- командную работу педагогов. Поэтому на музыкальных занятиях присутствие воспитателя, помощника воспитателя, логопеда-дефектолога просто необходимо.

Как музыкальному руководителю, мне пришлось пересмотреть традиционные формы работы, адаптировать их для особых детей.

Соответственно особенностям развития детей мной пересматривались целевые ориентиры: мне пришлось их продумывать индивидуально не только для каждой группы, но и для каждого ребёнка в отдельности. (Пример: если для одного малыша победой будет научиться улыбаться, для другого- не плакать, слушая музыку, прочувствовать и начать правильно её воспринимать, то для третьего –научиться держать погремушку и пытаться играть ею вместе с музыкой).

Целевые ориентиры в музыкальной абилитации для дошкольников с ОВЗ:

1- Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания песен и музыкальных пьес в исполнении педагога.

2- Развитие невербальной коммуникации.

3- Развитие элементарных музыкально слуховых представлений.

4-Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкальных показов.

Методы и приёмы:

1- Упражнения с музыкальным сопровождением для развития крупной и мелкой моторики.

2- Коммуникативные игры

3- Пальчиковая гимнастика

4-Логоритмические игры

5- Музыкальные игры- потешки

6- Музыкальные игры с предметами

7-Игры-массаж

8-Игры с подражательными имитационными движениями с музыкальным сопровождением

9. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками

Музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект, поэтому, следует ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Общие психолого-педагогические принципы в работе с детьми с ОВЗ

1. Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».

2. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.

3. Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т. д.

4. Принцип оптимистического подхода в работе с особыми детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

5. Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социализации ребёнка в обществе, а также его посильной активности.

6. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

7. Принцип комплексного использования методов и приемов в абилитации детей с ОВЗ. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.

8. Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

Условия, необходимые для организации музыкальных занятий с детьми с ОВЗ:

Комфортная среда – это среда, в которой ребенок чувствует себя хорошо и спокойно. В такой среде ребенок адаптируется на базе существующих у него механизмов приспособления к окружению и регуляции поведения. Примером комфортной среды может быть привычная домашняя обстановка с близкими взрослыми рядом. Комфортная среда необходима для жизни и развития ребенка. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Она нужна, чтобы помочь ребенку успокоиться, если он испытывает тревогу. В комфорт- ной среде ребенку не нужно тратить силы на адаптацию и регуляцию поведения, поэтому именно такая среда подходит для отработки различных приёмов и навыков. Помимо физического комфорта, необходим и эмоциональный комфорт: важно, чтобы рядом с ребенком был значимый взрослый, который хорошо понимает его сигналы; чтобы события, которые происходят с ребенком, были понятны и предсказуемы для него. Развивающая среда вызывает временную дезадаптацию, которую ребенок способен преодолеть самостоятельно или с помощью других людей. Иначе говоря, в развивающей среде содержатся вызовы и задачи, решив которые, ребенок продвинется вперед в развитии. Развивающая среда необходима для эмоционально-личностного развития ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации. Детям с ОВЗ это особенно важно, в силу того, что они более истощаемы, им требуется больше сил и времени на освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой опыт ярких событий.

Сенсорная насыщенность: звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи и т. п. Для одних детей очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать (для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно) – исследовать мир. Но для

Музыкальное занятие, организованное с учётом вышеперечисленных условий, может рассматриваться как эффективное средство психологической помощи детям с особенностями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Для освоения новых действий ребенку необходима положительная обратная связь, ощущение собственной успешности, которые на музыкальном занятии обеспечиваются благодаря индивидуальному подбору доступных музыкальных инструментов, игр и песен. Это, с одной стороны, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой, стимулирует дальнейшую активность через поднятие психического тонуса. Также соотношение ощущения успеха и неуспеха важно для коррекции ребенком собственных действий, контроля реализации программы поведения.

Возможность совершать движения и действия пассивно, лишь подчиняясь управляющему ими взрослому, создает для ребенка основу для дальнейшего освоения тех же движений — он получает представление о том, что должно получиться и с какими ощущениями это связано. При этом соответствующие движениям ощущения он получает уже при пассивном участии в игре, что помогает осваивать пространство, насыщает ребенка сенсорными впечатлениями, способствуя, таким образом, его активации. Для некоторых детей именно пассивные движения представляют особую трудность, и освоение их становится одной из развивающих задач.

Возможность получения движений, действий или речевых реакций на непроизвольном уровне позволяет создать у ребенка представление о том, что впоследствии должно получиться произвольно, создает основу для включения этих поведения, а также способствует освоению возможностей тела, что является одним из этапов развития пространственных представлений и межполушарного взаимодействия.

Одним из способов провокации непроизвольной активности ребенка является музыка, созвучная этой активности, в первую очередь ее ритм и динамические особенности. Кроме того, варьирование изобразительных средств музыки позволяет вызывать и более произвольные реакции ребенка, изменение, самостоятельную коррекцию начатого движения, подлажвание его к музыке и таким образом способствует развитию произвольной регуляции поведения. Развитие же регуляции движений и действий закономерно отражается на развитии всей двигательной сферы, в т. ч. ее пространственной составляющей и взаимодействии рук, ног, т. е. межполушарного взаимодействия.

Доступность невербальных форм взаимодействия, которые предоставляет специалисту музыкальное занятие, не только способствует установлению контакта с ребенком, но и помогает развитию регуляции поведения ребенком, испытывающим трудности речевой регуляции. В новой форме, не требующей понимания инструкций и обращения к несформированной еще способности речевой регуляции собственных действий, ребенок осваивает новые игры, виды деятельности.

По мере развития ребенка увеличивается доля речевых форм взаимодействия - взрослый все больше комментирует действия ребенка и свои собственные, сопровождает уже знакомые действия речевыми инструкциями, что помогает ребенку освоить новый способ регуляции поведения. Кроме того, комментарии, объяснения, слова песен помогают расширению пассивного и активного словаря ребенка, он усваивает различные термины, в т. ч. использующиеся для описания пространства и времени, что на определенном этапе способствует развитию пространственно-временных представлений.

Пример организации музыкально развивающей среды на занятии с группой детей с ОВЗ

Круг

Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Поэтому же подобию, устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку.

Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.

В любой игре, которую мы предлагаем детям, можно выделить несколько составляющих, благодаря которым они привлекают детей, стимулируют их к собственной активности.

На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритм игры. Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.

Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например,

1. вместе рассматривать интересную игрушку.

2. передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.

3. можно играть с солнечным зайчиком, фонариком,

4. накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. 5. можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать.

6. можно внести на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, посещающих наши занятия, так как в силу особенностей развития эти дети не всегда имеют возможность получить такой опыт на прогулке.

7. Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности.

8. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.

Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, поющий потешку, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения. Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг» выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Взрослые рассказывают и поют песенки-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar_2021.odt28.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

«Музыка-универсальный язык человечества»

Генри Лонгфелло

Ещё в древности античные учёные выделяли влияние музыки на человеческий организм, уже в те далёкие времена, раскрывая её глубинную связь с медициной.

Древнегреческий учёный Аристотель подчёркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, снимающей тяжёлые душевные переживания.

Когда музыка гармонична, красива, спокойна, среди людей царит согласие. Гармоничная, наполненная чувствами музыка – это ценнейшее средство абилитации (развитие способности к чему-либо) детей, имеющих тяжёлые и множественные нарушения в развитии.

«Если у нас здоровый ребенок, мы все время бежим за ним. Он развивается сам, а мы только догоняем и подстраиваемся к новому этапу его развития. Если же у ребенка нарушения, то мы идем на шаг впереди и зовем ребенка к новым навыкам и новым этапам развития. Мы должны смотреть в будущее и думать на шаг вперед».

Кристине Йенни

Работа с особыми детьми с самого начала оказала влияние на изменение моего профессионального мышления. Мне сразу стало понятно, что те методы и формы работы, которые я использовала, работая с обычными детьми придётся видоизменять и подстраивать

под индивидуальные возможности каждого особого ребёнка.

Особые потребности каждого ребёнка в группе таких детей предполагают определённый стиль работы с ними- командную работу педагогов. Поэтому на музыкальных занятиях присутствие воспитателя, помощника воспитателя, логопеда-дефектолога просто необходимо.

Как музыкальному руководителю, мне пришлось пересмотреть традиционные формы работы, адаптировать их для особых детей.

Соответственно особенностям развития детей мной пересматривались целевые ориентиры: мне пришлось их продумывать индивидуально не только для каждой группы, но и для каждого ребёнка в отдельности. (Пример: если для одного малыша победой будет научиться улыбаться, для другого- не плакать, слушая музыку, прочувствовать и начать правильно её воспринимать, то для третьего –научиться держать погремушку и пытаться играть ею вместе с музыкой).

Целевые ориентиры в музыкальной абилитации для дошкольников с ОВЗ:

1- Развитие эмоциональной сферы в процессе слушания песен и музыкальных пьес в исполнении педагога.

2- Развитие невербальной коммуникации.

3- Развитие элементарных музыкально слуховых представлений.

4-Расширение и обогащение представлений об окружающем мире в процессе музыкальных показов.

Методы и приёмы:

1- Упражнения с музыкальным сопровождением для развития крупной и мелкой моторики.

2- Коммуникативные игры

3- Пальчиковая гимнастика

4-Логоритмические игры

5- Музыкальные игры- потешки

6- Музыкальные игры с предметами

7-Игры-массаж

8-Игры с подражательными имитационными движениями с музыкальным сопровождением

9. Ритмические игры с музыкальными инструментами и игрушками

Музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект, поэтому, следует ожидать, влияя на чувства и настроения ребенка, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми радостными переживаниями, музыка помогает ребенку ослабить негативные реакции.

Общие психолого-педагогические принципы в работе с детьми с ОВЗ

1. Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».

2. Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.

3. Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т. д.

4. Принцип оптимистического подхода в работе с особыми детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

5. Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социализации ребёнка в обществе, а также его посильной активности.

6. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

7. Принцип комплексного использования методов и приемов в абилитации детей с ОВЗ. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.

8. Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

Условия, необходимые для организации музыкальных занятий с детьми с ОВЗ:

Комфортная среда – это среда, в которой ребенок чувствует себя хорошо и спокойно. В такой среде ребенок адаптируется на базе существующих у него механизмов приспособления к окружению и регуляции поведения. Примером комфортной среды может быть привычная домашняя обстановка с близкими взрослыми рядом. Комфортная среда необходима для жизни и развития ребенка. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Она нужна, чтобы помочь ребенку успокоиться, если он испытывает тревогу. В комфорт- ной среде ребенку не нужно тратить силы на адаптацию и регуляцию поведения, поэтому именно такая среда подходит для отработки различных приёмов и навыков. Помимо физического комфорта, необходим и эмоциональный комфорт: важно, чтобы рядом с ребенком был значимый взрослый, который хорошо понимает его сигналы; чтобы события, которые происходят с ребенком, были понятны и предсказуемы для него. Развивающая среда вызывает временную дезадаптацию, которую ребенок способен преодолеть самостоятельно или с помощью других людей. Иначе говоря, в развивающей среде содержатся вызовы и задачи, решив которые, ребенок продвинется вперед в развитии. Развивающая среда необходима для эмоционально-личностного развития ребенка, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации. Детям с ОВЗ это особенно важно, в силу того, что они более истощаемы, им требуется больше сил и времени на освоение любой новой ситуации, а также на проживание и интеграцию в свой опыт ярких событий.

Сенсорная насыщенность: звуки, освещенность, поверхности, цвет стен, запахи и т. п. Для одних детей очень важно сенсорное разнообразие среды, это их активизирует, вызывает интерес, желание рассматривать, слушать, трогать (для слабовидящих детей особенно важно наличие разных по фактуре поверхностей, которые можно изучать тактильно) – исследовать мир. Но для

Музыкальное занятие, организованное с учётом вышеперечисленных условий, может рассматриваться как эффективное средство психологической помощи детям с особенностями развития, предоставляя специалисту широкий спектр возможностей для целенаправленного, системного, индивидуализированного и контролируемого формирования сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Для освоения новых действий ребенку необходима положительная обратная связь, ощущение собственной успешности, которые на музыкальном занятии обеспечиваются благодаря индивидуальному подбору доступных музыкальных инструментов, игр и песен. Это, с одной стороны, создает у ребенка положительный эмоциональный настрой, стимулирует дальнейшую активность через поднятие психического тонуса. Также соотношение ощущения успеха и неуспеха важно для коррекции ребенком собственных действий, контроля реализации программы поведения.

Возможность совершать движения и действия пассивно, лишь подчиняясь управляющему ими взрослому, создает для ребенка основу для дальнейшего освоения тех же движений — он получает представление о том, что должно получиться и с какими ощущениями это связано. При этом соответствующие движениям ощущения он получает уже при пассивном участии в игре, что помогает осваивать пространство, насыщает ребенка сенсорными впечатлениями, способствуя, таким образом, его активации. Для некоторых детей именно пассивные движения представляют особую трудность, и освоение их становится одной из развивающих задач.

Возможность получения движений, действий или речевых реакций на непроизвольном уровне позволяет создать у ребенка представление о том, что впоследствии должно получиться произвольно, создает основу для включения этих поведения, а также способствует освоению возможностей тела, что является одним из этапов развития пространственных представлений и межполушарного взаимодействия.

Одним из способов провокации непроизвольной активности ребенка является музыка, созвучная этой активности, в первую очередь ее ритм и динамические особенности. Кроме того, варьирование изобразительных средств музыки позволяет вызывать и более произвольные реакции ребенка, изменение, самостоятельную коррекцию начатого движения, подлажвание его к музыке и таким образом способствует развитию произвольной регуляции поведения. Развитие же регуляции движений и действий закономерно отражается на развитии всей двигательной сферы, в т. ч. ее пространственной составляющей и взаимодействии рук, ног, т. е. межполушарного взаимодействия.

Доступность невербальных форм взаимодействия, которые предоставляет специалисту музыкальное занятие, не только способствует установлению контакта с ребенком, но и помогает развитию регуляции поведения ребенком, испытывающим трудности речевой регуляции. В новой форме, не требующей понимания инструкций и обращения к несформированной еще способности речевой регуляции собственных действий, ребенок осваивает новые игры, виды деятельности.

По мере развития ребенка увеличивается доля речевых форм взаимодействия - взрослый все больше комментирует действия ребенка и свои собственные, сопровождает уже знакомые действия речевыми инструкциями, что помогает ребенку освоить новый способ регуляции поведения. Кроме того, комментарии, объяснения, слова песен помогают расширению пассивного и активного словаря ребенка, он усваивает различные термины, в т. ч. использующиеся для описания пространства и времени, что на определенном этапе способствует развитию пространственно-временных представлений.

Пример организации музыкально развивающей среды на занятии с группой детей с ОВЗ

Круг

Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Поэтому же подобию, устроено занятие «Круг»: игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится. С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку.

Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.

В любой игре, которую мы предлагаем детям, можно выделить несколько составляющих, благодаря которым они привлекают детей, стимулируют их к собственной активности.

На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритм игры. Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.

Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например,

1. вместе рассматривать интересную игрушку.

2. передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д.

3. можно играть с солнечным зайчиком, фонариком,

4. накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. 5. можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать.

6. можно внести на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, посещающих наши занятия, так как в силу особенностей развития эти дети не всегда имеют возможность получить такой опыт на прогулке.

7. Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности.

8. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.

Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, поющий потешку, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения. Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг» выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Взрослые рассказывают и поют песенки-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Музыка" для старших дошкольников "В ГОСТЯХ У ТАНЦА",с презентацией.

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки.Предназначен для музыкальных руководителей....

«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника»

Доклад на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника»...

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека"

Сценарий урока английского языка в 9 классе по теме "Музыка. Роль музыки в жизни человека", УМК В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа Английский язык...

Консультация для родителей "Классическая музыка в жизни дошкольника"

Консультация написана на основе материала О. Радыновой "Музыкальные шедевры". Как с помощью "активного слушания" музыки привить ребенку любовь и понимание шедевров мировой классики....

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Проект   «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ» является инструментарием для тех, кто стремится сделать общение детей с музыкальным искусством процессом удовольствия, радос...

Сценарий развлечения " Путешествие в мир волшебной музыки" ( для старших дошкольников)

Музыкальное и эстетическое  воспитание детей не менее важно, чем изучение  языков и математики. Занятия музыкой развивают воображение, творческое мышление и память, делают ребёнка более восп...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...