Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"
консультация (5 класс) на тему

 Солодкая Инна Борисовна

Цель:  психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста;  анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_adaptatsiya_pyatiklassnikov2011_god.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

      Цели:

  • расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;
  • раскрыть понятие “ школьная адаптация”;
  • привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

 

Ход собрания

     1.  Вступительное слово психолога.  Добрый вечер, уважаемые родители и педагоги. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

      Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено — это сложный и ответственный период.

      А что же такое адаптация?

      Адаптация  (приспособление) ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя  принятие ребенком социальной роли “ученика”.

      Динамическое состояние детей в этот непростой период можно сравнить с процессом пересаживания растений. Пересаженное растение часто в первый период вянет, чтобы потом вновь подняться или погибнуть совсем. В непростой ситуации, подобной растению, оказываются ребята, покинувшие мир начальной школы и пришедшие в сентябре в новый мир среднего звена.   Понятно, что пятиклассникам нужно время, чтобы приспособиться, прижиться, иначе говоря, адаптироваться к средней школе.  Наша задача им в этом помочь — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы взрослые можем оказать ребятам. 

     Выделяют два основных вида адаптации:

  • Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).
  • Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).

      Трудности школьной жизни пятиклассника.

      В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.

      Адаптация пятиклассников, наверное самая сложная.

      1.Уровень учебной активности (желания учиться) падает, причем падает очень сильно, примерно к 10 годам большинство учащихся не хотят ходить в школу, не хотят учиться.

      2. Уровень авторитета родителей тоже снижается, потому что наступает  у детей младший подростковый возраст, вступают в действие гормоны, противостояние среди девочек, мальчики находятся пока еще в анабиозе, у них еще не включилось гормональное созревание, девочки созревают раньше. Начинается борьба внутри класса, начинается перестановка ролей. Если дети в начальной школе относятся к одноклассникам, как учитель, т.е играет роль оценки учителя, то в начале пятого класса происходит перераспределение ролей, популярными становятся дети, с которыми интересно общаться, могут весело рассказать историю, придумывать различные игры. На первый план начинает выходить не учебная мотивация, а мотивация на общение и обретение более высокого социального статуса, отсюда количество конфликтов в детской среде резко повышается. (См. результаты социометрии.)

      Далее родителям предлагается познакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации по классу, знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации, дает их краткую характеристику (по Н.Г.Лускановой).  

      Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя (см. опросник  «Эмоциональное отношение к предметам»).

     По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей (см. Гистограмма тревожности).  

          Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы  были подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

        1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

        2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
       3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

       Признаки школьной дезадаптации ребёнка.

       1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

       2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

       3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

       4. Нежелание выполнять домашние задания.

       5. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

       6. Жалобы на те, или иные события, связанные со школой.

       7. Беспокойный сон.

       8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

      Виды дезадаптации:

      Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности.

      Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

     Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

    Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.

    Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

«Современные  дети не хотят учиться» Как помочь?

  • понять состояние ребенка
  • выяснить причины этого спада и найти пути изменения ситуации

     Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов.

  • Родители, помните, что в данном возрасте одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение – лидер, авторитет, друг.
  • Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые бы отвечали актуальным потребностям (например, закончить четверть без троек)
  • Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам. Дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.
  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
  • Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
  • Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.
  • Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания. Возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.

     Закончить наше собрание мне хочется словами притчи.

     Притча Мудреца

    Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассников к школе"

Методическая разработка родительского собрания. Содержит: теоретическую информацию, анкеты для родителей, раздаточный материал, памятки...