Тесты для проверки самооценки учащихся и рекомендации родителям.
статья на тему

Афанасьева Римма Ахатовна
Предлагаю Вашему вниманию тесты для проверки самооценки учащихся. Самооценка - собственная оценка своих возможностей, качеств и своего положения в обществе. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_samootsenke.docx534.39 КБ

Предварительный просмотр:

От недостатка самооценки гибнет больше людей, чем от чахотки.

Максим Горький

Тесты для проверки самооценки учащихся 5-9 классов

 

Автор:  Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания

Место работы:  МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра

Описание: Предлагаю Вашему вниманию тесты для проверки самооценки учащихся. Самооценка - собственная оценка своих возможностей, качеств и своего положения в обществе. От самооценки зависят такие социальные факторы, как взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на дальнейшие развитие личности и на эффективную деятельность человека. Неправильное оценивание себя происходит из-за расхождения в возможностях человека. Нередко именно это является главной причиной неадекватного поведения (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Объективное выражение самооценки проявляется в том, как человек оценивает умения и достижения других (имея завышенную самооценку, человек начинает занижать результаты других).

Назначение:  Тесты  предназначены, прежде всего, учителям обществознания, а так же будут интересны  классным руководителям, психологам, социологам, родителям и детям.

Актуальность: Актуальность проведения  данных тестов связана с тем, что большинство учителей и родителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но и утвердить свои позиции в социуме. В наше время повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной. С целью выявления причин неуспеваемости учеников, необходимо учитывать личностные характеристики ученика. Несмотря на  их многообразие этих, все же удается выделить  фактор, как самооценка, который в наибольшей степени влияет на успешность обучения в любом школьном возрасте.

Цель:    значение самооценки в жизни ребёнка.

Задачи: подобрать методики исследования самооценки школьников; интерпретировать полученные данные, провести анализ; сформулировать выводы по полученным результатам тестов; дать рекомендации родителям.

Подготовка и материал: учитель готовит тесты для проверки самооценки школьников.

В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает.

Франсис Герберт Брэдли.

Методика для определения самооценки учащихся (7-9) классов

Отвечаем на вопросы: «да» (+), «нет» (–)

  1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаясь перед трудностями?
  2. Вы считаете, что командовать, руководить лучше, чем подчиняться?
  3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?
  4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете, чтобы делать его по-своему?
  5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?
  6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?
  7. Вам трудно сказать себе «нет», даже если ваше желание неосуществимо?
  8. Вы считаете, что достигните в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?
  9. В своей жизни вы успеете сделать очень многое, больше, чем другие?
  10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы достигли бы гораздо большего?

Обработка результатов:

Подсчитайте количество «да» (+).

  • 6-7 (+) – завышенная самооценка;
  • 3-5 (+) – адекватная (правильная);
  • 2-1 (+) – заниженная.

Тест "Самооценка уверенности в себе" (5-7 класс)

Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”.

Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Чаще всего у меня хорошее настроение.

3. Со мной все ребята советуются, считаются.

4. Я уверенный в себе человек.

5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.

6. Я уверен, что всегда всем нужен.

7. Я все делаю хорошо.

8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.

9. Люди часто помогают мне.

10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.

11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.

12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Я стараюсь планировать свою деятельность.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.

17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.

18. Я учусь лучше, чем все остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Ученье для меня не представляет труда.

Сумма баллов __________________

Расшифровка:

17 — 20 баллов — высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.

11 — 16 баллов — потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности.

1 — 10 баллов — неуверенность в своих силах,  мнение о достигнутом критично, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности.

Тест «Мой уровень самооценки» (5-6 класс)

Подумайте над предлагаемыми ниже утверждениями и укажите по 4-балльной шкале свое отношение к ним:

  • очень часто — 4 балла;
  • часто - 3 балла;
  • иногда — 2 балла;
  • редко — 1 балл;
  • никогда — 0 баллов.
  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею, как следует говорить с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.        *
  14. Я слишком скромен (скромна).
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень многого.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  1. Я слегка смущаюсь.
  2. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  3. Я не чувствую себя в безопасности.
  4. Я часто волнуюсь напрасно.
  5. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  6. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Я чувствую себя скованным (скованной).
  8. Я уверен(а), что люди почти все принимают легче, чем я.
  9. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  10. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  11. Как жаль, что я не так общителен (общительна).
  12. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен(а) в своей правоте.
  13. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Результаты тестирования

  • 0—25 баллов — вы в основном уверены в своих действиях.
  • 26—45 баллов — средний уровень самооценки.
  • От 46 баллов и выше — низкий уровень самооценки.


Тест «Моя самоуверенность» (7-9 класс)

Прочитайте десять утверждений и решите, в какой степени вы согласны с каждым из них:

  • 1 балл. Полностью не согласен.
  • 2 балла. Скорее не согласен, чем согласен.
  • 3 балла. Все равно.
  • 4 балла. Скорее согласен, чем не согласен.
  • 5 баллов. Полностью согласен.

Если я прикладываю достаточно усилий, мне всегда удается решать трудные проблемы.
2. Если люди не соглашаются со мной, я всё равно могу отыскать способы, позволяющие мне добиться желаемого.
3. Мне легко удается не сбиваться с пути, ведущему к цели, и достигать ее.

4. У меня достаточно ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными  ситуациями, возникающими в самых разных областях

моей жизни.
5. Я уверен, что могу эффективно справляться с неожиданностями.
6. Я всегда говорю «да» новым возможностям.
7. Я спокойно воспринимаю трудности, возникающие как в личной, так и в профессиональной жизни.
8. Я способен решить большую часть проблем, с которыми сталкиваюсь.
9. Большую часть времени я чувствую себя живым энергичным человеком.
10. Я уверен, что могу справиться со всем, что встречается у меня на пути.

Обработка результатов:

41 – 50 баллов. Вы обладаете всеми признаками уверенного в себе человека.
31 – 40 баллов. Чаще вы уверены, что способны выходить из тупиков, в которые иногда попадаете. Однако есть ситуации, перед которыми вы пасуете.
21 – 30 баллов. Вы часто чувствуете нервозность в определенных обстоятельствах.
10 – 20 баллов. Ваша уверенность в себе на данный момент, по-видимому, довольно низка, однако с этим можно справиться.

Каких бы вершин вы не достигли, всегда будет что—то, в чем вы не очень сильны и этого всегда будет больше чем того, что у вас получается хорошо. Поэтому, не позволяйте своим недостаткам снижать вашу самооценку. Забудьте о них и развивайте ваши сильные стороны.

 Ричард Брэнсон

Рекомендации родителям: 

Наше мнение о себе, наша оценка самих себя играет важную роль в становлении личности.

 Взрослые еще могут как-то защититься от критики со стороны других людей,

   не снизив самооценки.

                      А подросток?

 Он раним и чувствителен.

И решающее влияние на его отношение к себе

оказывают самые близкие люди — его родители.

        

        Поэтому:

  •  Не превращайте всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Делайте все, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял себя на- показ.
  •  Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский опыт и мудрость - важнейший источник поддержки и помогают в решении не легких и жизненных проблем.
  •  Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка.
  •  Ваш ребенок - это отдельный, огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни.
  •  Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для проверки знаний учащихся

Тесты для проверки знаний у учащихся по предмету музыка в 7 классе  и искусство 8-9 класс....

Тест по проверке знаний учащихся по теме машиноведение для 7 кл.

Дидактическая игра «Рыболов» направлена на обобщение и контроль знаний.На слайдах №4-12 вставлены вопросы  и ответы в соответствующие поля.Учащимся предлагается ответить на «вопросы» и пров...

Тесты для проверки знаний учащихся 6-8 классов по трудовому обучению швейное дело

Разработаны тесты для проверки знаний учащихся 6-8 классов коррекционной школы VIII вида на первое полугодие...

Тесты для проверки знаний учащихся 6 класса швейное дело

Разработаны тесты для проверки знаний учащихся 6 класса по окончанию первой четверти...

Тесты для проверки знаний учащихся

Тесты позволяют быстро проверитьзнания у большого количества учащихся. Тест состоит из 10 вопросов с 4 вариантами ответов. Учащийся допустивший 1 ошибку получает оценку 5, 2-3 ошибки - оценка 4, 4-5 о...

Тесты для проверки знаний учащихся

Тесты позволяют быстро проверить знания у большого количества учащихся. Тест состоит из 10 вопросов с 4 вариантами ответов. Критерий оценки: Учащийся допустивший 1 ошибку получает оценку 5, 2-3 ошибки...

Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья

Данный тест можно проводить с учащимися на уроках ФК для определения самооценки состояния своегоздоровья...