Главные вкладки

    Консультация "Подросток: поведение и дисциплина"
    консультация на тему

    Информация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podrostok_povedenie_i_distsiplina.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    на тему: «Подросток: поведение и дисциплина»

    (для родителей)

                   Подростковый возраст — самый трудный для родителей, именно в этот период возникает множество проблем с детьми. Старшие, да и младшие подростки радикально меняются в период полового созревания. Спокойные, уравновешенные дети становятся буйными, агрессивными, неуправляемыми. Не зря существует выражение «трудный подросток». Это он для нас трудный, а для себя он нормальный. Гораздо хуже, когда и для себя ребенок становится «ненормальным». Он может ненавидеть свои прыщи, свой рост, цвет волос. Да мало ли он что может придумать, вооруженный развитым интеллектом и богатым воображением. Ведь многие подростки имеют внутренний радар, чутко улавливающий все, что раздражает их родителей. Если мы ценим аккуратность, наш подросток будет неряшливым, в его комнате будет беспорядок, его вещи приобретут отталкивающий вид, а волосы станут нечесаными и длинными. Если мы настаиваем на хороших манерах, он будет влезать в разговор, сквернословить. Если нам нравится изящество и тонкость слога, он будет говорить на жаргоне. Если мы оберегаем мир в доме, он будет ссориться с соседями, дразнить их собак и задираться на их детей. Если мы любим хорошую литературу, он наполнит наш дом комиксами. Если мы делаем акцент на развитие физической силы, он откажется делать зарядку. Если мы заботимся о здоровье, он будет носить летние вещи в холодную погоду. Если мы боимся, загрязнения воздуха и рака легких, он будет курить, как паровоз. Если мы высоко ценим хорошие отметки и академическую успеваемость, он будет учиться хуже всех в классе.

    Жизнь становится чередой бесконечных обид. Оживают старые ссоры. Он сражается, вставая с постели утром и ложась в постель вечером. Он ныряет на дно в учебе и во время купания. Он полон противоречий: его язык груб, но он слишком стеснителен для того, чтобы переодеваться в раздевалке. Он говорит о любви, но убегает от нежных объятий матери. Он будет спорить, заниматься софистикой и не обращать внимания на то, что мы говорим. Но он будет искренне удивлен, если мы почувствуем обиду на его "шалости".

    Поиски своей индивидуальности для подростков — жизненно важная задача. Когда он смотрит в зеркало, то часто спрашивает себя; "Кто я?" Он не уверен в том, каким хочет быть, но знает, каким быть не хочет. Боится быть никем, имитацией образа, обломком старой колоды. Становится непослушным и недисциплинированным, не столько, для того чтобы бросить вызов своим родителям, сколько, для того чтобы испытать свою индивидуальность и автономию. Его упрямство может доходить до крайности. Например, покупая костюм, один подросток спросил продавца: "Если моим родителям понравится этот костюм, смогу ли я его поменять на другой?"

    Средства массовой информации бестактно драматизируют для подростка его трудности. Телевидение раздувает его прыщи; радио привлекает внимание к неприятному запаху изо рта; а журналы заставляют бояться быть недостаточно дезодорированным. Они говорят ему то, что и лучшие друзья не сказали бы: освежай дыхание; укрепляй зубы; удаляй перхоть; укорачивай нос; удлиняй рост; худей; развивай гибкость; укрепляй мускулы и исправляй осанку. Хорошо еще, если такие "дружеские" советы не привьют подростку комплекса неполноценности.

    Сбитые с толку, родители реагируют примерно такой последовательностью отчаянных мер. Во-первых, мы становимся жесткими, а если это не помогает, мы переходим к мягкости. Когда и это оказывается безрезультатным, мы пытаемся действовать методом убеждения. В случае, если и наши мягкие убеждения не достигают цели, мы прибегаем к насмешкам и упрекам. Затем мы возвращаемся к угрозам и наказаниям.

    Что делать родителям для того, чтобы оставаться в здравом уме и с честью выпутаться из этой ситуации?  Взросление детей — трудное время для родителей. Нелегко смотреть, как милый ребенок превращается в неуправляемого юнца. Особенно тяжело переносить появление или возобновление раздражающих нас манер, таких как обгрызание ногтей, ковыряние в носу, обкусывание заусениц, постукивание пальцами по столу, притоптывание ногой, покашливание, сведение глаз к переносице, дерганье или гримасничанье. Как странно видеть молодого человека, лежащего в постели, смотрящего в пространство и часами крутящего кусочек шнурка. В какое замешательство приводит нас его колеблющееся настроение или нескончаемые жалобы. Конечно, его вкусы невозможно удовлетворить. Дом — отвратительный, автомобиль — хлам, а мы — старомодны.

    Подросток нуждается в нашей помощи, даже если он не признается в этом, и наша поддержка должна быть тонкой и тактичной. Примите его нетерпеливость и неудовлетворенность.

    Отрочество не может быть неизменно счастливым временем. Это время нерешительности, сомнений в себе и страданий. Это возраст космической тоски и индивидуальных страстей, социального беспокойства мучительных внутренних страданий личности. Это возраст неустойчивости и амбивалентности. Ведь для подростка совершенно естественно вести себя неустойчивым и непредсказуемым образом; бороться со своими побуждениями и принимать их; любить своих родителей и ненавидеть их; глубоко стыдиться признать свою мать перед другими и неожиданно испытывать страстное желание поговорить с ней "по душам"; преуспевать в имитации сходства с другими, находясь в беспрестанных поисках своей индивидуальности; быть более идеалистичным, артистичным, благородным и бескорыстным, чем когда-либо в жизни, но в то же время и обратное: эгоцентричность, эгоизм, расчетливость. Такие колебания между крайностями считались бы в высшей степени ненормальными в какой-либо другой период жизни. Но в это время они могут означать не более чем-то, что структура взрослой личности требует длительного времени для своего формирования.

    Не стоит спрашивать подростка: "Что с тобой? Почему ты не можешь сидеть спокойно? Что вдруг на тебя нашло?" Он не может ответить на эти вопросы. Даже если он знает это, он не может сказать: "Мама, меня раздирают противоречивые чувства. Я поглощен иррациональными импульсами. Меня сжигают неведомые желания".

     Потребности подростка срочны и безотлагательны. Но, подобно голоду или боли, их легче ощутить, чем выразить словами. Родители могут помочь терпимым отношением к их неугомонности, уважая их одиночество и принимая их неудовлетворенность. Они могут помочь лучше, если не будут излишне любопытными. Как сказал об этом поэт Калиль Джибран: "Истинно добрый не спросит у бедного: "Где твое платье?" — и у бездомных не спросит: "Кто дом ваш разрушил?"   

           Список литературы:

    1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001..
    2. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1987г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

    1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

    Дисциплина - это обучение правильному поведению

    Рекомендации родителям как правильно взаимодействовать с ребенком....

    Дисциплина-обучение детей правильному поведению

    Дисциплина-обучение детей правильному поведению...

    Родительское собрание "Эффективные способы влияния на поведение ребенка. Решение проблем детской дисциплины"

    Цель: выработать у кровных родителей умение конструктивно взаимодействовать с ребенком.Задачи: – познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины в соответствии с их возраст...

    Правила поведения в кабинете – дисциплина и чистота

    Правила поведения в кабинете –дисциплина и чистота...

    Конспект тематического занятия для дошкольников «Хорошо ли соблюдать правила поведения?» по дисциплине «Азбука общения».

    Хорошо ли соблюдать правила поведения? На этот вопрос дошкольники старшего возраста учатся отвечать на занятиях по дисциплине «Азбука общения». Целью данного занятия является: создание усл...

    Консультация для родителей "Подросток: поведение и дисциплина"

    Консультация для родителей "Подросток: поведение и дисциплина"...