Развитие мелкой моторики
консультация по теме

Арискина Ирина Юрьевна

Развитие мелкой моторики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий хорошо развитую мелкую моторику, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Техника последнего требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитых зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно формировать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Родители и педагоги, уделяющие должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если вдруг обнаружится, что ребенок при рисовании или закрашивании активно поворачивает лист. В этом случае он заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жестокой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепкой из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети лепят, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений приобретаются детьми на увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивают в виде бусины, конец ее закрепляют при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет способность уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

Изготовление поделок из бумаги – также одно из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольника, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Действия с бумагой заканчиваются определенным результатом, но чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, малыш почувствовать веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

Таким образом, целесообразно проводить данные виды деятельности как целые занятия, так и индивидуальные формы работы во второй половине дня. Дошкольники могут описать поделки из бумаги, рассказать, как они сделали ту или иную поделку, что для этого потребовалось, в какой последовательности ее необходимо было выполнять.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать или взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: младенец пока еще не может их координировать. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в т.ч. и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия – они непреднамеренны.

Таким образом, обобщая вышесказанное, полезно знать, что:

 уровень развития мелкой моторики служит одним из показателей развития связной речи в дошкольном возрасте;

– при целенаправленной коррекционно-педагогической работе наблюдается качественное изменение в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;

– развивая мелкую моторику, естественным, здоровым способом формируется интеллект ребенка, в частности связная речь. Включенные в работу упражнения по типу изображения из пальчиков разных персонажей, предметов, самомассаж пальчиков, сопровождающийся стихотворным текстом, способствуют активизации, расширению, обогащению словаря;

– при совершенствовании мелкой моторики приобретаются навыки, необходимые при обучении письму;

– работу по развитию мелкой моторики целесообразно начинать с раннего возраста.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....