Родительское собрание
статья (5 класс) на тему

Чернышева Ольга Николаевна

Выступление классного руководителя на родительском собрании в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание.

5 класс

Подготовила:

Чернышева О.Н.

Кл.руководитель 5 а класса

МКОУ «СОШ №1 п. Тёплое»

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

Семья – это особого рода коллектив, который играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Главные чувства и эмоции проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

При переходе из начальной школы в среднюю, ребенок сталкивается с рядом трудностей. Вообще данный переход совпадает со своеобразным концом детства – так называемым стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети часто меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. В результате этого у детей снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Для детей важно место, которое они занимают в коллективе; они остро реагируют на все, что говорят учителя (порицание и похвала). На данном этапе ребенок ощущает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье, стремится обзавестись друзьями, хотят, чтобы взрослые воспринимали их как равных.

 Отсюда и ряд проблем в воспитании пятиклассников, с которыми сталкиваются родители и учителя. Поэтому социальное, семейное и школьное воспитание должно осуществляется в неразрывном единстве.  

Родители, прежде всего, сталкиваются с нежеланием делиться впечатлениями о проведенном дне в школе, нежеланием делать уроки,  с негативными характеристиками в адрес школы, учителей, одноклассников, в некоторых случаях даже просят родителей перевести их в другую школу (где ситуация, конечно, останется прежней, а скорее всего ухудшится), трудностями утреннего пробуждения, вялостью, жалобами на усталость, головную боль и плохое самочувствие, постоянно что-то забывают, неусидчивы, испытывают страх перед уроками. Также на данном этапе дети стремятся максимально привлечь к себе внимание, прежде всего родителей, их внимание может переключаться на взрослые темы.

Что же ждут родители пятиклассников от школы? Это развитие способностей, приобретение знаний, умений и навыков, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности, полезное времяпрепровождение, приобретение опыта общения с другими людьми, умение организовать свое время и дела, быть полезными другим людям. Почти каждый второй родитель высказывает пожелание о том, чтобы его ребенок обрел в школе друзей.

Успешный родитель должен иметь хотя бы минимальное понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка родители, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

На данном этапе педагоги советуют родителям

  • воодушевлять ребенка рассказом о своем школьном опыте, запоминать важные для ребенка события и отдельные имена;
  • постоянно держать контакт с классным руководителем об успеваемости, поведении ребенка, его отношениях в коллективе  как минимум раз в месяц, даже если нет причин для беспокойства;
  • помогать ребенку с выполнением домашнего задания, проверять, интересоваться, все ли понятно, но не делать ничего за него (ненавязчивый контроль);
  • помочь ребенку почувствовать интерес к отдельным дисциплинам, найти связь между тем, что ему интересно и новыми предметами;
  • избегать изменений в домашней атмосфере;
  • быть особенно внимательными по отношению к ребенку, следить за его физическим и психологическим здоровьем;
  • принимать ребенка таким, какой он есть, несмотря на все его неудачи, с которыми он может столкнуться;
  • обращать внимание на его конкретные действия, а не на его личность;
  • развивать самоконтроль, самооценку и самодостаточность, ответственность (у ребенка должны быть домашние обязанности);
  • важно обсуждать с ребенком причины его недовольства отдельными учителями (для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания), поддерживая при этом авторитет учителя.

Школа и семья должны работать вместе, чтобы помочь ребенку легче пережить период адаптации в средней школе. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет. Отношения “учитель — родители” могут существовать и формироваться определенным образом: с помощью прямых контактов с родителями и без прямых контактов их участников, т.е. опосредованно. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий.  Это  и разрозненные и несогласованные действия в отношении ребенка, что наносит ущерб обучению и воспитанию школьника; и представления учителя и родителей друг о друге со слов ученика, что зачастую приобретают искаженный характер; а порой даже возникновение взаимного или одностороннего недовольства, неприязни, что может приводить к конфликту.

Поэтому школа (посредством классного руководителя), чтобы избежать конфликта, строит свои отношения с родителями и учащимися на основе взаимодоверия, взаимоуважения, взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

На родительских собраниях важно не только информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выяснить причины, обсуждать пути преодоления, наметить конкретные меры, но и регулярно проводить беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом и страной. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы.

Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы, даже если нет явных причин для этого.

В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей.


Золотые правила воспитания для родителей

 

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

 

Памятка для родителей ученика средней школы

 

Возрастные особенности младшего подростка:

 

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

 

 

 

 

Некоторые проблемы пятиклассников

 

  • В письменных работах пропускает буквы.
  • Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
  • С трудом решает математические задачи.
  • Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
  • Не усидчив во время занятий, индивидуальной работы.
  • Не умеет работать самостоятельно.
  • С трудом понимает объяснения учителя.
  • Постоянно что-то и где-то забывает.
  • Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
  • Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
  • Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.

 

Чем можно помочь ?

 

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

 

Рекомендации родителям пятиклассников

 

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

 

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.

 

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

 

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

 

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

 

Ваш ребенок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.

 

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

 

Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

 

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

 

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

 

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребенка происходят изменения.

 

Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
 

 

В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

 

  • Здоровье .     Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности.
    Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

 

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

 

Слова поддержки

 

  • Зная тебя, я уверен, что ты все сделал, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

 

Слова разочарования:

 

  • Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

Поддерживать можно посредством:

 

  • отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
  • прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
  • совместных действий (сидеть или стоять рядом и т.д.).
  • выражение лица (улыбка, кивок, смех, подмигивание).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....