"Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье"
статья по теме

Востроилова Светлана Владимировна

Выступление на Научно-практической конференции «Ребёнок с ограниченными возможностями развития: в семье, институтах образования и группах сверстников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebyonka_s_ogranich_vozmozhnostyami_v_seme.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«Ребёнок с ограниченными возможностями развития:

 в семье, институтах образования и группах сверстников»

Тема выступления

«ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ

(материал для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ)

Выступление подготовила

 педагог высшей квалификационной категории,

мама ребёнка с ограниченными

возможностями развития

Востроилова Светлана Владимировна

г. Иваново 2012 год

\На развитие человека оказывает влияние множество факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья всегда была, есть и будет важнейшей средой формирования личности.

Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но главное – специфическое положением в семье ребенка, которое обусловлено его болезнью.

Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста, прежде всего, должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит нам - родителям: именно у нас ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей малыш будет рассматривать себя или как инвалид, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человек, вполне способного достичь каких-то успехов.

Мы должны понять сами и внушить ребенку с ограниченными возможностями здоровья, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае мы не должны стыдиться своего ребенка, тогда и он сам не будет уходить в себя, в свое одиночество.

Следует обратить внимание родителей на необходимость включения ребенка в повседневную жизнь семьи. Несмотря на двигательные и речевые нарушения разной степени выраженности, ребенок должен в качестве равноправного члена семьи принимать посильное участие в делах и заботах. Родительский такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию положительных сторон его личности.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем мире ограниченны. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений.

При организации воспитания детей с ограниченными возможностями в семье, нам-родителям необходимо помнить следующее: не ожидать слишком многого сразу. Нужно быть реалистами. Начать с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждать его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и родителям.

В воспитании детей с ограниченными возможностями очень важны: индивидуальный подход, наблюдательность за реакциями ребёнка и  учёт его потребностей.

Как показывает практика, активность у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, должна быть выше, чем у родителей здоровых детей. Унасдолжна существовать стойкая установка на эффективную помощь своему ребёнку, а это, в свою очередь, будет свидетельствовать о наличии хороших возможностей для создания результативных условий воспитания  развития малыша.

Семья, только семья поможет ребёнку с ограниченными возможностями полноценно жить в обществе, а не быть его изгоем.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Потребности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями".

Во всём мире семьи детей с нарушением слуха имеют в чем-то сходные потребности, но помощь, необходимая каждой из них, всегда должна планироваться индивидуально. В статье даны результаты исследования п...

Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Представлен опыт работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями....

Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития

В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений  встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии.Основная цель   таких   групп...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Данный материал может быть использован педагогами для работы с семьями обучающихся....

Статья "Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Статья охватывает основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, рассказывает о трудностях, возникающих на пути его воспитания и социализации....