Выступление на Совете общественности "Работа с родителями"
статья на тему
Из опыта работы с родителями обучающихся. Выступление на Совете общественности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой педагогический стаж составляет 26 лет. Классным руководителем я стала после трех лет работы в школе. Разные были классы. Всегда были проблемы большие и маленькие, разные жизненные обстоятельства. Постепенно накапливался опыт общения с детьми и их родителями. Всегда очень сложно совмещать работу учителя – предметника и классного руководителя. Но я до сих пор не могу представить работу учителя без своего класса. Чего-то очень важного будет не хватать.
Хорошие результаты получаются тогда, когда есть тесная взаимосвязь и взаимоуважение между учителем и родителями. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Этому способствует кропотливая работа в течение нескольких лет по неформальному знакомству с семьями, по психолого-педагогическому просвещению родителей и организации взаимодействия школы и семьи.
Если это достигается, то формируется сплочённый, дееспособный классный коллектив, имеющий успехи в учёбе, спорте, общественной деятельности. Коллектив, в котором каждый является очень важной, ценной, неповторимой личностью. В таком случае классного руководителя называют «второй мамой», которая смогла своим примером показать, как нужно уважать друг друга, приходить на выручку, добиваться поставленной цели, верить в справедливость и добро.
Я хочу поделиться своим опытом в качестве классного руководителя по организации работы с родителями.
Основные направления организации работы с родителями.
1. Изучение семей класса.
Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка. Когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации, тогда всё-таки приходят за советом или помощью, бывает и слишком поздно.
Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. Мне всегда было приятно общаться с родителями моих учеников. Я всегда старалась иметь доверительные отношения, не забывала ставить себя на место родителей. Я полностью согласна с В.А. Сухомлинским: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».
Первое и очень важное знакомство с родительским коллективом происходит при беседе с первым учителем. Он характеризует сильные и слабые стороны родительского коллектива, обращает внимание на активных, неравнодушных родителей и на семьи со сложным положением. Рассказывает о своём взаимодействии с родителями. Все эти знания я брала на заметку и начинала самостоятельно изучать семьи пятиклассников.
Начиная работу с новым классом, нужно максимально изучить семейную ситуацию, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первом родительском собрании советую я провожу анкету «Первый раз в пятый класс».
- С какого времени посещал начальные классы в данной школе, как складывались у ребёнка отношения в начальной школе?
- С каким настроением идёт в пятый класс?
- Какой школьный предмет ему наиболее интересен?
- Какой школьный предмет вызывает у него и семьи наибольшую тревогу?
- Как часто болеет и как справляется с болезнями?
- Кто из друзей и приятелей будет вместе с ним в одном классе?
- Чем интересуется и увлекается, чем хотел бы заниматься в школе помимо школьных занятий?
- Кто из членов семьи наиболее авторитетен для ребёнка?
- Какого мнения Вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
- Каким Вы видетет классного руководителя своего ребёнка?
- Каким Вы представляете класс, в котором учится ваш ребёнок?
- Какие традиции и обычаи должны развиваться в детском коллективе?
- Чем Вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
- Какие проблемы воспитания вызывают у Вас серьёзную тревогу и опасения?
С целью изучения качеств характера обучающихся, взаимотношений в семьях ребят использую в анкетировании вопросы:
- Какие положительные качества характера своего ребёнка Вы можете назвать?
- Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
- Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
- Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
- Приглашает ли Вас на классные мероприятия, хочет ли видеть Вас в школе?
- Как Вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
В старших классах провожу анкетирование самих учащихся «Близкие тебе люди» к родительскому собранию. Она позволяет определить отношение старшеклассников к своей семье, к взрослым.
Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Это наиболее распространенная и эффективная форма индивидуальной работы с родителями. Я посещаю семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.
Каждая семья – это большой и сложный мир. В каждом из них свои привычки, традиции свои отношения. Во всем этом надо хорошо разобраться, выявить сильные и слабые стороны в воспитании детей. Изучение внутрисемейных отношений, разумеется, дело сложное, но нужное. Без этого трудно дать конкретные советы родителям.
Во время посещения семьи учащегося накапливается ценный материал, изучается взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем я стараюсь добиваться, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании у учащихся моральных качеств. К сожалению, они не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя.
Однако посетить семью не всегда удается. Тогда родителей приглашаю в школу для беседы. Такие встречи позволяют разрешить сообща многие сложные вопросы воспитания и обучения. Во время индивидуальных бесед с родителями я выясняю условия жизни и учёбы школьника, обсуждаю конкретные случаи поведения, отношения к успеваемости, взаимотношений в классе.
2.Содержание и формы работы по просвещению родителей.
Классные родительские собрания – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса, главная форма просвещения родителей. Классные родительские собрания обычно провожу один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание призвано быть школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании не всегда идет об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию вместе с детьми готовим выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Я почти на каждом родительском собрании демонстрирую презентацию или слайд-шоу об основных событиях в жизни класса.
Главную задачу родительского собрания я вижу в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.
Хорошей традицией родительских собраний в классе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному, но главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема
Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые вручаю родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
3.Организация взаимодействия родителей и класса.
Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.
Воспитательная деятельность родителей в классе осуществляется, прежде всего, в форме бесед с учащимися, проведения классных часов. В старших классах родители помогают в профориентационной работе. Они знакомят учащихся с особенностями различных профессий. В младших классах участвуют родители и бабашки в различных праздничных мероприятиях, конкурсах.
Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и организация и посещении музеев города, республики, соседних регионов.
Организация совместных досуговых мероприятий. В некоторых классах родители были частыми гостями и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и литературно-музыкальные композиции к Дню матери и к Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Походы выходного дня, проведённые вместе с родителями, всегда оставляют неизгладимое впечатление. Это, едва ли, не самые запоминающиеся события года. Раньше это были папы, а теперь чаще мамы.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один-два энтузиаста иногда находятся.
Неоценима помощь родителей и в организации выпускных вечеров, родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Когда выпускается очередной класс, тогда появляется и общность родителей, которые продолжат общение между собой, и не забудут классного руководителя. Самое главное – появятся успешные и счастливые люди. А это дорогого стоит.
Сегодня очень много спорят о функции и необходимых изменениях в роли классного руководителя: каким он должен быть и должен ли быть ещё и учителем-предметником? Не вернуться ли к опыту дореволюционных российских гимназий с их институтом «классных дам»?
Я считаю, что классный руководитель обязательно должен быть и учителем предметником, «пересекаясь» с воспитанниками не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках. Это очень трудно, но необходимо.
Исходя из этого, и строится моя концепция педагога: «Не навреди! Помоги воспитаннику самопроявиться, самовыразиться, самореализоваться, а значит и самовоспитаться!». Все это сообразуется с моими принципами воспитания:
- гуманизм, патриотизм и эстетическая направленность;
- принцип природосообразности;
- коллективное творческое дело;
- личностно – ориентированный подход;
- принцип социального взаимодействия.
Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так «расшифровать» слово «классный»: К – качество; Л – личность; А – активность; С – сердечность; С – сотрудничество»; Н – новации; ЫЙ – окончание, которого (в работе) нет!
И если в воспитательном процессе через общение с детьми классный руководитель относительно прав, удачлив и успешен, то в работе с родителями (очень часто) он испытывает трудности, воспринимая общение с родителями как неизбежную, неблагодатную часть своей деятельности. Но ведь, если вдуматься, то и педагоги и родители едины в одном – в стремлении видеть детей Счастливыми!
Провожая своих чад в школу, доверяя их нам, каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения учебными компетенциями, развития творческих способностей, самореализации в учебном процессе, ребенок прожил школьный день в комфортной и безопасной среде. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом и он должен поучаствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для идеального родителя
Не существует идеальных родителей, как и идеального ребенка. Но есть способы и правила, которые позволят улучшить отношения между родителями и детьми. Вот что советуют психологи....
Полезные советы. Для вас, РОДИТЕЛИ.
Данный материал содержит несколько нехитрых советов, которые помогут родителям понять своего ребёнка и вовремя помочь ему в сложной ситуации....
Добрые советы для вредныех родителей или Вредные советы для добрых родителей
В нашем детском саду существуют определённые правила для родителей. Некоторые родители пренебрегают выполнением данных правил и своих обязанностей по воспитанию детей. Мы решили заимствовать тему вред...
Советы и рекомендации родителям
В презентации даны рекомендации и советы родителям, будующих первоклассников, по подготовке детей к школе....
Выступление на Совете педагогов "Профессиональный стандарт" презентация
Цель: Систематизировать знания воспитателей о переходе на Профессиональный стандарт...
Выступление на Совете школы "Филологическое образование. Реальность и перспективы."
В статье описываются напрвления работы учителей немецкого языка в настоящее время и в перспективе....
Выступление педагогический совет.Развитие поисково-исследовательской деятельности
Развитие поисково-исследовательской деятельности...