Родительский практикум «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»
методическая разработка на тему

Базарова Лхамажап Содбоевна

 

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, в связи с введением и  реализацией ФГОС нового поколения. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Учитель, в первую очередь должен постараться донести до родителей что представляют собой УУД, чтобы поняли их дети.  Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЕЙС «Школа для родителей»,  или Встреча с реальностью.

Добрый день уважаемые учителя, гости, родители!

Современная эпоха - это время информационной цивилизации, а она требует формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни. На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием – достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Чтобы достичь этой цели мы поставили ряд задач. Одним из главных задач является создание педагогической семьи, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как  равноправных партнеров.  Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Также выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия школы с родителями, способствующих сотрудничеству семьи и школы в современных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.  Такие как, традиционные формы партнерства родителей и учителя - родительские собрания, к сожалению, стали не эффективными. На такие собрания  родители обычно не ходят. Есть родители, которые всегда имеют активную жизненную позицию, и без нашего особого участия понимают все в образовании, но их очень мало. Что делать?

Учитель – педагогический работник

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Идея! Родителей надо «окунуть» в школьную жизнь, чтобы они вернулись за школьную парту в роли учеников, почувствовали бы на себе каково это быть современным школьником, сколько всего надо знать и уметь, узнали ситуацию изнутри, так как  качественная составляющая школы остается закрытой для общественности.  Чтобы влиять на образование необходимо владеть информацией, и тогда в ходе общешкольного родительского собрания было принято решение о поиске механизмов, которые позволят обеспечить открытость школы для большего числа родителей.  

        Одним из методов решения данной проблемы является проведение «Школы для родителей».

 «Школа для родителей» - это курс стратегического планирования (все нюансы надо учесть); это лакмусовая бумага, отпечатки на которой отражают недочеты в нашей работе (например, количество родителей во многом зависит от активности классного руководителя, его умения убеждать, мотивировать, от его собственного интереса к данному событию); это открытие нового…нового учителя…новые знания…новые технологии…нового участника встречи.

Идея состоит  в следующем: в последнюю субботу каждой четверти, в школу приходят не учащиеся, а их родители. Расписание уроков выглядит таким образом, что у каждого класса (а родители представляют класс, в котором учится их ребенок) первые 2 урока – это предметы из школьной программы данного класса, а 3-ий урок – это час общения с классным руководителем. На уроки родители приносят тетради, учебники, школьные принадлежности.

Формы организации разные: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных служб, медицинских работников.

Интересную картину можно будет наблюдать: родители идут с рюкзаками и ранцами, стоят по группам и изучают расписание каждого класса, изучают свое расписание и пытаются понять, в каком кабинете следующий урок и вспомнить, а где же находится этот кабинет, в какой стороне коридора, когда звонок на урок и с урока (время уроков – 45 минут).

Интересными для родителей будут и перемены.

 «В связи с введением ФГОС, предполагающим деятельностный подход (формирование умений для успешной социализации личности учащихся в условиях современной школы), предложили внести изменения в организацию встреч для родителей 5 – 9 класса:

  1. Проводить уроки не по классам, а по интересам с участием родителей из других классов, показав тем самым родителям возможности иных форм обучения.
  2. Проводить уроки не по предметам, а по темам, которые предполагают раскрытие приемов формирования умений».

Участники семинара приняли данное предложение, но при этом посоветовали при составлении расписания учесть, что по традиции для родителей нужно все же провести один урок по одному из учебных предметов в классно-урочной системе.

Таким образом, ориентиры в проведении встречи для 5-9 классов определены. В начале октября 2014 года на рабочей встрече по подготовке «Школы для родителей» были определены следующие моменты:

  1. Дата проведения – ……………..
  2. Темы для начальной школы определены с учетом особенностей организации учебного процесса. Перед учителями стоит задача составить конспекты уроков в методическую копилку, чтобы коллеги могли воспользоваться материалами для проведения тематической встречи следующего года.
  3. «Школу для родителей» в старшей школе не проводить, так как для данной категории учащихся важно не прерывать учебный процесс.

В итоге был разработан следующий план подготовки:

……………………………………………………………………………….

Таким образом, важно отметить следующие моменты, которые, на наш взгляд, являются важными на этапе подготовки:

  1. Еженедельное информирование оргкомитетом «Школы для родителей» ходом подготовки.
  2. Четкое понимание педагогическим коллективом целей подобных встреч, технологии проведения и самое главное, содержания, которое они будут представлять родителям (качество этого содержания).
  3. На этапе подготовки создать для учителей ситуации, в которых они имели бы возможность обсудить тему урока, его структуру (в нашем случае, был день 05 ноября, когда каждая группа учителе смогла встретиться с научным руководителем и задать вопросы, услышать экспертное мнение). В ходе подобной работы организаторам «Школы для родителей» важно понять, в какой теме могут быть риски, связанные как с методической подготовкой разработчиков, так и человеческий фактор (готовность к обучению родителей, которые практические все имеют высшее образование, достаточно информированы и т.п.).
  4. Организовать встречу с классными руководителями, чтобы договориться о единой системе распределения родителей по темам, о единой линии в проведении часов общения (так наши классные руководители 1 – 6 класса договорились по итогам часов общения сделать тематические коллажи из газетных и журнальных вырезок).
  5. Организовать репетиционный урок (выбор урока по желанию учителя), чтобы учителя и родители смогли рассказать о своих впечатлениях, о том, какие формы работы эффективны, какие не стоит использовать в работе с родителями.
  6. Предоставить родителям 5-9 классов возможность выбирать темы уроков исходя из своих интересов, потребностей. По выбору родителей можно судить о том, что интересует современного родителя. При этом темы лучше всего предложить заранее и их количество сделать избыточным, чтобы, наверняка, оказалась тема, которая у родителя вызовет интерес. Для работы с родителями лучше всего подготовить информационный лист (см. приложение 1), который желательно передать каждому классному руководителю, разместить на сайте школы и в сервисе, к которому имеют доступ все родители (в нашей школе таким сервисом является система Net-school). Классные руководители, в свою очередь, готовят свои информационные материалы.

Заключение.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи.

Совместная работа специалистов школы по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Существуют разные формы взаимодействия школы с родителями: традиционные и нетрадиционные; коллективные, групповые, индивидуальные.

Использование интерактивных методов позволяет расширить диапазон взаимодействия педагогов и родителей.
Педагогический опыт ценен там, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями.

В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9