Программа работы с родителями
рабочая программа на тему

Мамчур Татьяна Александровна

Программа работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

работы с родителями   8-9  класса

Классный руководитель: Мамчур Татьяна Александровна

МБОУ СОШ №36 Северобайкальский район.

Назначение  Программы

Настоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руководителя  с  родителями  учащихся  8-9   класса.

Программа  работы  с  родителями  предназначена  для:                                     - повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе;                  

- содействия  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  классного  сообщества;

- выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;

- пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

Нормативная  база для  разработки  Программы  работы  с  родителями

1. Закон  РФ  «Об  образовании».

2. Устав МБОУ СОШ №36

3.  Конвенция  о  правах  ребенка.

Сроки  и  этапы  реализации  Программы

Программа  ориентирована  на  2013-2015  годы.

1  этап  реализации  Программы 2013  уч.год

На  данном  этапе  будет  производиться  анализ  и  изучение  изменений в семейных отношениях семей  учащихся   класса  и  создание  условий  для  участия  семей  в  воспитательном  процессе.

2  этап – основной  20014-2015 уч.год

Работа  с  проблемными  семьями, сотрудничество  учителей  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе.

I. Содержание  проблемы  и  обоснование  необходимости  ее  решения  программным  методом.

       Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это  персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;  социально-экономический определяется имущественными характеристиками   занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованости жилища, особенностей образа жизни;  демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону  развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его        эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление  психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков  области воспитания. Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе  ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного  руководителя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.

1.  Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

2.  Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

3.  Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Не учет этих обстоятельств, приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.  Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

II. Основные  цели  и  задачи   Программы

Цель: Создание  единого  коллектива  учеников, родителей, классного  руководителя  и  педагогов  школы, объединенного  общими  целями  и  ответственностью, действующего  на  демократических  и  гуманистических  принципах.                    

  - Повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.               

- Содействия  сплочению  родительского  коллектива, вовлечения  пап  и  мам  в  жизнедеятельность  класса.                                                                       

  - Выработки  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка.                                                                                

  - Пропаганды  опыта  успешного  семейного  воспитания, профилактики  неверных  действий  по  отношению  к  своему  сыну  или  дочери  со  стороны  родителей.

III. Система  программных  мероприятий

Программа  включает  следующие  мероприятия  по  приоритетным  направлениям  в  сфере  совместной  деятельности  классного  руководителя, родителей  и  учащихся:  

-изучение  семей  учащихся;

-работа  с  родителями;

-работа  с  проблемными  семьями;

-сотрудничество  учителей  и  родителей  в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

-работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования;

-работа  с  педагогическими  кадрами.

1.Изучение  семей  учащихся

Цель:

Предусматриваются:

- изучение  семей  учащихся;

- создание  банка  данных;

- формирование  единых  педагогических  требований;

- составление  социальных  паспортов  семей;

- посещение  семей;

- диагностика  «Ребенок глазами родителей», «Анализ  и  оценка                   

 ситуации  в  семье», «Наш  ребенок»  и  др.

2. Работа  с  родителями

Цель:  Повышения  педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье  и  школе.

Формы работы:

1.         Коллективная:

Задачи:

1.         координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса;

2.         организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

3.         организовывать взаимодействие внутри коллектива родителей;

4.         инструктировать их по вопросам психологической подготовки и поддержки своих детей в период итоговой аттестации выпускников;

5.         стимулировать совместное участие детей и родителей в подготовке различных мероприятий, разработке и реализации проектов.

2.         Индивидуальная:

Задачи:

1.         организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;

2.         оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Способы реализации:

- классные  родительские  собрания;

- консультации родителей;

- дни  «открытых  уроков»;

- тематические  собрания  с  привлечением  специалистов;

- индивидуальная  работа  с  родителями;

- внеклассные  мероприятия  с  привлечением  родителей;

- заседания клуба выходного дня

3.Работа  с  проблемными  семьями

Цель: Оказание  помощи  проблемным  семьям, снижение  правонарушений  среди  подростков, устранение   злоупотреблений  со  стороны  недобросовестных  родителей, уменьшение  количества  проблемных  семей.

Предусматриваются:

- регулярное  посещение  проблемных  семей;

- проведение  малых  педсоветов;

- совместная  профилактическая  работа с  Советом  профилактики  правонарушений;

- индивидуальные  беседы  и  консультации;

- изучение  данных  о  занятости  учащихся  в  кружках  и  секциях;

- составление  банка  данных.

4. Сотрудничество классного  руководителя и родителей в  организации  воспитательной  работы  в  классе;

Цель: создание  единого  воспитательного  пространства  «родители – дети – классный  руководитель».

Предусматриваются:

1. поиск  родителей – спонсоров  классных  внеклассных  мероприятий;

2. помощь  родителей  разработке и реализации проектов, исследовательских работ, акций.                                                                         

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:

1. Обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.                    2.Взаимное уважение.                                                                  

3.Справедливость по отношению к детям и родителям.                            

 4.Повышение авторитета родителей.                                             

5.Соблюдение принципов педагогической этики.

5. Работа  с  семьей  в  системе  дополнительного  образования

Цель: развитие  творческих  способностей  учащихся.

Предусматриваются:

- оказание  помощи  в  устройстве  учащихся  в  кружки  и        спортивные  секции;

- привлечение  родителей  для  ведения  мини-кружков по  интересам;

- участие родителей совместно с детьми в школьных и муниципальных конкурсах.

6. Работа  с  педагогическими  кадрами

Цель:  Вовлечение  учителей  предметников  в  воспитательный  процесс  класса.

Предусматриваются:

- беседы  с  учителями  предметниками, ведущими  уроки  в  классе;

- посещение  уроков  класса;

- оказание  помощи  в  организации  индивидуальной  работы  педагогов  с  учащимися  класса

Механизм  оценки   результатов включает следующие критерии:

•        уровень  педагогической компетентности родителей

•             уровень вовлеченности в реализацию  Программы   учителей, родителей и учащихся  школы

•            положительные отзывы   партнеров и участников  Программы

•            новые формы сотрудничества  семьи и школы

 

Мероприятия

по  реализации         Программы  работы  с  родителями на 2013/2015  уч.год

Одной  из  важных  форм  установления  контактов  классного  руководителя  с  семьями  учащихся  является  классное  родительское  собрание. Главное  его  предназначение – согласование, координация  и  интеграция  усилий  классного  руководителя  и  семьи  в  создании  условий  для  развития  духовно  богатой, нравственно  чистой  и  физически  здоровой  личности  ребенка.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные  педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме.   При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд        важных положений:

- Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы  усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.

- Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

- Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни  каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление  об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском   коллективе).

- Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность,        взаимопонимание, взаимопомощь).

- Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных  вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

     

Сентябрь

1.         Родительское собрание «Наши задачи на новый учебный год». Предложения к плану. Реклама факультативов, кружков, секций. Организация питания школьников.» «Безопасный интернет»

2.         Посещение семей учащихся с целью знакомства с изменениями, произошедшими в жилищно-бытовых условиях.

Ноябрь

        1.  Родительское собрание «Как сохранить здоровье ребенку?»

        -Анализ анкет родителей и учащихся.

           - Выступление медицинского работника о результатах медицинского осмотра.

      - Презентация учащимися исследовательской работы  «Курение или жизнь?»

         - Анкетирование родителей «Здоровье моего ребенка»

       2. Итоги учебы за 1 четверть.

Декабрь

1. День «открытых уроков»

2. Родительское собрание «Личность начинается в семье»                                        

1. Комфортность ребенка в семье.                                                                      2. Условия эффективного семейного воспитания.                                                 

         3.Сила добрых традиций.

        4.Предварительные итоги учебы за 1 полугодие.

3.Подготовка к новогоднему празднику.

Февраль

1. Родительская конференция «Нравственное здоровье в семье».           Вступительное слово учителя.                                                                    

Обсуждение вопросов:                                                                                               - Сочетание любви и требовательности к детям.                                                       

          - Психологическое здоровье ребенка.                                                                        

          - Права ребенка.                                                                                           

           Анкетирование родителей «Как помочь ребенку обрести уверенность в

          себе?»

2.         Посещение семей учащихся, имеющих пропуски без уважительной причины.

3.         Изучение вопроса организации питания учащихся в школьной столовой.

       4. Поздравление пап.

Март

        1.Посещение семей учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки   

        2.         Лыжная прогулка родителей с детьми на природу.

Апрель

1. Беседа: "Духовный мир подростка".

1.          Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника, знание его интересов и  устремлений.

2. Потребности подростков. Потребности в общении со сверстниками, старшими.

  3. Интересы подростков. Их изменения и психологическая   характеристика.   

  4. Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые  герои. Кино, театр, телевидение в жизни детей.

                             Педагогический практикум:

   1. Обсуждение с родителями письма матери…

2. Праздник юмора с участием детей и родителей.

Май

1.         Индивидуальные беседы с родителями об успеваемости их детей, подготовке к сдаче ГИА

2.         Родительское собрание «Подростковый возраст: что должны знать родители».   Анкетирование родителей «Кем вы видите своего ребенка в будущем?» Анализ анкетирования учащихся «Мой жизненный выбор» Итоги успеваемости за год, подготовка к сдаче ГИА.  Организация летнего отдыха учащихся.

3.         Встреча с директором школы по вопросам организации предпрофильной  подготовки в 9 классе.

Июнь

1.         Подготовка необходимых учебных пособий к началу учебного года

2.         участие родителей в ремонте классного кабинета.

 В 2014/ 2015 уч. году продолжила  работу по   реализации    Программы  работы  с  родителями. Проанализировав итоги работы, пришла к выводу, что необходимо скорректировать деятельность. Работу построила по направлениям деятельности:

Основные направления деятельности:

·        Привлечение родителей, семей к решению проблем школы.

·        Оказание различной помощи семье.

·        Повышение педагогической культуры родителей.

·        Проведение совместных мероприятий детей, родителей, педагогов.

·        Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА.

Привлечение родителей, семей к решению проблем школы и класса

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Ролевая игра «Решаем проблемы вместе»

Игре предшествовал подготовительный этап в ходе которого были проведены исследования, выявившие наиболее актуальные проблемы школьной жизни. На заседании были сформированы 2 совместные группы из детей, родителей и классного руководителя.  Каждой группе предлагалось решить какую-то проблему. Предложенные варианты выносились на всеобщее обсуждение.

Ноябрь 2011

Акция «Самоделкин»

Помощь родителей в ремонте школьной мебели

Май 2012 года

«Марафон добрых дел»

- посажена березовая аллея около школы.

Сентябрь

Конференция

«Школа: перспективы развития»

Инициативная группа разработала модель развития школы. Учащиеся и родители класса внесли свои предложения по улучшению работы.

Март 2009 года

Школьные рейды

- контроль организации качества горячего питания в школе.

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

- обеспеченность учащихся учебниками.

Проведение совместных мероприятий детей, родителей, классного руководителя

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Благоустройство родника «Спасский ключ»

Социально-значимая деятельность

На территории поселения находится родник, водой из которого  пользуется жители деревни Подвигалиха и Дудино. Родник был не благоустроен: крутой спуск, захламленная территория. Необходимо оборудовать спуск, установить сруб, навес, скамейки.

Родник был благоустроен, на областном конкурсе проект «Благоустройство родника «Спасский ключ» был признан лучшим.

Сентябрь-октябрь 2011 г.

Деятельность группы «Позитив»

Группа детей и родителей организуют  поздравления ветеранов войны и труда с праздниками и памятными датами. Организуют концерты и игровые программы для воспитанников дошкольной группы, медработников и пациентов Спасской участковой больницы.

В течение всего периода

Акция «Забота»

Сбор вещей, книг, игрушек для малообеспеченных и многодетных семей.

Октябрь, Апрель ежегодно

Благоустройство парка деревни Подвигалиха

На территории поселения в 2003 году был заложен парк. Ученики и родители ухаживают за парком: окашивают территорию, убирают мусор и высохшие деревья.

Весна – осень, ежегодно

Акция «Птичий домик»

Изготовление скворечников и размещение их на территории поселения.

Весна, ежегодно

Акция «Кормушка»

Изготовление кормушек.

Зимой, ежегодно

Трудовые десанты

Уборка территории поселения.

В течение всего периода.

Постановка спектакля для жителей поселения

Привлечение родителей, обладающих различными талантами. Помощь в организации постановки специалиста районного отдела культуры.

Весна

2012 год

Участие в заседаниях клуба «Патриот»

Гражданско - правовое и патриотическое направление

Темы заседаний «Дорогами 1812 года», «Женщины на войне». Родители входят в поисковые группы по сбору краеведческого материала, помогают в изготовлении костюмов и декораций.

2 раза в год

Благоустройство территории памятника погибшему воину

- уборка территории;

- посадка и уход за цветами;

- окашивание территории;

Весна-осень, ежегодно

Акция

«Ищу героя»

Сбор краеведческого материала.

Январь-апрель 2012

Неделя права

Конференция с  привлечением родителей.

Апрель 2012

Здоровый образ жизни

Акция «За здоровый образ жизни»

Шествие по деревне Подвигалиха и Васильевское.

Лето 2012

Спортивное соревнование

«Папа, мама я – спортивная семья»

Ежегодно

Участвуют родители и дети класса

Профилактические беседы.

Родители – медики проводят беседы о вреде курения, алкоголя.

В течение всего периода

Конкурс плакатов

Семейный конкурс плакатов «Мы здоровая семья»

Январь 2012

Творческая мастерская

Семейные традиции

Выставка творческих работ родителей, бабушек, дедушек, детей.

Март 2012

Участие в заседании  клуба «Мы вместе» «Семейные праздники»

Семьи в интересной форме представят традиционные семейные праздники, поделятся рецептами праздничного блюда.

Май  2009

Праздник

«Милые, любимые, родные», посвященный Дню Мам

Школьники подготовили праздничный концерт, придумали конкурсы, обсуждали ситуации, случающиеся в семейном воспитании. В конце праздника устроили чаепитие, девочки своими руками испекли торт.

Участие родителей в традиционных школьных мероприятиях

Повышение педагогической культуры родителей

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Педагогический лектории

В течение всего года

Семинар-практикум для родителей

Представление передового опыта воспитания детей.

Апрель  2009

Оказание различной помощи семье

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Психологическая помощь

Организация встреч с психологом, юристом, психологические тренинги.

Помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семье.

Организация  работы «Горячей линии»

В течение всего года

Материальная помощь

Оказание материальной помощи малообеспеченным семьям.

Акции «Забота».

Ходатайство перед поселковой администрацией об оказании материальной помощи малоимущей .

В течение всего года

Профилактика негативного семейного воспитания

- Рейды в неблагополучные семьи.

- Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних.

- Вызов нерадивых родителей на заседание административной комиссии.

- Индивидуальные профилактические беседы.

В течение всего года

Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА

Мероприятия

Деятельность

Сроки

Родительское

собрание

«Готовимся к сдаче ГИА»

На собрании рассказала о процедуре сдачи ГИА. Пригласили учителей русского языка, литературы, биологии, они высказали рекомендации по подготовке к сдаче ГИА.

Октябрь 2011 года

Оформление информационного стенда  «Сдаем ЕГЭ»

На стенде размещается вся  информации об экзаменах: сроки, бланки. Вывешиваются результаты пробных контрольных работ. Советы и рекомендации по подготовке к успешной сдаче ЕГЭ.

Ноябрь

2011 года

Проведение Смотра Знаний учащихся

Родители приглашаются на зачеты, где учащиеся показывают готовность к сдаче ЕГЭ.

Март 2011 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

программа работы с родителями

программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....

Программа работы с родителями "Мостик"

Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....