Духовно-нравственное воспитание детей в семье.
учебно-методический материал на тему

Максимова Надежда Львовна

доклад посвящен воситанию детей в семье, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravst.doklad.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей в семье

Что же мы имеем ввиду под духовно-нравственным воспитанием?

Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитание уважения к другим людям, сверстникам. Ребёнок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Что следует иметь ввиду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности?

 - Это прежде всего, воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, школе, району и т.д.

 - Формирование в нём чувства хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, хлебу и продуктам питания: воспитание любви и уважения к людям.

Любовь к Родине у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.

Любовь к Родине  - это и восхищение тем, что видит перед собой ребёнок, чем он изумляется  и что вызывает отклик в его душе.

Задача взрослых – отбирать из массы  впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: это ближайшее отношение , природа и мир животных родного края, труд людей, отношение людей, раскрывающее ребёнку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, гуманное отношение ко всему живому).

Чтобы пробудить у ребёнка духовные чувства, родители знакомят детей с достопримечательностями своего края, рассказывают им о труде людей, о своей работе, о природе, о тех местах, где он родился и живёт.

В духовно-нравственном воспитании ребёнка важное место занимает воспитание любви к природе.

Прививать любовь к природе  с раннего возраста по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств гуманизма, добросердечности, сочувствия.

Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, и тут же бросают, мучают – «ласкают» котёнка и прочее).

Большое значение в воспитании любви к природе  играют родители. Во время прогулки интересно показать детям растения, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, подорожник. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.

Наряду с любовью к природе родители должны воспитывать и заботливое отношение к окружающим.

Заботливость, как нравственное качество, содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим.

Можно выделить некоторые этапы развития этого  нравственного качества у детей. Первый этап – охотное выполнение ребёнком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим, затем – второй этап – проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно.

Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон.

Завершающий этап развития этого качества – проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявления сочувствия, сопереживания.

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависит от условий семейного воспитания:  эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями задач воспитания и воплощения их на практике, отношения родителей к участию ребёнка в домашнем труде. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи.

У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнять так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.

Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, выражаемая ребёнком, может основываться на разных мотивах: один ребёнок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу.

Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители всё делают для ребёнка сами, ничего не требуя от него взамен.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у ребёнка играет художественная литература.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев.

Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка, бабушка, старшие братья и сёстры, сам ребёнок, младшие братья и сёстры.

У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции.

Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или семья потеряла кормильца, особенно, когда в семье один ребёнок, родители чувствуют вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому в таких семьях часто допускается искажение и негласным главой семьи становится ребёнок. У ребёнка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его  над родителями. Он должен знать свое место в семье.

Ребёнка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание – это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего ребёнка, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают место в автобусе инвалиду или пожилой женщине. И, конечно, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных ситуациях помогали люди.

Если мы хотим воспитывать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить. Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.

Семье принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. То, что приобретает человек в семье, он сохраняет в течение последующей жизни. Именно в семейном общении он узнаёт «что такое хорошо и что такое плохо». С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Ребёнок учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, кому выражать свою симпатию и антипатию, когда сдерживать свои эмоции.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.

Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, - хорошее воспитание.

Помните! Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить о себе вечный след. Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни.

Если вы хотите остаться  в сердце человеком – воспитывайте своих детей, да так, чтобы в старости не пришлось краснеть за них.

Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироваться и закрепляться изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Только совместными усилиями, совместным сотрудничеством, при доверительном отношении семьи и школы мы можем добиться положительного результата и воспитать в каждом школьнике настоящего человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

"Духовно-нравственное воспитание детей в семье"

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в т...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...

Духовно-нравственное воспитание детей в семье

Духовно-нравственное воспитание детей в семье...