Развитие мелкой моторики
консультация на тему

Долганова Виктория Геннадьевна

Консультация для родителей по теме: "Развитие мелкой моторики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

Учитель-логопед Долганова В.Г.

Очень часто в беседах родители сетуют на то, что не представляют, как именно необходимо заниматься с детьми. Психологи успокаивают: мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Обняли малыша на ночь? Почитали сказку? Показали самолет в небе? Все это заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит – развиваться. Но, конечно, немаловажное значение в деле развития малыша играют и специальные занятия, и среди них на первом месте стоит развитие мелкой моторики рук дошкольников.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в пальчиковые игры. Как обычно в домашних условиях мы развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, «Сороку-ворону», перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.

Если мы не хотим проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у трехлетки, можно проводить соответствующие развивающие занятия.

Методика мелкой моторики проста. Можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), играть в пальчиковые игры. Например, нежно поглаживая большой пальчик, скажите ему: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Теперь соедините большой пальчик с указательным и произнесите: «С этим пальцем в лес ходил». Прикоснувшись к среднему пальцу, скажите: «С этим пальцем щи варил». Повторив те же действия с оставшимися пальчиками, говорим: «с этим пальцем кашу ел, с этим пальцем песни пел», затем ребенок пробует повторить самостоятельно. Времени это много не занимает, зато польза огромная – ведь таким образом мы развиваем мелкую моторику! Отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для ребенка (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся!

А вот еще несколько веселых упражнений:

  1.  «Зайчики» -  сжать  оба  кулачка          Зайчик скачет прыг, да скок

                вытягивают    указательный    и        на зеленый, на лужок,

      средний пальцы вверх как ушки.           Травку кушает, молча слушает.

  1. «Цветок» - соединить ладони в             На окне в горшочках

области запястья пальцы сопри-            Поднялись цветочки,

касаются подушечками «Бутон»,          К солнцу потянулись,

раскрываются «цветок расцвел»           Солнцу улыбнулись.

  1. «Человечки» - сжать  оба  кулач-          Аты-баты, аты-баты

ка,  вытягивают    указательный            по дороге шли солдаты.

и  средний пальцы делая   ими шаги.

  1. «Замок» - сплести пальцы, соеди-        Ах как крепок наш замок,

нить ладони, стиснув их как мож-          не пускает на порог.

но сильней.

  1. «Забор» - сплести пальцы, вытян-        Попасть во двор

ув ладони в сторону.                              Не позволит нам забор.

  1. «Солнышко» - соединить ладони в     Солнышко, солнышко золотое

                                                                 донышко

     области запястья, ладони раскрыть,     Гори, гори ясно, чтобы не

     пальчики вытянуть в виде «лучей»      погасло

  1. «Комарик» - руки (поочередно)          Ты комар над ушком не звени,

сжимают в кулачок, вытягивают        Ночью наших деток не буди.

вверх указательный палец и со-

вершают им вращательные дви-

жжения.  

  1. «Очки» - соединить большой и          Чтоб могла нам бабушка

указательный    пальцы   обеих           Книжку почитать,

рук, подняв остальные вверх,             Ей очки придется надевать.

приставить к глазам

  1. «Бинокль» - соединить  большой      Наш отважный капитан,

и указательный    пальцы    обеих     покорит и океан.

рук,   остальные  плотно  к   ним

прижать.

Важно не забывать, что развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях через развитие мелкой моторики»

тМелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концент...