Развитие мелкой моторики
консультация на тему

Долганова Виктория Геннадьевна

Консультация для родителей по теме: "Развитие мелкой моторики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики

Учитель-логопед Долганова В.Г.

Очень часто в беседах родители сетуют на то, что не представляют, как именно необходимо заниматься с детьми. Психологи успокаивают: мозг ребенка развивает любое внимание к нему. Обняли малыша на ночь? Почитали сказку? Показали самолет в небе? Все это заставляет мозг обрабатывать информацию, а значит – развиваться. Но, конечно, немаловажное значение в деле развития малыша играют и специальные занятия, и среди них на первом месте стоит развитие мелкой моторики рук дошкольников.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития почаще играть в пальчиковые игры. Как обычно в домашних условиях мы развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, «Сороку-ворону», перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.

Если мы не хотим проблем с письмом у первоклассника, или задержки речи у трехлетки, можно проводить соответствующие развивающие занятия.

Методика мелкой моторики проста. Можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), играть в пальчиковые игры. Например, нежно поглаживая большой пальчик, скажите ему: «Пальчик-мальчик, где ты был?». Теперь соедините большой пальчик с указательным и произнесите: «С этим пальцем в лес ходил». Прикоснувшись к среднему пальцу, скажите: «С этим пальцем щи варил». Повторив те же действия с оставшимися пальчиками, говорим: «с этим пальцем кашу ел, с этим пальцем песни пел», затем ребенок пробует повторить самостоятельно. Времени это много не занимает, зато польза огромная – ведь таким образом мы развиваем мелкую моторику! Отличная методика мелкой моторики – это пальчиковый бассейн. В подходящую по размеру емкость насыпаем 1кг гороха или фасоли, «закапываем» внутрь что-нибудь привлекательное для ребенка (яркие мячики, фигурки животных), и просим его отыскать их. Во время этой увлекательной игры от малыша нельзя отходить, во избежание попадания мелких предметов в рот! И помните, мелкая моторика – не самоцель, не принуждайте к таким играм малыша, если ему почему-либо они не нравятся!

А вот еще несколько веселых упражнений:

  1.  «Зайчики» -  сжать  оба  кулачка          Зайчик скачет прыг, да скок

                вытягивают    указательный    и        на зеленый, на лужок,

      средний пальцы вверх как ушки.           Травку кушает, молча слушает.

  1. «Цветок» - соединить ладони в             На окне в горшочках

области запястья пальцы сопри-            Поднялись цветочки,

касаются подушечками «Бутон»,          К солнцу потянулись,

раскрываются «цветок расцвел»           Солнцу улыбнулись.

  1. «Человечки» - сжать  оба  кулач-          Аты-баты, аты-баты

ка,  вытягивают    указательный            по дороге шли солдаты.

и  средний пальцы делая   ими шаги.

  1. «Замок» - сплести пальцы, соеди-        Ах как крепок наш замок,

нить ладони, стиснув их как мож-          не пускает на порог.

но сильней.

  1. «Забор» - сплести пальцы, вытян-        Попасть во двор

ув ладони в сторону.                              Не позволит нам забор.

  1. «Солнышко» - соединить ладони в     Солнышко, солнышко золотое

                                                                 донышко

     области запястья, ладони раскрыть,     Гори, гори ясно, чтобы не

     пальчики вытянуть в виде «лучей»      погасло

  1. «Комарик» - руки (поочередно)          Ты комар над ушком не звени,

сжимают в кулачок, вытягивают        Ночью наших деток не буди.

вверх указательный палец и со-

вершают им вращательные дви-

жжения.  

  1. «Очки» - соединить большой и          Чтоб могла нам бабушка

указательный    пальцы   обеих           Книжку почитать,

рук, подняв остальные вверх,             Ей очки придется надевать.

приставить к глазам

  1. «Бинокль» - соединить  большой      Наш отважный капитан,

и указательный    пальцы    обеих     покорит и океан.

рук,   остальные  плотно  к   ним

прижать.

Важно не забывать, что развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....