От эффективного самоопределения к успешной самореализации
статья (9 класс) по теме

Папанова Ольга Анатольена

На сегодняшний день проблема успешной профориентации как нельзя более актуальна. Это совместная задача семьи, школы и учреждений высшего и среднеспециального образования. От успешного самоопределения и выбора профессии зависит будущие успехи в жизни, благополучие и чувство самоуважения молодых людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_rod_sobr._proforientatsiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

От эффективного самоопределения к успешной самореализации.

Выбор карьеры – одна из труднейших проблем нашей жизни. Слово карьера имеет несколько значений: успешное продвижение в каком-либо виде деятельности, достижение известности и славы, вообще деятельность, с помощью которой человек продаёт свои способности и добивается успеха. В данном определении ключевым словом является "продаёт". То, что для одного – карьера, для другого – хобби.

Прежде, чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что сам человек вкладывает в понятие карьеры, т. к. сложно стремиться к цели, которую не знаешь даже как назвать. Карьера – это не столько продвижение по социальной лестнице, сколько наше собственное спокойствие, самоуважение, уверенность в завтрашнем дне. Удачной карьера оказывается лишь в том случае, если человек заранее нацелил себя не просто стать кем-то, а быть кем-то, то есть знает не только, что хочет, но и зачем ему это надо, что он будет делать, добившись цели.

Независимо от возраста, в котором выбирают себе карьеру, она оказывает огромное влияние на весь уклад жизни человека. Поэтому не стоит совершать этот выбор второпях или под давлением окружающих, иначе человек рискует оказаться в ловушке. Лучший способ избежать этого – тщательный самоанализ и анализ различных видов деятельности, лишь тогда можно надеяться, что выбранная карьера будет соответствовать личным потребностям и интересам.

Серьёзные изменения социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры.

Принимая решение о выборе профессии, месте работы, выстраивании профессиональной карьеры, человеку необходимо учитывать, каков спрос на специалистов, на те или иные услуги, товары, и как он может измениться в будущем, т.е. знать ситуацию на рынке труда и рынке профессий в данный момент и предполагать ее расклад в будущем.

Сам по себе диплом выпускника ещё не служит залогом успешности карьеры. Карьера бывает успешной только в том случае, если она соответствует способностям и интересам человека. Ошибки в выборе сферы деятельности и даже в  правильном определении своего места в иерархической структуре чреваты загубленными годами, если не целой испорченной жизнью.

Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворённость жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). Т.е. объективная сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная – как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

 Понятие успешной карьеры связывают прежде всего с  успешным профессиональным самоопределением. Только честно оценив свои способности и возможные варианты карьеры, человек не ошибётся в выборе своего дела. Стереотипы, сложившиеся в отношении той или иной профессии, часто бывают неверными. Тщательный анализ ситуации – занятие достаточно утомительное, но оно этого стоит!

Именно с целью помочь нашим ученикам в оценке подходящих видов профессиональной деятельности  с учетом своих склонностей, способностей, интересов, наша гимназия приняла участие во Всероссийской профдиагностике молодежи. Ученики 9 и 11 классов прошли профориентационный онлайн-тест.

По результатам данной методики, школьники смогли узнать свои профессиональные интересы, склонности, личностные особенности, наиболее подходящие направления обучения (СПО и ВО) и будущие перспективные профессии.

Рекомендованные профили обучения включали следующие основные направления: финансово-экономическое, военно-спортивное, информационно-техническое, производственно-техническое, инженерно-техническое, естественнонаучное, творческое, социально-гуманитарное. Так же результаты методики показывали ребятам варианты индивидуального идеального профиля в рамках направления, например СМИ, регионоведение, музыкальное искусство, фундаментальная медицина, авиационная и ракетно-космическая техника, сервис и туризм, сестринское дело, ветеринария, теология, социокультурные проекты (с перечислением конкретных профессий и выделением самых актуальных профессий: графический дизайнер, техник-полиграфист, повар-кондитер и др.).

Можно заметить, что далеко не все актуальные профессии подразумевают под собой получение высшего образования, как стереотипно считается в обществе. По данным Белгородского ЦЗ по-прежнему сохраняется структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Спросом у работодателей пользуются, в основном, рабочие профессии (специальности), на их долю приходилось 76,0%  заявленных вакансий. Из общего числа квалифицированных работников наиболее востребованными были: арматурщик, бетонщик, водитель автомобиля, каменщик, крановщик, маляр, монтажник, облицовщик-плиточник, отделочник, официант, плотник, повар, продавец, слесарь, швея, электрогазосварщик, электромонтажник, штукатур, машинист строительной техники.

Из общего числа ИТР (инженерно-технических работников и служащих) наиболее востребованы: бухгалтер, менеджер, воспитатель, инженеры различных специальностей, медицинская сестра, врачи, в т.ч. узкой специализации.

Зная свой подходящий профиль обучения и актуальные профессии, молодые люди могут переходить к выбору учебного заведения. На сайте гимназии, а так же в различных электронных справочниках абитуриента представлены контактные данные высших, средне-специальных, профессиональных и других учебных заведений нашего города с адресами сайтов.

Хотелось бы отметить, что в нашем городе достаточное количество учебных заведений для получения актуальных профессий: Белгородский механико-технологический колледж, Белгородский строительный колледж, Белгородский индустриальный колледж, Белгородское медицинское училище железнодорожного транспорта и Медицинский колледж, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгородский государственный институт культуры и искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - это процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, найти в нем свое место. Формированию социаль...

статья "Формирование социального опыта учащихся как условие успешной самореализации на уроках биологии и во внеклассной работе"

Социализация - процесс выбора личностью жизненной дороги в своем обществе. Одна из целей современной школы - помочь учащимся адаптироваться в обществе, занять свое место. Формированию социального опыт...

Семинар для педагогов по теме: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося»

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало професси...

Статья "Условия для успешной самореализации обучающихся", опубликованная в газете "Вестник образования Юго-Западного образовательного округа"

В статье рассматриваются пути формирования успешности обучающихся: осознание необходимости приобретения информационных компетентностей и  развитие критического мышления в условиях деятельности и ...