Родительское собрание "Мой дом - моя крепость"
план-конспект на тему

Савельева Татьяна Владимировна

Материал на родительское собрание "Мой дом - моя крепость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshcheshkolnoe_rod_sobr.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

«Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери  и отца  к детям уродуют их!»

В.А. Сухомлинский

«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»

Эрих Фромм

Добрый день, уважаемые родители!

Наши дети. Наша радость и грусть, наше счастье и несчастье, наша гордость и наше горе.… Это всё они – наши дети. Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется. Он всё время делает что–то не так,  в чём–то ошибается, и мы постоянно чем–то недовольны. А может быть всё дело в том, что мы просто-напросто плохо знаем своих детей? Их нужды, потребности, их манеру общения, их, кажущуюся нам дурацкой, новую моду? Не знаем или не хотим знать? А может быть, нам порой просто не хватает терпения, чтобы выслушать и понять ребёнка? Или времени?  Причин много. Но главная причина всех бед, это то, что мы, как это не парадоксально звучит, не умеем общаться с нашими детьми, порой сами себе боимся признаться в этом, спросить совета, поискать помощи. Именно поэтому тема нашего сегодняшнего собрания звучит так «Гармония общения – как залог психического здоровья ребёнка».

      Общение с ребёнком – это всегда искушение.

 Он слабее меня,

он меньше меня знает,

 он не может без меня жить.

Значит, я могу командовать,

 диктовать условия,

сердиться на него,

 негодовать, если он не слушается

 Я могу делать с ним всё, что хочу.

Родителю, который   согласится с этими высказываниями, на свете жить легко, он поступает в соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте. И если выросший ребёнок не оправдает ожиданий, есть на кого свалить вину: на школу, общество, дурную компанию или природные склонности человека.

       Трудно становится, когда с самого начала решаешь для себя: я не буду поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду пользоваться своей властью.

       Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, сильно рискуешь, ведь никто не может предсказать заранее, чем всё обернётся.

       

               Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом: старательно моем, стираем, готовим, вообще бдительно следим за порядком, оставляя на потом общение с ребёнком, тихие разговоры с ним. Нам некогда узнать его внутренний мир, мир его тревог и волнений, просто услышать и понять его. Нам часто кажется, что у детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьёзно переживают свои беды, и не надо гасить их чувства. Воспитание чувств ребёнок получает в семье.

               Общение – залог психического здоровья ребёнка

Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. И от того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Поэтому позиции школы и семьи здесь должны совпадать.

Как эффективно и человечно справиться с конфликтными ситуациями? Давайте мы сегодня вместе с вами познакомимся с принципами общения.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое:

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить совместной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к тому, что самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную вовремя постель, а за сам факт его существования в этом мире.  

В основе настоящего, или истинного принятия, лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка – это признание его значительности в существовании семьи. 

  Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителями. Признание — зто сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своето ребенка, то они
стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть
маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных
трудностей. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять
все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают,
не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с
ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как
можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.
Признание — это еще
в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том,
чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребенок имел время прочувствовать и осознать совершенное им, и чтобы отец и мать были рядом и поддерживали его.

Признание формирует у детей чувство собственной значимости и не-
обходимости в своей семье.

Ребенок с самого раннего детства нуждается в признании, но особенно
это необходимо в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание, поиск жизненного пути.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи ребёнка, и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебнойнедели не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а так же позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то это позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в своих возможностях.

Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. 
 Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали  . Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Зто может бьггь связано с тем,
что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

 

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Очень значимим и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности.   Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают, заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступным — это значит в любую минуту найти в себе силу
отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком.

 Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребёнком это не значит  читать ему мораль или делать   с ним уроки.Быть доступным для него — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя.

Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование
привычки быть
 ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять
ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие
понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители – пример тому.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

Всё то, чему ребёнка учит.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль и поведения родителей в семье, Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать свое неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребенка. Если каждый день отец обещает приходить домой трезвым, но этого не выполняет, если мама обещает чему-то научить, что умеет сама, но этого не делает, — рано или поздно это вызовет протест ребенка и во что он выльется — трудно предсказать.

Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение.Если в обязанность сына или дочери входит уборка квартиры или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Если
у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей в данной проблеме — научить ребенка брать
ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность
поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и
проблемы в воспитании своих детей. Принятие родителями ответственности за поступки собственных детей порочно уже потому, что не ставит ребенка в ситуацию выбора, не учит ребенка осмысливать свои действия, не дает возможности распоряжаться собственной жизнью.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка - кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных иокружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне её, поступки родителей, их отношение к работе и к постороннимлюдям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета.

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего
желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно;

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребёнка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершённого проступка по отношению к другим людям и самому себе.  

Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они умеют прощать и просить прощение.  Допускаете ли вы возможность попросить прощениесобственного ребенка? Ребенок не будет просить прошения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка.

Признание собственного ребенка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребенку — понятия обратно пропорциональные.

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детейв отцовском доме.

Я думаю, что каждый из нас при желании   легко достигнет взаимопонимания со своими детьми.

Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жить в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки.  

Как сделать так, чтобы наши дети не огорчали нас, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? Во многом это зависит от нас, от нашего терпения, от нашего умения находить правильный выход из любых, пусть даже самых сложных ситуаций. Иногда, попадая в одну из таких ситуаций, в порыве гнева мы теряемся, выплёскиваем свои эмоции, и только потом начинаем обдумывать сложившуюся ситуацию. Но и тогда не каждый способен найти из неё правильный выход. Сегодня нас много, каждый – с огромным багажом жизненного опыта, знаний и умений. Я предлагаю вам  разобрать несколько ситуаций.   

мы, взрослые люди, должны сделать для себя вывод: что мы должны делать, чтобы наши дети писали в своих сочинениях «Моя семья – самая лучшая семья на свете!» (раздаются советы родителям)

Пусть для наших с вами  детей семья будет   уютным тёплым домом в котором всегда поймут, любят и ждут!

И закончить я хочу словами:

Дети – это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

        

Мы пред будущим в ответе,

Наша радость, боль и грусть,                  

Наше будущее – дети,

Трудно с ними – ну и пусть.

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.


СИТУАЦИЯ  1:

Подросток, который всегда ходит в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным и не желает идти в школу. Через некоторое время родители узнают, что взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, деньги приходилось отдавать. Как вы поступите в данной ситуации?

 

СИТУАЦИЯ  2:

Вам позвонили близкие, которые хотят заглянуть к вам в гости. Вы начинаете лихорадочно убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему ребёнку за помощью, и вдруг слышите в ответ: «Это твои гости, вот ты с ними и разбирайся». Как поступить в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ  3:

Ваш сын гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Как вы его встретите?

СИТУАЦИЯ  4:

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений у ребёнка. Они говорят о том, что с такими результатами его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Ваша реакция?


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1.Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения  - истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

2. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

3. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

4. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей  научите уступать, признавать ошибки и поражения.

5. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы  наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

7. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

8. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

9. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

10. Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

11. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей в доме. Никогда не рано учиться свободе.

12. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь: любая родительская карьера предполагает эту жертву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой дом – моя крепость

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока – комбинированный. Урок позволяет использовать разнообразные технологии: проектные, поисковые и др. За несколько дней до урока учащиеся получают творческие за...

"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"

Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними  близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...

Брестская крепость-крепость герой! Литературно-музыкальная композиция

Сценарий этой литературно-музыкальной композиции был разработан полсе прочтения книги Смирнова "Брестская крепость" и просмотра фильма А. Котта  с аналогичным названием. После постановки данного ...

Падение Белогорской крепости. Встреча с Пугачевым.

Урок литературы по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе....

"Моя семья - моя крепость"

Сочинение, посвященное к году благополучного детства и укрепления семейных ценностей ....

Брестская крепость

Компьютерная презентация, посвященная Великой Отечественной войне. Она рассказывает о героической обороне Брестской крепости....

Родительское собрание "Моя семья - моя крепость"

Родительское собрание "Моя семья - моя крепость"....