Воспитание ответсвенного отношения к обучению
статья на тему

Дынер Инна Михайловна

Содержание лекции построено на результатах предварительного анкетирования детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon лекция - памятка37 КБ
Файл anketa_dlya_detey.docx11.26 КБ
Файл anketa_dlya_roditeley.docx11.92 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению.

      Основное по объёму место в жизни подростка занимает учебная деятельность, т.к. в современных условиях подросток – всегда школьник. Однако по сравнению с младшими школьниками характер учебной деятельности подростка существенно меняется. Это связано не только с увеличением объёма информации и с тем, что на смену одному педагогу приходит несколько учителей, предъявляющих далеко не всегда одинаковые требования. В эту пору проявляются новые формы обучения, серьёзно изменяется содержание учебного материала. Оно представляет собой теперь систематическое изложение основ наук.

      В отличие от младших школьников, подростков характеризует более высокая норма учебного труда, связанная с новым отношением к знаниям, к учению, приобретающему в этот период личностный смысл. Часто в подростковом возрасте наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным  или даже отрицательным отношением к учению, жизнерадостно-наплевательским отношением к оценкам.

      Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, делая вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим.

     Причины неуспеваемости школьника:

- запущенность материала;

- пробелы в знаниях;

- отсутствие привычки трудиться;

- отсутствие интереса к учению;

- интеллектуальная пассивность (которую часто принимают за тупость или неспособность к учению);

-  неумение учиться (самая возможная причина неуспеваемости).

       Именно последняя причина ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями. Таким образом, вырисовывается линия взаимодействия между педагогами и родителями при решении важной задачи – научить школьника учиться.  

      Учитель всегда находит время в классе, чтобы объяснить приемы правильной работы. Но как поняли ребята его объяснение, как они пользуются этими приемами при подготовке домашних заданий и пользуются ли вообще, это, как правило, остается вне поля зрения учителя. Совсем в ином положении по сравнению с учителем оказываются родители, наблюдающие за приготовлением школьником домашних уроков.  У них есть полная возможность наблюдать весь процесс. И они могут оказать школьнику ту помощь, которую просто не в состоянии дать учитель.  

       Со стороны родителей важна помощь в организации учебной работы. Что можно посоветовать, если сын или дочь не могут усадить себя за уроки?  В общих словах можно ответить так: предстоит нелегкая работа по формированию у школьника умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот. Важно выработать привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Надо приучать ребенка все необходимое выполнять с первого напоминания, ни на что не отвлекаясь. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающее уважительное отношение со стороны взрослых.

      Очень важным моментом  в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является четкое установление времени для них. Уроки надо выполнять всегда в одно и то же время. Родители могут помочь правильно распределить  день. Необходимо установить, сколько времени ребенку требуется для выполнения уроков по каждому предмету. Важно обратить внимание на то, каким приходит ребенок с прогулки: отдохнувшим, «со свежей» головой или возбужденным, уставшим настолько, что на уроки не остается сил. Учитывая все это, родители могут определить разумное соотношение времени на уроки, прогулки, выполнение домашних обязанностей и т.п., чтобы одно не шло в ущерб другому.

      Родители, которые заботятся о том, чтобы у их ребенка было фиксированное время и закрепленное место занятий, очень способствуют этим самым выработке привычки  к обязательности выполнению уроков.  Родители, не придающие этому значения, ставят школьников перед дополнительными трудностями, которые могут стать одной из причин нежелания учиться.

       Важным компонентом учебной деятельности, которые обязательно должны быть сформированы у школьника, являются  самооценка и контроль. Большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребёнка отвечать им устные  уроки, просматривают его тетрадки; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы вовремя сел за уроки и выучил все, что задано. Но, оказывая помощь, родители должны помнить, что главная задача  заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше.  Ведь в подобной ситуации ребенок не будет чувствовать своей ответственности за  качество выполнения домашних заданий.

     Помощь родителей в учебной деятельности школьника – тот труд, в котором обнаруживаются разные грани семейной жизни, проявляется педагогическое кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

Методические рекомендации для учителя.

       Разговор строится на основе предварительно проведенного среди детей и родителей анкетирования ( Приложения 1,2)

Используемая литература:

1) Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. – М.: Педагогика, 1988.

2) Лупоядова Л. Ю. Копилка классного руководителя – 2. Родительские собрания. 5-7 класс. – Брянск: Курсив, 2004.

3) Хасанов А.Е. Тесты для родителей. – Минск, 1999.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Анкета для детей

-  По каким предметам ты испытываешь трудности в учении?_________________________________________________________

 -  Что именно затрудняет учение?____________________________________

-состояние здоровья (ты быстро устаешь на уроках)______________________

-у тебя дома есть своё рабочее место;________________________________

- у тебя нет необходимых принадлежностей и пособий для учебы;_________

- кто из старших тебе помогает;_______________________________________

- сверстники отрицательно влияют;_________________________________

-  у тебя есть пробелы  в ранее пройденном материале;____________________

-нет интереса к изучению предмета  (какого?)___________________________

- не могу быстро читать, писать, выделять главное;_______________________

-трудно запомнить  прочитанное, делать выводы, сравнения, ________________________________________________________________

- медленно делаю домашние задания________________________________

-слабо развиты некоторые качества личности (нет силы воли, внимания, быстро отвлекаюсь, трудно сосредоточиться;________________________

-особенности преподавания предмета учителем: быстро говорит, мало наглядности мало повторения, _____________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Анкета для родителей.

 -  По каким предметам чаще всего обращается за помощью ваш ребенок и можете ли вы ему помочь?________________________________________________________________

 - Какие трудности при выполнении домашних заданий испытывает ваш ребенок?_____________________________________________________________________

-имеет фактические пробелы в знаниях по предыдущим темам;_______________________________________________________________________

- не концентрирует внимание на усвоение главных целей темы или правил; знает правило, но не умеет его применить при решении задач и т.д.________________________________

- механически подгоняет решение под ответ или по шаблону применяет порядок решения предыдущих задач, упражнений;_________________________________________________

-не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении задания, спешит обратиться за помощью;__________________________________________________________________

-слабо владеет навыками учебного труда: чтение, письмо, счет, работа с книгой, заучивание и т.д.;______________________________________________________________

-не знает требований к оформлению домашних заданий._____________________________

- Сколько времени в день тратится на выполнение домашних заданий?________________) - Как вы помогаете ребенку выполнять задания?_____________________________________________________________________

- усиливаете требовательность, проверяете качество работы;________________________

-ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного повторения;________

- заставляете повторять содержание предыдущих тем, необходимых для решения задачи;

- в наиболее трудных местах подсказываете порядок решения;_____________________

- добиваетесь того, чтобы ребенок сам нашел ошибку в решении или  сами указываете ему на ошибку;___________________________________________________________

- помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров и т.д._______

 - Приходится ли вам регулярно заставлять ребенка садиться за уроки или он сам приступает к их выполнению?___________________________________________________

 - Каким образом стимулируете (поощряете) успешную учебу?________________________________________________________________________

 -  Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему ребенку для улучшения его успеваемости?_________________________________________________