О задачах родителей по воспитанию у детей духовной и этической культуры
статья на тему

Кузьменок Ольга Сергеевна

Выступление классного руководителя (учителя русского языка и литературы) на родительском собрании о развитии у детей этической и духовной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._o_zadachah_roditeley_po_vospitaniyu_u_detey.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьменок О. С., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 города Суража Брянской области

О задачах родителей по воспитанию у детей

духовной и этической культуры

Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость  воспитания духовной и этической культуры.

 Желание – основная движущая сила человеческой природы. Это энергия духа. Сейчас, в век насилия и беспорядков, от родителей как никогда раньше требуется, чтобы они взяли на себя роль духовных наставников своих детей. В нашей собственной природе заложено встречать жизнь с радостью. Вдохновение, энтузиазм и восхищение – это духовные качества. Без них не может быть духовной жизни ни в каком возрасте.

 По мнению И. А. Ильина, семья -  «первичное лоно человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарит человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:
первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту
и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение". Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
         Дети учатся главным образом на том, кто вы есть на самом деле, а не на том, что вы говорите. Они нуждаются в том, чтобы вы были для них образцом, примером, и в этом смысле их практика с самых первых дней своего существования – это наблюдение за вами. Если они видят, как вы растёте, меняетесь и находите всё больше смысла и радости в своей собственной жизни, выражение «Быть в гармонии во вселенной» приобретает реальную силу.

Сердце – духовный центр. Оно содержит тишину и мудрость.

Когда вы находите время для общения с природой, - отправившись в парк, бродя по лесным тропинкам, устроив пикник на берегу реки, - в каждом маленьком цветочке вы можете увидеть неограниченную способность к творчеству. Детей больше всего воодушевляют естественные чудеса, и вы можете поддерживать их переживание, обращая их внимание на то, как легко и свободно мы чувствуем себя среди природы. Когда вы созерцаете раскинувшееся над головой бесконечное небо или великолепие устремляющихся к нему вершин сосен, у вас в груди самым естественным образом рождается чувство «Я могу всё» в духовном смысле; открывающиеся нам бесконечные перспективы  мира природы дают нам почувствовать, что мы можем быть одним целым с этой бесконечностью.

Прежде всего поощряйте у детей желание быть счастливыми и добиться реализации своих возможностей, не иметь конфликтов и не вести борьбы, а также стремление ко всем прочим духовным наградам.

 При духовном подходе к жизни высказывание осуждений недопустимо. Нельзя никого судить, ни на кого нельзя навешивать ярлыки, потому что жизнь – это поле всех возможностей: всё находится внутри нас самих. Объясните детям, что желания, которые живут в их сердце, сбываются скорее, чем те, о которых мы постоянно говорим или предъявляем другим.

«Я» - это неограниченный дух, которому не нужно ни за что цепляться. Искать счастье нужно внутри, а не снаружи.

Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего и внешнего облика.

Очень часто человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего того, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока внешность, манера, стиль поведения. Срабатывает феномен первого впечатления, которое оказывается настолько сильным, что накладывает отпечаток на всё последующее общение. «Сначала одобряет глаз. Потом сердце».

Хорошие манеры, соблюдение норм этикета ценятся и почитаются в народе потому, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека.

Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей. Ядром в этой триаде является культура общения.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Стержнем, основой истиной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. Взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как они сами относятся к окружающим, родным, близким и, конечно же, к самим детям.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. В приличиях закреплены принятые в том или ином обществе формы приветствия, обращения друг к другу, оказания некоторых услуг, формы благодарности и извинений. Приличиями диктуется церемония знакомства, некоторые правила поведения в общественных местах, общения мужчин и женщин. Надо знакомить детей с ситуативным этикетом. Пусть знают, как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, среди друзей, среди малознакомых и совсем чужих детей. Пусть умеют быть приятными гостями и гостеприимными хозяевами, умеют поздравлять и одаривать, проявлять сочувствие и соболезнование. Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, умение понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Воспитание культуры речи входит в формирование культуры общения. Детей надо научить искусству завязывать и поддерживать беседу, их нужно научить для начала очень несложным вещам: отвечать на вопросы внятно, приветливо; задавать вопросы, имеющие прямое отношение к теме разговора; высказывать своё мнение; внимательно слушать собеседника. Искусство спорить формируется с детства. Кулак, ругань, перечисление недостатков собеседника и отрицательная оценка его качеств аргументами не являются. Зато очень может помочь в споре шутка. Чувство юмора и остроумие – качества, которые очень высоко ценятся.

Воспитание культуры внешности издавна считается существенным признаком воспитанности. А начинать нужно с привычки к безупречной чистоплотности. Культура начинается с умывания лица. С ранних лет надо воспитывать иммунитет к неопрятности. Не меньшее значение для характеристики внешности имеют позы, жесты, движения, мимика, которые являются показателями воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствии самоконтроля. Бывает, что ребята высоко поднимают брови, некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, искажают лицо гримасами. Всё это недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты вносят путаницу в общение, поскольку мимика является одним из тонких инструментов передачи информации. Человек может и должен управлять своим лицом. Не меньших забот родителей требует формирование культуры жестов и движений. Сами ребята на это редко обращают внимание. Они бессмысленно манипулируют различными предметами, трут кулаками глаза, постукивают пальцами по столу, болтают ногами, раскачиваются на стульях, подпирают стены и т. д. Границы приличного и неприличного должны быть известны ребятам.

Важнейший элемент культуры внешности – умение красиво одеваться. Элегантность создаётся не красотой отдельных вещей, а их гармонией, ансамблем.

Одну из самых важных естественных потребностей человека составляет потребность в пище. Но как по-разному удовлетворяют её люди! Одни едят жадно, торопливо; другие, брезгливо перебирая куски; зато третьи едят так, что при взгляде на них не только чувствуешь появление аппетита, но и получаешь эстетическое удовольствие.

Подростки и старшие школьники должны твёрдо усвоить требования этикета во всех его частях: это эстетика оформления блюд и стола; традиционные нормы, регламентирующие, как едят то или иное блюдо; особенности застольной беседы; поведение в столовой и др.

Очень ценный источник знаний о нормах поведения – книги. Но одно только знание правил не делает человека воспитанным. Истинно же воспитанным можно назвать лишь того, кто выработал прочные и устойчивые привычки. Чем чаще ребёнок повторяет нужные действия, тем поведение его становится непринуждённее и естественнее. Например, мальчик не раздумывает, нужно ли ему встать, разговаривая со старшим.

Уже в начальной школе дети должны усвоить основные стороны культуры поведения: знания и правила, связанные с личной гигиеной, вежливостью и культурой речи, точностью и обязательностью, с поведением на улице, в гостях и в общественных местах. Родителям надо следить, чтобы во всех случаях, в любой обстановке правило выполнялось детьми.

 Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни семьи, её быт, тон и атмосфера, которые там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми…как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами. Как вы смеётесь, читаете газету – всё имеет для ребёнка большое значение». Помните, что основное в воспитании культуры поведения – личный пример самих родителей.

Литература

  1. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
  2. Дарите детям любовь: материалы в помощь классному руководителю. Лекции для родителей /авт.-сост. Н. А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 150 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила для родителей по воспитанию гиперактивных детей

статья для родителей по воспитаню гиперактивных детей...

Ответственность родителей за воспитание своих детей

Содержит материал из Конституции РФ и Семейного кодекса РФ об ответственности родителей за воспитание своих детей....

Родительское собрание "Ответственность родителей за воспитание своих детей"

Презентация для выступления  на родительском собрании....

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей

Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивных детей...

Список литературы рекомендованный родителям по воспитанию глухих детей

Материал содержит список рекомендуемой литературы родителям по воспитанию глухих детей....

Родительское собрание по теме: «Ответственность родителей за воспитание своих детей»

laquo;Ответственность родителей за воспитание своих детей»...