Консультация для родителей.
консультация на тему

Молявко Светлана Александровна

Данный материал интересен для родителей, т. к. игры сс пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. У малыша развивается воображение и фантазия. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь не более 5 минут в день!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Терем-Теремок»

(пальчиковая гимнастика)

 

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

 

 

Каждый из нас когда-то был ребенком, и самые светлые  воспоминания и впечатления детства у каждого из нас связаны с играми. Время детских игр недолгое, но очень важное, поэтому его надо ценить.

Огромное значение для ребенка, начиная с младенческого возраста, имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, а это ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности.

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они и у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев. Глубину народной мудрости подтверждают и исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты тех же исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики, у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Причины моторного отставания у детей нужно связывать с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда ребенок не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени. Сегодня любой современный городской дошкольник знает, как пользоваться кухонным комбайном или компьютером, но каждый из них также может не знать, что  такое гречка, рис или горох, например.

В дошкольные годы жизни ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, в котором формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребенка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые еще не стали повседневными.

Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало знают пальчиковые игры. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

При систематических занятиях происходит быстрое улучшение не только качества речи, но и мышления ребенка. Если занятия по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности  коры головного мозга.

Учеными доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него  нормальное. И наоборот, если ребенок отстает  в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Затруднена речь, нет четкого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы — выход один: развивайте пальчики ребенка. Подобное развитие для большей эффективности должно сопровождаться интересом ребенка, положительными эмоциями и творчеством. Вы не только поможете ребенку справиться с проблемами в общении, не только подкорректируете его речь, но и заложите основу его успешной деятельности в школьные годы, потому что главное правило учебы - читая, мыслить.

Важно усвоить одно правило: если воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, необходимую для правильного развития детей, то это придаст творчеству только негативные эмоции. Поэтому процесс занятий должен быть занимательным и веселым. Это важно для самого ребенка, так как игру он воспринимает как интересный способ познания мира и людей, и чем осмысленнее и четче будут его игровые движения, тем активнее он будет проявлять себя, свои способности.   У старших дошкольников пальчиковые игры соотносятся с подготовкой к школе. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку, не пачкаться во время занятий с красками, не выходить за границы проведенной линии на рисунке и т. д.

Ребенок, с уже накопленным им опытом активных движений кисти руки может без особого труда по точкам обвести буквы, правильно выговорить все цифры до 20, нарисовать простые фигурки, например, круг или треугольник. Таким образом, чтобы механизм взаимодействия двигательной и речевой функции положительно повлиял на развитие речевых способностей ребенка, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев  рук.

Лепка — отличный способ не только для того, чтобы заинтересовать ребенка, но и способствовать активному развитию его мелкой моторики. Она просто необходима для развития сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Существует прямая зависимость между лепкой и развитием мелкой моторики: чем больше дети занимаются лепкой, тем лучше становятся движения их пальцев.

Мозаика предоставляет ребенку широкий  простор для развития пальчиковых движений рук. Материал для мозаичных работ может быть самым разнообразным: галька, камни разных размеров, непрозрачное  стекло, смальта, керамическая плитка, яичная скорлупа,  крупы, бисер, бумага.

Бумага — материал, который поддается постороннему воздействию, легко мнется, рвется, размокает от краски и клея. Поэтому работа с бумагой, с одной стороны, сложная, и требует от ребенка аккуратности, внимания, усидчивости, а с другой — увлекательная, интересная, творческая. Первоначально, когда рука ребенка еще плохо развита, обычно делают поделки, основанные на разрывании бумаги (аппликационные работы и рваные поделки) и на сгибании — оригами. Некоторые из игр и поделок потребуют работы с ножницами, а работа с ножницами — это также и прекрасная тренировка для детской руки на укрепление и развитие мелких мышц и мускульного аппарата кисти. Одним из видов бумажных игр является оригами.

Оригами — японское искусство складывания из бумаги различных фигурок, предметов и т. д. В нашей стране в настоящее время оригами приобретает все большую популярность. И это не случайно, т.к. развивающий потенциал  оригами высок в процессе складывания фигурок развивает глазомер, воображение, память и другие психические способности. Широко используются для развития мелкой моторики всевозможные альбомы для раскрашивания и штриховок. Разнообразные пальчиковые игры неисчерпаемы и если есть желание, то обязательно будет и возможность позаниматься с ребенком.

 

Рекомендуемая литература:

1. Н. С. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»

2. О.В. Узорова « Игры с пальчиками» « Найди спрятанную букву»

3. И. Закрочинская « Расскажи стихи руками»

4. С. Е. Гаврина « Развиваем мелкую моторику руки»

19 февраля 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....