родительское собрание Мотивационная сфера как ядро личности, виды мотивов идти в школу
презентация к уроку на тему

Понятие мотивационная сфера личности является одним из важнейших понятий психологии мотивации. 

Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. 

В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают:

мотивы, потребности, влечения, установки, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Скачать:

Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивационная сфера как ядро личности, виды мотивов идти в школу Автор Красных В.Н

Слайд 2

Понятие мотивационная сфера личности является одним из важнейших понятий психологии мотивации . Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают: мотивы, потребности, влечения, установки, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Слайд 3

1. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Мотивационную сферу человека можно сравнить со зданием, где в строгой иерархии (соподчинении) располагаются названные компоненты. 2. Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. Так, на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов происходит значительное обогащение мотивационной сферы, что выражается в появлении новых, различных по характеру мотивов. В эти же годы у детей формируются ведущие мотивы, которые и определяют поведение ребенка, его направленность. С возрастом мотивы меняются и преобразуются. Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. Развитие мотивов как таковых заключается в усилении или ослаблении существующих; в появлении новых и устранении существующих; в появлении синтетических мотивов.

Слайд 4

3. Сначала иерархические отношения мотивов не осознаются человеком полностью и проясняются в ситуациях конфликта (примером может служить «феномен горькой конфеты» А. Леонтьева, где личность рождается именно в борьбе мотивов). В жизни взрослого человека мотивы сталкиваются не так уж редко, требуя выбора одного из них. Такое столкновение — тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности. 4. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, изначально человек может побуждаться социальными мотивами («пишу доклад, так как мне его поручили»), а в процессе выполнения этого задания у него может возникнуть интерес к самому материалу, т. е. к содержанию деятельности. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф. Олпорт , А. Н. Леонтьев). Деятельностный характер формирования мотивации — одно из условий, способствующих рождению новых мотивов

Слайд 5

На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения.

Слайд 6

К побудительным относят установки, влечения, желания. Установка это механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и выражающаяся в готовности его к деятельности. Всякая установка представляет собой отношение потребностей субъекта к ситуации действия. Влечение представляет собой психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается или находится предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно необходимо переходит в желание. Желание есть переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Желание как мотив деятельности характеризуется отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения. Будучи эмоционально окрашенным, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание, таким образом, в отличие от влечения, является объективированным, опредмеченным переживанием.

Слайд 7

К притягательным мотивам относят интересы, мечты, идеалы, убеждения . Интерес форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. С.Л.Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Под помыслами при этом понимается сложное и неразложимое образование — направленная мысль, мысль-забота, мысль-приобщение, внутри себя содержащая и специфический эмоциональный заряд. Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей. Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Мечта выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта — это своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Если бы у человека не было образа желаемого будущего, то он не мог бы активно трудиться и преодолевать препятствия на своем пути. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Слайд 8

Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. В идеале человек особенно ценит то, чего ему, как правило, недостает. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором развития человека. Убеждения осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Помимо осознанности, убеждения характеризуются связью с миром чувств. Убеждения есть система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов. Убеждения выступают как сильнейшие побудители, как жизненно значимые мотивы поведения человека.

Слайд 9

-Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы туда не ходил. -Мне нравится учиться и делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился . – В школе весело и много ребят, с которыми можно играть – Хочу быть большим. Когда я стал учиться в школе, почувствовал себя взрослым, а до школы был маленьким. – Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь. – Мне нравится в школе, потому что я там получаю пятёрки. У каждого – свои причины для посещения школы. Эти причины в психологии называют мотивами, а совокупность причин (мотивов), побуждающих к деятельности, – мотивацией. Нельзя говорить о наличии у этих мальчишек только одного мотива посещения школы. Каждый ребёнок хочет получить пятёрку, стать взрослым, поиграть со сверстниками, узнать что-то новое. Можно вести речь о преобладании какого-либо мотива над остальными. Именно он и определяет поведение школьника и его успехи в учёбе.

Слайд 10

мотивы Внешние ( по отношению к деятельности) не связанные с деятельностью Внутренние ( связанные с деятельностью ученика) ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ: Ученик действует в силу долга, обязанности Ученик действует из-за давления родных, учителей При решении задач Желание получить хорошую оценку Добиться похвалы учителей БЕЗ КОНТРОЛЯ И НАПОМИНАНИЯ ВЗРОСЛЫХ МОТИВ НЕ АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ При решении задач Интересом к самому процессу и его результату Стремлением развить какие –то умения, качества Интерес к процессу решения Поиск наиболее рационального способа решения задачи… Интерес к результату

Слайд 11

В психологии существует закон, который описывает зависимость эффективности деятельности от силы мотивации Если мы говорим о внешней мотивации, то на первых порах усиление мотива ведёт к повышению успешности в деятельности. Но в определённый момент, индивидуальный для каждого, усиление мотивации снижает эффективность деятельности и даже разрушает эту деятельность. Слишком сильное желание иметь пятёрку рождает у ребёнка страх оказаться неуспешным. Такому ученику проще отказаться от трудного задания, чем выполнять его и получить низкую отметку. Ребёнок притворяется больным, уставшим, делает всё, чтобы не оказаться в ситуации неуспеха. А это верный путь к неврозам. Не требуйте от детей больше того, на что они способны. Не формируйте культ постоянного успеха.

Слайд 12

Если говорить о внутренней мотивации, то нарастание познавательной активности, желание узнать больше не приводят к разрушению деятельности. Учёба для таких детей – это интересное путешествие в страну знаний. Под влиянием правильно организованного учебного процесса у них формируется мотивационная установка на приобретение знаний. Мотивационная установка – это постоянное состояние готовности к удовлетворению потребности, в данном случае познавательной, и понимание необходимости удовлетворения этой потребностию .

Слайд 13

Рекомендация родителям : Отвечайте на вопросы, больше читайте, объясняйте, восхищайтесь, приводите примеры, поощряйте интересы и формируйте их. И тогда вам не придётся заставлять ребёнка идти в школу, постоянно контролировать его, переживать неудачи . Попробуйте понять ребёнка, поддержать и помочь ему, чтобы он всегда с радостью ходил в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

«ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ»

В работе рассмотрены понятия: мотивация, мотивационная сфера. учебная мотивация, мотивационная сфера старшеклассников, профильное обучение, мотивация к занятиям физической культурой. Мне, как учителю ...